Премьера спектакля «Ребенок» по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе прошла на большой сцене воронежского Камерного театра в субботу, 18 декабря. Москвич Антон Федоров выступил в нем и как режиссер, и как художник. Корреспондент РИА «Воронеж» побывала на генеральном прогоне спектакля накануне премьеры.
О чем пьеса
Тридцатилетние Агнес и Фредерик встречаются на остановке под дождем. У него за плечами разгульная юность, у нее – запутанная личная жизнь. Рядом маячит призрак прошлого Агнес – собиратель пустых бутылок Арвид. Знакомство бурно развивается, молодые люди начинают жить вместе, Агнес беременеет, но теряет ребенка.
Кто автор
Юн Фоссе – норвежский прозаик, поэт, драматург. Его драмы – одни из наиболее востребованных сегодня на сценах мира. Первый роман Фоссе написал в 1983 году, а драматургией занялся в 1992-м – уже в статусе состоявшегося писателя. Многие литературные критики называют Юна Фоссе «наследником» Генрика Ибсена.
«Когда мои пьесы только начинали играть за рубежом, меня постоянно сравнивали с Генриком Ибсеном. Меня стали величать «новым Ибсеном» и все такое. Я считаю это несправедливым и по отношению к Ибсену, и по отношению ко мне. Фактически Ибсен, после Шекспира и в конкуренции с Чеховым, один из трех наиболее играемых драматургов в мире. А когда один из трех самых великих драматургов родом из крохотной Норвегии, это не так уж и плохо. Тем не менее у меня никогда не возникало ощущение, что я обретаюсь в тени Ибсена», – рассказал автор специально для предисловия к русскому изданию антологии его пьес 2018 года «Когда ангел проходит по сцене».
Однако фамилии Ибсена и Фоссе дважды звучали рядом официально, а не в качестве метафоры. В 1996-м Юн Фоссе получил норвежскую «Премию Ибсена», а в 2010-м – «Международную Премию Ибсена» – театральную «Нобелевку».
Кто работал над спектаклем
Режиссер и художник
Москвичу Антону Федорову 40 лет. Он считается одним из самых востребованных молодых российских режиссеров. Ученик Юрия Погребничко, создателя собственной режиссерской системы, где тесно переплетены методы классического и авангардного театра. Спектакли Федорова, выпущенные в 2020 году – «Петровы в гриппе» в Гоголь-центре и «Королевство кривых» в Альметьевском татарском драматическом театре, – номинанты и лауреаты премии «Золотая маска». Одна из последних работ Федорова – «Иваново детство» в Казанском ТЮЗе – также выдвинута на соискание этой премии в четырех номинациях, в том числе – как лучшая работа режиссера и художника.
– Фоссе – автор, который дает тебе свободу, свободу для поиска и для разговора. Про его пьесу «Ребенок» нельзя сказать: «Она про это или про то». Это такой коллаж из эмоций, переживаний, непониманий, иронии, юмора – объемный срез жизни, – объяснил выбор пьесы Антон Федоров.
Художник по свету
Игорь Фомин – художник по свету из Санкт-Петербурга. В 2007 году познакомился с инженерным театром АХЕ и с театром DEREVO. С 2009 по 2011 год учился в культурном центре Хеллерау в Дрездене. Неоднократный номинант премии «Золотая маска» – в том числе за одну из последних работ в «Старом доме» над спектаклем «Танцующая в темноте» режиссера Елизаветы Бондарь.
С режиссером Антоном Федоровым он познакомился в Альметьевском театре драмы на выпуске спектакля «Королевство кривых» в 2020 году. С того момента творческий тандем создал еще две работы – «Иваново детство» в Казанском ТЮЗе и «Буковски» в московском Гоголь-центре.
– С самого первого выпуска мы как-то сдружились и поняли друг друга. Нам с Антоном не нужно много говорить. Мы можем репетировать практически молча, общаться знаками – и так становится ясно, что именно нужно. Антон знает, чего хочет, у него много режиссерских задумок, и он понимает, как их реализовать, но особенно мне нравится, что при всем существующем объеме его спектакли лаконичны и минималистичны, – рассказал Игорь Фомин.
Композитор
Григорий Калинин – московский актер, кинорежиссер, оператор-постановщик и композитор. Занимается музыкой с детства. Калинин и Федоров – близкие друзья. В 2020 году они вместе выпустили спектакль «Петровы в гриппе».
