, Воронеж
  • 11533

Метеоролог Леонид Акимов: «Климатические качели – норма для Воронежской области»

Ученый рассказал, что будет происходить с погодой в регионе в ближайшем будущем.
Метеоролог Леонид Акимов: «Климатические качели – норма для Воронежской области» Метеоролог Леонид Акимов: «Климатические качели – норма для Воронежской области»
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

В последние годы погода в Воронежской области стала капризной: жители региона наблюдали перепады от холодного до аномально жаркого лета, заморозки весной, сильные ливни. Корреспонденты РИА «Воронеж» поговорили с метеорологом, заведующим кафедрой природопользования ВГУ Леонидом Акимовым о том, что происходит и будет происходить с погодой в регионе и как на Воронежскую область влияет глобальное потепление.

Миксеры природы

– Главная метеорологическая тенденция сегодня – глобальное потепление, о котором все говорят. А что это означает в практическом смысле? Значит ли это, что год от года должно становиться жарче везде?

– Примерно до 1980-го года общепланетарная температура была отрицательной. Потом произошел резкий скачок, и среднегодовая температура по планете стала положительной – 1,3 градуса. Те перепады погоды, которые мы сейчас наблюдаем, это работа атмосферы по ее «выравниванию». Природа – это очень точно отлаженный организм. Как человеческий. Стоит температуре нашего тела подняться до 37, то есть буквально на десятые доли градуса, мы уже чувствуем себя больными. Так и в природе. Здесь колебания устраняются работой циклонов и антициклонов. Гроза – это тоже миксер природы, предназначенный для регуляции, только в меньших масштабах. То есть природа теперь сама старается выровнять климат, вернуть его в те границы, в которых он находился прежде. 

Если говорить о Воронежской области, наш регион находится в центральной полосе. С одной стороны у нас Арктика, а с другой, не так уж далеко юг, тропики. Климат показывает нам свои возможности. При столкновении воздушных масс с севера и юга возникают такие природные явления, как, например, сильный дождь длительностью 20 минут, что мы наблюдаем последний месяц. А так как атмосфера стала работать более активно, мы наблюдаем резкие перепады погоды. Например, раньше мы просыпались утром в Воронеже, за окном было +18, а днем температура поднималась до +25. А теперь мы можем увидеть утром +20, а днем +35, а через неделю утром +9, а днем +20. Если посчитать среднюю температуру, она окажется в пределах допустимого, но изменчивость, перепады погоды стали для нас более характерны.

– Это особенность именно нашего региона?

– Не только. Это связано с тем, что глобальная температура планеты повысилась. Просто в разных регионах это проявляется немного по-разному. Например, в северных регионах средняя продолжительность антициклонов увеличилась с 10 до 20 дней. Где-то, где стояли циклоны, увеличилась их интенсивность. Активность погоды усилилась. И эта тенденция будет сохраняться.


– В школе мы проходили, что климат Воронежской области умеренно-континентальный. Можно ли сказать, что сейчас он изменился?

– Тут нужно различать, что погода – это фактическое состояние сегодняшнего дня, а климат – усредненные показатели за большой отрезок времени, как правило, 30 лет. Даже если сегодня стоит ужасная жара, это не значит, что поменялся наш климат. Существенных изменений в климате пока не произошло. Есть небольшое потепление, но тенденция повышения температуры в Воронежской области – 0,05 градуса за 10 лет. Это говорит о том, что климат у нас более-менее стабильный.

Размывание границ

– Еще в советское время Воронежская область считалась идеальным регионом с временами года, протекающими по классическим канонам. Лето было стабильно жарким, весна – теплой, осень – дождливой, а зима – холодной и снежной. Сейчас, получается, границы времен года размылись?

– К сожалению, смещение сезонов для нас теперь норма. Самым холодным месяцем раньше считался январь, теперь же мы наблюдаем, что самый холодный – февраль. В этом году, я вам обещаю, самым жарким месяцем будет август. Сейчас прошел холодный фронт, и опять начались жара и духота, высокая влажность. Чем плоха такая погода – увеличивается нагрузка на организм. Когда мы молоды и здоровы, это может пройти незаметно. Но с возрастом, с появлением болезней ослабленные люди чувствуют такие перепады гораздо сильнее.

– А остались ли вообще на планете сейчас места с классической зимой и летом?

