Шестой международный Платоновский фестиваль искусств проходил в Воронеже со 2 по 14 июня. В 2016 году о Платоновфесте много говорили за пределами Черноземья – события форума освещали журналисты со всей страны. Платоновский попал в несколько гидов по обязательным к посещению фестивалям за пределами столиц и получил множество высоких оценок от федеральных изданий. Корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали самые интересные отзывы о Платоновфесте в российских онлайн-СМИ.
Придуманный режиссером Камерного театра Михаилом Бычковым и поддержанный на государственном уровне губернатором Алексеем Гордеевым, возглавившим его попечительский совет, Платоновский фестиваль стал едва ли не крупнейшим международным культурным форумом на всем постсоветском пространстве, исключая Москву и Петербург. Каков же эффект этого мощнейшего союза художников и власти? Приехав в город на два дня, я увидела веселую и деловитую толпу горожан и фестивальных жителей, перебегающую с концерта на вернисаж или летящую на автобусах и такси в ближайшие загородные пространства с их уникальными ландшафтами и грандиозными концертными программами. Создатели фестиваля смогли создать его особую «географию», в которой традиционные площадки и новые арт-объекты, связанные с жизнью Андрея Платонова, естественно и празднично встретились с пейзажами и образами его обжигающей прозы.
Воронеж в июне продолжает удерживать высокую планку культурной столицы России. На родине выдающегося писателя Андрея Платонова с невероятным успехом проходит VI Международный Платоновский фестиваль.
Платоновский фестиваль в Воронеже как место силы. Приезжая в Воронеж впервые, ты, конечно, помнишь о том, что репутация одного из самых осмысленных отечественных форумов закрепилась за Платоновским уже довольно давно, и готовишься к, так сказать, встрече с прекрасным — но личное знакомство с любимым детищем худрука Михаила Бычкова и патрона фестиваля Алексея Гордеева все равно оборачивается нокаутом. <…> Платоновский — из таких примеров блестяще придуманного и перфекционистски воплощенного проекта национального значения: подробное изучение феномена воронежского фестиваля по-хорошему стоило бы сделать обязательным пунктом учебной программы вузов, готовящих менеджеров в сфере культуры. Разнонаправленная фестивальная программа поражает своим подчеркнутым универсализмом и всеохватностью: отсутствуют иерархии, отменена полемика между «высоким» и «низким», устранены барьеры между жанрами и видами искусств — нужно ли говорить о том, что такая художественная стратегия как нельзя лучше соответствует структуре сегодняшнего общества и положению вещей в современном искусстве. Проходящий на всех мыслимых и немыслимых площадках Воронежа Платоновский параллельно решает важнейшую задачу консолидации культурного пространства, объединяя ключевые городские институты в единую активную сеть, части которой способны питать друг друга, обмениваясь публикой и восстанавливая тем самым разрушенные социальные связи.
Если сегодня спросить, какая главная достопримечательность в Воронеже – многие, не задумываясь, ответят: Платоновский фестиваль искусств. Этот форум за пять лет превратил город в культурный центр, куда стремятся из самых разных уголков мира. В этом году на фестиваль приезжают артисты из двадцати стран. Платоновфест уже прочно обосновался в графике музыкальных и театральных продюсеров.
Двенадцатидневный марафон Платоновского фестиваля искусств в Воронеже завершился. Шестой по счету, он вымок до нитки, но это не помешало ему быть жарким. Один из немногих (если не единственный) провинциальных фестивалей России, на акции и спектакли которого едут из столицы. <…> Это проверено шесть раз: в июне культурной столицей России становится Воронеж. Москва дружно рванула на спектакли Боба Уилсона («Носороги»), Финци Паски («Белое на белом») — неизвестно, покажут ли работы мастеров в Первопрестольной. Кто-то спешил на Марио Брунелло или новые оперные голоса Америки, а кому-то позарез надо было попасть на видеопроекты AES+F. Программа мощная — только выбирай.
Спектакли со всего мира, музыканты первого уровня, умно отобранные выставки и книжки, дружелюбные опен-эйры, толпы лучезарных волонтеров, четкая организация. Народ который год возвращается с Платоновского фестиваля в Воронеже с вытаращенными глазами. В этом году он проходит уже шестой раз, длится со 2 по 14 июня. Программа плотная, явно не рассчитанная на один тип публики, готовой съесть все. <…> Надо сказать, что местная публика открыта, внимательна и благодарна, хлопает всякий раз, когда понравилось, — то есть после каждой части. При этом в музыкальной программе нет ничего близкого Первому концерту Чайковского. Наоборот — полно такого, чего больше нигде не услышишь. Ехать в Воронеж на Малера — это звучит еще удивительнее, чем ехать на Малера в Пермь. Тем не менее Первая симфония Малера в переложении для 16 инструментов, сделанном в 2008 году Клаусом Зимоном (Klaus Simon), в исполнении солистов Королевского оркестра Консертгебау, отборных носителей малеровской традиции, оказалась одним из самых прекрасных впечатлений сезона.
В Воронеже проходит главное фестивальное событие провинциальной России – Платоновский фестиваль искусств (художественный руководитель – Михаил Бычков). Фестиваль с каждым годом прирастает новыми именами, программами, площадками, направлениями. Мероприятия идут на сценах воронежских театров, концертных залов, в музейных пространствах, на арт-площадках, на городских улицах и площадях и даже на эстраде, выстроенной на Белом озере.
Must see нынешнего лета я бы назвала Платоновский фестиваль искусств, который пройдет в первой половине июня в Воронеже. Количество спектаклей, о которых мечтает даже искушенный столичный театрал — зашкаливающее.
Воронеж почти ни в чем не уступает Питеру! Мы не шутим: это интереснейший город, особенно летом, когда проходит Платоновский фестиваль. Платоновский фестиваль, самый значительный фестиваль искусств за пределами столицы, собирает лучшие образцы театрального искусства со всего мира.
2 июня в Воронеже стартовал VI международный Платоновский фестиваль искусств. На две недели город станет средоточием энергии и центром притяжения ценителей со всей страны, если не мира. <…> В общем, очевидно, что пора отправляться на родину Платонова. С каждым годом пропуск фестиваля его имени — все более и более серьезная ошибка.