– Музыка связывает нас постоянно. Антон тоже музыкант. Недолгое время мы вместе играли в группе «Радиопешка». Антон был на бас-гитаре, я на клавишах. У нас общие вкусы, общие «музыкальные боги». С детства я писал музыку «в стол», но в 2015 году мы с моим другом Сергеем Шайдаковым организовали группу Stolen Loops и впервые выступили на сцене Лендока в Санкт-Петербурге. Там мы исполнили наш оригинальный саундтрек к немому фильму Якова Протазанова «Аэлита», который впоследствии еще несколько раз играли в Москве. На один из концертов я пригласил Антона, ему очень понравилось наше выступление. И вот буквально через полгода Антону поступило предложение поставить «Петровых в гриппе», и он пригласил нас с Сережей написать музыку и придумать весь саунд-дизайн для этого спектакля. Весь репетиционный период мы находились внутри процесса вместе с Антоном и актерами. И на каждом спектакле мы исполняем все «вживую» – там очень сложная партитура. Так мы сотрудничаем последние два года. А теперь вот выпускаем «Ребенка», – объяснил Григорий Калинин.
Видеохудожник
Алексей Бычков – фотограф, оператор-постановщик, видеохудожник и кинорежиссер. Учился во ВГИКе на кинооператорском факультете у Вадима Юсова. Работал на федеральных каналах. Режиссер-постановщик и оператор короткометражного фильма «Натанель». С 2014 года работает в составе творческой части Камерного театра. Номинант премии «Золотая маска-2018» – за работу над оперой «Родина электричества». Оператор-постановщик спектакля «Бальзаминов» режиссера Михаила Бычкова, видеохудожник танцевального спектакля хореографа Павла Глухова «Плот Медузы» – номинанта премии «Золотая маска-2022» и еще нескольких спектаклей текущего репертуара.
– В спектакле «Ребенок» Антон отвел большую роль в сценографии видеоофрмлению. Это моя первая с Антоном работа. Мне было очень комфортно работать над этим спектаклем, потому что режиссер точно знал, какое пространство он хочет видеть на сцене. У нас появлялось много новых идей в процессе работы. А так как Антон совмещает роли художника и режиссера, он создал декорацию, которая очень интересно принимает проекцию. Локации, в которых разворачиваются события, решены минималистично, даже схематично. Благодаря видео зритель погрузится в атмосферу знакомых для каждого пространств: новой квартиры, больницы, остановки и других, – рассказал Алексей Бычков.
Что интересного в спектакле
В описании спектакля на сайте Камерного подчеркивают, что текст пьесы не является для режиссера основой спектакля – он, скорее, опирается на темы и вопросы, затронутые драматургом. Антон Федоров раскладывает на составляющие элементы повседневную жизнь и вместе с актерами изучает модели поведения, принятые в современном обществе. Зритель погружается в проживание, казалось бы, простой истории, но попадает в пространство множества вопросов, которые когда-либо задавал себе каждый.
Действительно, написанный «лесенкой», короткими фразами без знаков препинания, текст Фоссе оставляет обширное пространство для интерпретаций. В Камерном пошли дальше – добавили сцену, почти полностью состоящую из междометий:
– Ага.
– А вот...
– Ага...
– Ну...
– Ага!
Между обрывками фраз, недоговорками одна из главных молодых звезд Камерного Яна Кузина (Агнес) рисует узнаваемый и потому забавный эпизод из жизни молодой семьи. И если главная героиня отвечает за развитие действия и движение вперед, то персонаж Михаила Гостева (Фредерик) – за рефлексию. Именно его обрывистые диалоги со множеством гипнотических повторений, отдающихся эхом в фразах партнеров, практически погружают зрителей в транс.
Видеомэппинг Алексея Бычкова воспроизводит повторяющийся от пьесы к пьесе, почти навязчивый образ Юна Фоссе – комнату. Она то предстает архитектурным планом помещения, то иллюстрирует разрушающееся хрупкое счастье героев, то деконструируется вместе с авторским текстом.
Несмотря на технические возможности Камерного театра – подвижные декорации, проекции, видеовставки – и большое количество задействованных актеров, спектакль оставляет ощущение интимного и личного разговора. Во многом это заслуга художника по свету Игоря Фомина, который доступными ему средствами передает зябкость дождливой улицы, торжественность церкви, ностальгию о безмятежных днях, безвременье ожидания.
Спектакль заканчивается танцевальной сценой, которую поставила хореограф Виктория Арчая. Танец одновременно иронизирует над содержанием спектакля и позволяет зрителю покинуть зал с легким сердцем.
Билеты на декабрьские показы «Ребенка» уже раскупили, но спектакль дважды покажут в Камерном в январе 2022 года. Возрастное ограничение 18+.