Зимние праздники на Руси считались особенными, наделенными магическими тайнами и ожиданием чуда. Славяне верили, что именно зимой происходит смена темного времени на светлое, которое пробуждает новые добрые силы. Один из древних новогодних обычаев, дошедший до наших дней, – обряд колядования. Во многих селах Воронежской области это театрализованное действо с переодеванием, веселыми гуляньями, песнями и плясками сохранилось, а в городе колядующих уже почти не встретить. Почему колядовавшие в прежние годы воронежцы отказались от этой традиции в 2021-м, а кто все же отважился в период пандемии подарить другим праздник, – в материале РИА «Воронеж».
Дети в восторге
Домохозяйка Наталья Лесная вместе с подругой и детьми вечером 6 января отправилась колядовать по частному сектору микрорайона Песчановка на левом берегу:
– Мы не планировали колядовать, все как-то спонтанно получилось. Решили с подругой вспомнить, как в детстве сами колядовали и показать этот обычай нашим детям. Костюмов у нас не было, нашли только маски новогодние и забавные ободки с рожками, которые нацепили дети. Всего в нашей компании было семь человек, самому старшему ребенку 10 лет, самой маленькой, моей дочке, – 2 годика. Она, конечно, выучить колядки еще не может, взяли ее для «массовки». С остальными детками разучили несколько колядок – я помню их с детства, когда еще мы в 12-14 лет своей компанией ходили колядовать.
Наталья Лесная
При том, что мы живем в частном секторе, почти все друг друга знаем и вообще люди у нас очень отзывчивые, просто так в гости к соседям сейчас не зайдешь – у всех заборы и замки. Да и много новых людей на улице появилось, а там неизвестно, какие у них взгляды и традиции. Поэтому мы не стали рисковать и стучать в чужие дома, а отправились к своим знакомым. Дети были в диком восторге, для них это было незабываемое приключение. Им было так весело, что они домой не хотели уходить, просили еще погулять. Мы наколядовали целый пакет мандаринов, конфет, детки денежки за стишки получили.
Я считаю, что колядки – прекрасная традиция, очень добрый позитивный праздник, который приносит радость всем. О нем нужно обязательно рассказывать детям, чтобы они знали о своих корнях. Мои родители-пенсионеры всегда ждут Коляду, мама сладости и монетки готовит, в доме ночью специально не выключают свет, чтобы колядующие видели, что здесь им будут рады. К сожалению, с каждым годом это ожидание чуда уменьшается, мало желающих идти колядовать. Нам в одном доме даже сказали, что к ним уже несколько лет никто не приходил с колядками.
В атмосфере праздника
В ночь на 7 января в микрорайоне Отрожка прохожих веселила компания молодых людей в костюмах зебры, слона, медведя и кота, которые колядовали прямо на улице. Среди колядующих была учащаяся техникума Анастасия Шахова.
– Колядовать с друзьями хожу с самого детства, у нас достаточно большая компания обычно собирается, – рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» Настя. – В этом году взяли в аренду костюмы. Из-за пандемии в дома старались не заходить, но люди охотно открывали двери и приглашали пройти. Мы заходили и к совсем незнакомым людям, и к своим друзьям, и родственникам. Угощали абсолютно всем, что было на столах – конфетами, печеньями, фруктами. Очень здорово на нас реагировали прохожие, все очень радовались. Даже люди, которые просто ехали с работы, останавливались и фотографировались с нами. Колядки – невероятно волшебный праздник, который задает праздничную атмосферу не только колядующим, а вообще всем людям, и это очень заряжает!
К чужим не заходим
Колядовать в Рождество было многолетней традицией специалиста в области рекламы Анны Бржески. В этом году из-за пандемии женщина решила не рисковать здоровьем близких и осталась дома.
Анна Бржеска
– Вообще, у нас большая компания колядующих. В прошлом году ездили всемером на трех машинах. Основной костяк – это четыре человека, но, как правило, к нам всегда кто-то из друзей присоединяется. Мы не ходим колядовать по чужим квартирам, заезжаем только к своим друзьям, у кого есть детки – заранее расписываем маршрут, обычно это пять-шесть адресов, где нас ждут. Колядуем где-то до полуночи, чтобы дети смогли выспаться. Деньги за колядки не берем, только сладкие угощения. У нас вся программа театрализованная – с песнями, стихами, красивыми профессиональными костюмами. В нашей команде, например, есть цыганка Катя, которая гадает хозяевам дома на картах Таро. Открою секрет: плохих карт в ее колоде нет, она их заранее вынимает, чтобы предсказать людям только хорошее. Сама я в прошлом году нарядилась узбеком, у меня были настоящие тюбетейка и теплый халат.
