Российский режиссер-мультипликатор Гарри Бардин провел творческую встречу «И вот наступило потом» в воронежском книжном клубе «Петровский» в субботу, 20 мая. Вечер состоялся в рамках проекта «Открытая библиотека. Диалоги».
Гарри Бардин известен как автор мультфильмов «Летучий корабль», «Пиф-паф, ой-ой-ой», «Серый волк энд Красная шапочка», «Брэк!», «Гадкий утенок» и других. За мультфильм «Выкрутасы» Бардин получил «Золотую пальмовую ветвь» – главную премию Каннского кинофестиваля.
На творческой встрече в Воронеже Гарри Бардин показал мультфильмы «Брэк!», «Адажио» и «Слушая Бетховена», ответил на вопросы ценителей анимационного кино и раздал автографы на своей книге «И вот наступило потом». Самые интересные фрагменты выступления Гарри Бардина – в материале РИА «Воронеж».
О поисках себя
– Я по образованию актер, режиссуре не учился. Окончил Школу-студию МХАТ с красным дипломом. На что Юрий Норштейн (режиссер мультипликационного кино – прим. РИА «Воронеж»), у которого нет диплома о высшем образовании, говорил, что человек с юмором не может окончить институт с красным дипломом. Наверное, завидует.
Я отработал в театре Гоголя пять лет. Есть такая молитва (хотя я не воцерковленный человек) – «Господи, дай мне познать себя». Постигать себя всю жизнь – вот что я советую молодым. Я писал рекламу для радио, делал передачу «АБВГДэйка», сочинял сценарии для кукольного театра, ставил пьесы. Потом увлекся озвучиванием мультфильмов, написал сценарий мультфильма. Мне поручили его поставить.
На защите моего первого мультфильма «Достать до неба» Иван Иванов-Вано высказался: «Я пять лет учу своих балбесов во ВГИКе, потом они делают диплом по принципу вот гвоздь, вот подкова, раз-два и готово. А тут я слышу, что какой-то Бардин пришел с улицы. Я поздравляю студию «Союзмультфильм» с таким приобретением».
Это было 10 октября 1975 года. И я понял, что нашел свою пристань. Именно в это время родился мой сын Павел, который стал режиссером кино. Сын добавляет свои «Ники» в семейную копилку. У меня их пять, у него – две.
О «Летучем корабле»
– Сделал «Летучий корабль». После этого ни один «Голубой огонек» не обходился ни без Водяного, ни без Бабок Ежек. Когда мы делали его, я не знал, что он станет хитом на многие годы. Когда делаешь, о результате не думаешь. Сейчас моя внучка спела в три года первую песню: «А я не хочу, не хочу по расчету…».
«Летучий корабль» – случайное попадание. Раньше делал по своим сценариям. Мне сказали на студии: «По своим любой дурак снимет, вы по чужому снимите». Я поменял сценарий, придумал мюзикл. Сейчас Максим Дунаевский говорит: «Надо нам еще пошалить», но пока не получается. Другие времена, и сам я другой.
О приглашении в США
– В 1992 году президент Walt Disney Animation Studios пригласил меня провести мастер-класс. Капиталисты – люди забавные, я проводил мастер-класс в их обеденный перерыв. Они жевали и задавали мне вопросы. И президент студии предложил мне остаться. А поехал я в США из голодной Москвы, где были пустые полки в магазинах. И он мне говорит: «У тебя будет три машины, дом, зарплата, которой ни у кого в России сегодня нет. Будешь делать сериал».
Президент приглашал меня одного, а за мной шли товарищи, которые мне верили. И я не мог их предать. Единственная ошибка в том, что об этом я рассказал моей жене. И тогда я узнал, кто я есть на самом деле. Но со временем она меня поняла, потому что все эти годы я делал то, что хотел. Правда, с трудом. Я не буду жаловаться сегодня.
О «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля
– Я делал веревочный фильм «Брак», и мы с директором картины пошли за проволокой. Веревка же сама стоять не может. Это был мой первый продюсерский ход: я нашел фабрику детской игрушки, где делали игрушки с каркасом из проволоки. Мне там сказали: «Приходите с непрозрачным целлофановым пакетом и с паспортами». Нам кинули два больших мотка, и мы их унесли: один ушел на «Брак», второй остался лежать у меня на антресолях.
После «Брака» я решил применить этот моток для другого фильма. Задумался: «Человек должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына. А если ему мешают внешние обстоятельства?». Тогда родилась идея фильма «Выкрутасы» о том, как советская власть поставила защиту рубежей выше человеческой жизни. С сопроводиловкой на предмет цензуры сценарий ушел в Госкино. В сопроводиловке редактор написал: «Исследуется психология частного собственника, что мы нередко видим на садовых кооперативных участках». Слава богу, Канны поняли истинный смысл этого фильма, и я целовал руку Клаудии Кардинале, которая вручала мне «Золотую пальмовую ветвь».
О пиратских копиях
– На пиратов, которые копируют мои фильмы, я не злюсь. Пусть постят друг другу, выставляют в соцсетях. Мне говорят: «Давайте на платном портале разместим ваши мультики». Но я знаю наших людей – если стоит платный туалет, но можно рядом бесплатно в кусты сходить, они сделают бесплатно. Поэтому пусть постят. Это приятно, что я молодежи интересен, я не вышел в тираж. Радует, что фильмы, сделанные 30 назад, до сих пор интересны.