– Наверное, нет. Именно из-за повышения общепланетарной температуры. Сама атмосфера сейчас включила механизмы терморегуляции. Холод устремляется в сторону экватора, чтобы охладить его, а тепло с экватора направляется на холодные полюса, чтобы нагреть их. Погодные градиенты меняются во всем мире.

– Какие черты стали характерны для климата нашего региона в связи с этим?

– Я бы назвал это климатическими качелями. Особенность Воронежской области заключается в том, что она оказалась между двумя основными климатическими объектами – холодной монгольской и теплой исландской депрессиями. Погода идет либо с севера на юг, либо с юга на север, и проходит как раз по нашему региону. Колебания происходят туда-сюда. Я не знаю, насколько длительным будет этот период, но мы в него вступили. Теперь погода, к сожалению, будет переменчивой. Нас действительно будет качать, как на качелях, то в одну, то в другую сторону. И пока мы даже не можем предсказать, будут ли эти качели раскачиваться сильнее или, наоборот, замедлять свой размах.

Леонид Акимов на учебной метеостанции факультета географии и геоэкологии ВГУ
Фото – Виталий Грасс

– Означает ли это, что нам теперь стоит чаще ждать каких-то стихийных бедствий – наводнений или, наоборот, засухи?

– Да. Например, в течение июля мы наблюдаем ливни, очень сильные, с грозой, но при этом кратковременные. Дожди заканчиваются буквально за 20 минут. Нам надо быть готовым к тому, что подобная непогода будет частой, но недолгой. Кучево-дождевые облака имеют малые размеры, а скорость их перемещений – где-то 50 км/ч. Кроме того, они сопровождаются, как правило, шквалистым ветром скоростью до 30 м/с. Интенсивность осадков связана также с резким перепадом давления. Поэтому дожди будут проходить максимум за 30-40 минут.

Предупрежден – значит вооружен

– Можно ли как-то подготовиться к этому?

– Все эти вещи необходимо учитывать при строительстве, при планировании городов. Надо рассматривать ливневые стоки, делать их такими, чтобы они могли справиться с кратковременными, но сильными ливнями. Деревья тоже представляют определенную опасность. Средний возраст деревьев в Воронеже – 50-70 лет, они уже выработали свой ресурс. У нас действует запрет на вырубку деревьев, но может быть теперь уже пора это пересмотреть, пора обновлять зеленые насаждения. И необходимо подумать о том, какие именно новые деревья сажать. Конечно, тополь – хорошее дерево для очистки воздуха, но сколько проблем от пуха! Если они так незаменимы, можно высаживать хоть целые островки тополей, но вдали от города и автомобильных дорог. А вдоль дорог, может быть, не надо сажать такие высокие деревья, которые могут упасть и нанести вред проводам электропередач и машинам. Вот, например, были пробки на Московском проспекте в районе памятника Славы, но перенесли остановку и переход – и стало ощутимо лучше. Это исправление каких-то неудачных решений, ошибок, допущенных самими людьми, и с природой должно быть то же самое. К примеру, в Японии научились строить дома, устойчивые к землетрясениям – это же тоже подстраивание под природные условия. Властям стоит больше спрашивать людей, простых жителей, об их мнении, привлекать ученых из наших учебных заведений. Все вместе мы сможем сделать город лучше, подготовиться к любым рискам, которые может преподнести нам природа.

– Ученым удалось установить, с чем был связан резкий скачок общепланетарной температуры?

– Доподлинно это пока неизвестно. Ведь мы даже не знаем, каково на самом деле ядро нашей планеты. Максимальная длина бурения – 12,5 км. А радиус Земли – почти 6,5 тыс. км. Может быть, Земля сама нагрелась изнутри, может быть, это влияние из космоса. Антропогенные факторы – это самое простое, что можно предположить, но они не объясняют всего. Зато мы можем их контролировать. Почему Америка отказалась подписывать договор по климату 1979 года? Потому что перестройка крупных предприятий, чтобы они были более экологичными, это большие трудовые и денежные затраты, при этом такие, которые не окупятся. 

– Наши российские промышленники тоже не готовы уменьшать выбросы?

– Эти вопросы решаются на уровне президентов стран. Я думаю, что если такое решение будет принято, то для этого будет сделано все. Сейчас, на мой взгляд, нужно разрабатывать не долгосрочные прогнозы, а сценарии возможного развития ситуации. Чтобы быть готовым и к засухам, и к ливням, и к заморозкам в середине лета.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: