В среду, 18 июня, директор Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков подвел итоги главного культурного события года. Четвертый Платоновфест проходил в Воронеже с 5 по 15 июня, за десять дней события фестиваля (более 40 показов спектаклей и представлений и 18 концертов) посетило более 66,5 тысяч зрителей: по данным дирекции форума, продано более 22 тысяч билетов на спектакли, концерты и выставки, еще 44 тысячи человек побывали на бесплатных мероприятиях.
При этом в статистику не включили пикник Книжного клуба (из-за дождя, который полил в первый день пикника, люди то приходили, то уходили, и подсчитать посетителей точно оказалось сложно) и всех посетителей фестивальных выставок – некоторые из них будут работать до августа.
– Пропорция наметилась очень интересная: треть событий – для любителей искусства и две трети – для всех, что-то в этом есть, – подвел итог Михаил Бычков. – Кроме того, в этом году получилась довольно приличная социальная составляющая: если речь шла о людях с ограниченными возможностями или других социально незащищенных категориях, мы старались не отказывать никому из тех, кто просил у нас билеты на события фестиваля.
По словам Михаила Бычкова, у дирекции фестиваля уже есть наметки на пятый Платоновский: «это процесс постоянный, с кем-то не удается договориться сразу, кого-то ждали больше двух лет».
– Всё обещает, что в следующем году платоновская программа станет шире. Эта часть программы не всегда зависит от нас, постановки по Платонову выходят с разной степенью интенсивности, но сейчас я знаю уже 4-5 спектаклей, которые мы хотели бы показать в следующем году. Кроме того, могу сказать, что назрели определенные структурные и, возможно, организационные корректировки. Модель фестиваля и управления им мы создали в 2011 году, с тех пор объем фестивального продукта изменился как минимум в два раза, а количество людей, структура и система субсидирования остаются прежними. Если все-таки социальная составляющая и пропорция 1:2 платных и бесплатных мероприятий сохранится, если мы сохраним этот масштаб фестивальных событий, то, конечно, команду фестиваля надо расширить и укрепить.
Как и в прошлом году, Платоновский фестиваль сохранит нацеленность на события и постановки «для людей, готовых удивляться», однако, подчеркнул Михаил Бычков, «его целью не является выбор вещей странных и демонстрация эксперимента ради эксперимента».
– Идея состояла в том, чтобы показать многообразие искусства в географическом, стилистическом и жанровом качестве, поэтому было много стран и форм, была музыка мира и уличные театры, в программе был и балет, и театр-балет «Устрица», и «Войцек» (что это такое по форме, даже сложно сказать), и «Вспоминая утраченное», и «Острова», и, мне кажется, показать это многообразие удалось. На самом деле, по большому счету, с точки зрения профессионального театрального процесса, ничего сверхэкспериментального на нашем фестивале нет, это были обычные разные по форме постановки, представляющие современный театр. Программу эксперимента надо готовить отдельно и показывать отдельно, специально готовя публику, чтобы какой-нибудь патриот не возмутился, что актеры из Эстонии играют на эстонском. В этом году мы старались точнее ставить возрастные ограничения и лучше информировать публику, но, мне кажется, и сама публика меняется, воронежские зрители становятся более подготовленными в культурном плане и более открытыми.
Сохранится на пятом Платоновском также программа «Музыка мира» («очень понятное для меня направление, мне приходит на почту дикое количество приглашений и предложений от продюсеров, только успевай их анализировать») и, скорее всего, крупные уличные мероприятия, хотя, как признался Михаил Бычков, в некоторые моменты из-за поведения толпы он несколько раз оказывался «в предынфарктном состоянии».
– С одной стороны, меня приятно удивило то, какое количество публики было на проспекте Революции во время парада уличных театров. Вы не представляете, как я беспокоился, начиная от дождей и кончая этим холодным пустынным утром на проспекте: я же никогда такого не делал, это дебют. А потом люди откуда-то взялись, и солнышко выглянуло, и, конечно, счастливые лица и улыбки, счастье на лицах людей – это потрясающе. Но, с другой стороны, были люди, готовые попасть под колеса грузовика, люди, которые не думали о своей безопасности, о безопасности своих детей, о безопасности артистов, люди, которые ради того, чтобы сделать снимок, бросались под ноги ходулистам… Публика у нас не избалована такими мероприятиями, и люди просто, как голодные, набросились на эту процессию, на эти яства и, может быть, не очень опрятно, в том числе и руками, ими наслаждались. Я хочу это продолжать, хочу ввести такие события в культурный оборот, чтобы люди учились в том числе более дисциплинированно к ним относиться, чтобы появлялись какие-то правила и ритуалы, но я привык к камерной работе, и работа с большим количеством людей меня несколько пугает. К тому же как директор фестиваля, как организатор, я несу личную, в том числе и уголовную, ответственность за все, что происходит на фестивале. Когда парад свернул с проспекта на Театральную, а там не было перекрыто движение, когда во время спектакля в "Алых парусах" толпа пошла через огонь на пляж, это было мое предынфарктное состояние и моя ответственность.
По-прежнему у фестиваля остается много проблем, в том числе, технического характера. Не хватает квалифицированных кадров, не хватает хорошо оборудованных фестивальных площадок.
– Кроме зала Event-Hall и отреставрированного Театра драмы, все требуют дополнительного и очень серьезного оснащения, это если говорить только о райдерах. Огромная проблема на штанкете что-то поднять, это технические условия не вчерашнего, а позавчерашнего дня, и при них мы хотим видеть сегодняшнее и завтрашнее искусство. Я не касаюсь при этом еще комфорта зрителей: когда гости фестиваля выходят из зала Театра оперы и балета, послушав Плетнева и заходят в туалет театра – это особое приключение, вопросы, которые во всем мире решены, в Воронеже остаются – жидкое мыло, туалетная бумага, простейшие вещи, на которые как бы нет средств. Проблема кадров (хотя на всех площадках очень добросовестно работали техники и администраторы, мы им очень признательны) в городе просто нет нужного количества людей. К примеру, по райдеру театра Пушкина мы должны предоставить 10 монтировщиков, а у нас просто в городе столько нет. Но все это не значит, что нам надо грустить, это все побуждает видеть проблемы в нашем доме и наводить программы.
В целом же, отметил Михаил Бычков, на гостей фестиваля Воронеж производит прекрасное впечатление.
– По мнению всех участников фестиваля, у нас очень эмоциональный и отзывчивый зритель, у нас хороший отклик, участник фестиваля уезжают наполненными от города, погоды, зелени, от самого фестиваля, который они успевают почувствовать как праздник. Все отмечают, что мы, воронежцы, – хлебосольные, отзывчивые, любопытные и отчасти щедрые – мы готовы звать, покупать билеты и интересоваться.