О компьютерной анимации
– Отношение к компьютерной анимации хорошее, но это не мое. Я ретроград – снимаю не на цифру, а на пленку. Я люблю ручную работу и всегда отличу компьютерный мультик от ручного. Придаю этому некое мистическое значение, потому что в том, что мы делаем руками, присутствует душа мультипликатора, аниматора. От его пальцев, души, от его настроя зависит это движение. Не зря он называется аниматор. Анима – это душа, аниматор – это одушевитель. То есть он одушевляет неодушевленное тело и заставляет зрителя поверить, что они живые. А компьютером у меня на студии пользуется бухгалтер.
О фильме «Брэк!»
– Когда решил делать антибоксерский мультфильм, понял, что мне нужно познать бокс. Пошел в Институт физкультуры и спорта. Вы видели тренеров в мультфильме: у одного нос в одну сторону, у другого в другую. Я нашел ребят, знающих, как делать такие носы. Они показывали мне учебные фильмы, рассказывали, как черная бомба Детройта красиво пускает в нокаут.
Тогда я понял, что и здесь есть поэзия, проникся этим видом спорта. Теперь, когда случайно натыкаюсь на профессиональные боксерские бои, я смотрю. Но на съемках мне нужно было переводить все новые знания в пластику хореографии, что я и пытался сделать. Девять месяцев ушло на этот фильм.
Зиновий Гердт и Михаил Державин озвучивали тренеров. Когда я показывал «Брэк!» в США, американцы мучительно вслушивались: «Что он говорит?». Я: «Это абракадабра». Но когда показывали в Мадриде, там смеялись. Я не мог понять, почему. Оказалось, Зяма добавил фразу «Асто Маньяно», это значит «До завтра». Не к месту, но смешно.
О заработке мультфильмами
– Меня часто спрашивают, можно ли заработать мультфильмами. Нет. У меня был обидный разговор с сыном, когда он вошел в пубертатный период. Сын говорит: «Пап, как ты считаешь, ты состоялся в профессии?». Я: «Мне кажется, да». А он: «Тогда где наша загородная вила? Где яхта? Где длинная машина?». Я стал что-то лепетать про «Золотую пальмовую ветвь», про гран-при там, про гран-при тут. Его это не убедило.
Прошли годы, мой сын закончил журфак МГУ, работал в газетах, журналах, на телевидении, на радио «Эхо Москвы», поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, снимал всякую ерунду – «Клуб» и еще что-то. А потом он решил снять кино, которое считает важным, это псевдодокументальный фильм-драма «Россия 88».
Мы с матерью с большим трудом купили ему однокомнатную квартиру в Москве. Он, не поставив нас в известность, продал квартиру, и на эти деньги сделал кино. Я понял, что для него важнее было сделать кино. И тогда мы с сыном стали единомышленниками.
О мультфильме «Гадкий утенок»
– «Гадкого утенка» делали шесть лет – это полнометражный фильм. Там четыреста кукол, их нужно было изготовить. Всех персонажей надо передвигать, шла покадровая съемка. Также была большая работа, когда оркестр Владимира Спивакова записывал музыку. Мы сделали вокальное наложение Хора Турецкого и всех певцов. А потом я сидел четыре месяца и прослушивал запись. Я это делал у себя на студии, а если бы были соседи, то они думали бы, что я с ума сошел. Потому что одну и ту же музыкальную фразу я должен был прослушать 40-50 раз. Пока не возникало в голове то самое движение, которое я считал необходимым в этом месте.
О работе в команде
– Моя студия «Стайер» существует 26 лет, я ею руковожу с 1991 года. Я забочусь, чтобы на моей студии была хорошая атмосфера. Люди должны понимать меня с полуслова, чтобы я не задумывался о форме выражения: поймет, не поймет, сечет юмор, не сечет.
Руководить серостью – очень просто, а талантами – сложно. У каждого свое видение. Поэтому нужно уметь заразить всех своим видением, чтобы мы стали единомышленниками, чтобы я не был тираном.
Я – демократ, но жесткий. Стараюсь, чтобы фильм в конце не стал лоскутным одеялом. Если каждый будет тянуть в свою сторону, потеряю фильм. Считаю, что профессионализм – это бескомпромиссное движение от замысла к воплощению.
Справка РИА «Воронеж»
Гарри Бардин (настоящая фамилия Барденштейн) родился 11 сентября 1941 года в Оренбурге. Получил актерское образование, окончив Школу-студию МХАТ в 1968 году. Снимался в фильмах «Розыгрыш», «Подарок судьбы», «Москва слезам не верит», «Личное дело судьи Ивановой». С 1968 по 1973 годы работал в театре имени Гоголя. Делал передачу «АБВГДэйка».
В 1974 году выступил соавтором пьесы «Дон Жуан» и по приглашению Сергея Образцова стал режиссером-постановщиком в Московском кукольном театре. С 1975 года – режиссер-мультипликатор студии «Союзмультфильм». Работал над знаменитыми мультфильмами «Консервная банка», «Летучий корабль», «Пиф-паф, ой-ой-ой», «Прежде мы были птицами».
Бардин использует необычную технику и материалы. Спички – в «Конфликте», веревки и проволоку – в «Браке», проволоку – в «Выкрутасах», оригами – в «Адажио». В 1988 году за мультфильм «Выкрутасы» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, как за лучший короткометражный фильм.
В 1991 году основал студию по производству мультфильмов «Стайер», на которой выпустил фильмы «Чуча», «Кот в сапогах», «Серый волк энд Красная шапочка», «Гадкий утенок» и другие ленты.
Заслуженный деятель искусств России, удостоен Государственной премии, а также пяти премий «Ника». В 2013 году выпустил автобиографическую книгу «И вот наступило потом».