Колядки – очень светлый праздник, который несет добро. Помню, в конце 90-х годов мы ездили колядовать целой группой и почти в каждой квартире к нам присоединялись незнакомые люди, с которыми мы вместе шли дальше колядовать. Было так весело!
В этом году мы планировали с друзьями колядовать. Но буквально за два дня до Рождества приняли решение, что, пожалуй, этот год пропустим. Мы не за себя испугались – все-таки мы люди взрослые, работающие, никто из нас не болеет коронавирусом. Страшно стало за детей и пожилых родителей наших знакомых, чьи дома мы собирались посетить. Этот вирус коварный, никто не знает наверняка, болеет ли он сейчас или является бессимптомным носителем. Тем не менее, коляда не обошла меня стороной – позвонили в дверь ребятишки, прочитали стишки, это так умилительно было! Конечно, я им отсыпала конфеток и мелочи.
В центре города колядовать негде
Основными атрибутами колядок всегда являлось ряжение. Весь смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, в идеале – жутко. Чаще всего колядующие примеряли на себя образы животных – козы, барана, свиньи, зайца, мифических существ, водяных, ундин. Об этих древних традициях ряжения всем желающим рассказывают в Центре живой истории (ЦЖИ) «Саркел». Два года подряд накануне Рождества там организуют бесплатный мастер-класс для взрослых и детей по изготовлению обрядовых масок. В этом году на занятие пришли восемь человек.
Руководитель ЦЖИ «Саркел» Алена Бабкина вспомнила, что в 2020 году на мастер-классе народа было куда больше. А по его окончании все участники в масках вышли на улицу колядовать. Прошли по Московскому проспекту, реакция прохожих была разной: кто-то вообще не понял, что за «нечисть» пляшет у торгового центра, другие начинали в ответ тоже петь колядки. За полтора часа Алены с учениками наколядовали немного сладостей и 10 рублей мелочью.
Алена Бабкина
– Колядовать очень весело, особенно когда большая компания и все ряженые. Но в городе колядовать негде – в историческом центре все дворы закрыты заборами, в дома не попасть. Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся. У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих. Это прекрасная традиция и очень обидно, что из-за своей закрытости мы ее теряем, – отметила Алена Бабкина.
Своими руками
Все посетители мастер-класса делали обрядовую маску впервые. В ход шли кусочки кожи, мех горного козла, береста, бумага, изолента, пряжа, фольга, обрезки разнообразных тканей. Оригинальные же маски изготавливались из бересты и кожи, в них делали прорези только для глаз и носа, а рот рисовали. Маски делились на три типа: зверолюди – человек с признаками зверя, только звери, мифические существа с теми и другими признаками. Считалось, что, надевая маску зверя, человек на время принимает его личину, и тем самым защищает себя от опасностей. Обычно гримасы на масках были злые, «улыбалась» только маска-закличка Солнышко – символ Коляды, олицетворявшая доброту. Маски жили год, на Масленицу следующего года их сжигали.
Старший научный сотрудник Народного музея Есенина Татьяна Фомичева с супругом Павлом в детстве колядовали, песенкам их научили бабушки-дедушки. По словам Татьяны, тогда было не принято рядиться, колядовали с открытыми лицами. А Павел вспомнил, что мальчишкой колядовал у бабушки в селе в Липецкой области и самой большой ценностью для детворы считались конфеты, а не деньги. После колядок все хвастались, кто больше шоколадных конфет получил. Сейчас супруги не колядуют, но с большим удовольствием посетили мастер-класс – как творческие люди, любят все делать своими руками. Обрядовая маска стала дополнением к Солнышку и формам для изразцов, которые Фомичевы изготовили на новогодних праздниках в домашней мастерской.
Татьяна и Павел Фомичевы
У актрисы Надежды Дроздовой к колядкам и обрядовым маскам профессиональный интерес. Недавно женщина создала собственный проект – «Гусли-сказки», где рассказывает сказки Александра Афанасьева под музыкальное сопровождение гуслей. В планах – сделать аналогичную программу со сказками-колядками.
Надежда Дроздова
– Пришла сюда узнать про традиции и обряды колядок. Первый раз делаю маску, очень интересно, так погрузилась в процесс, что уходить не хочется. С удовольствием бы пошла в своей маске колядовать, песни попеть, да компании нет. А в одиночку, боюсь, нелепо буду выглядеть, – призналась женщина.
Евгения Михайлова с 11-летним сыном Матвеем уже несколько лет увлекаются исторической реконструкцией – стараются не пропускать воссоздание военных сражений, общаются с реконструкторами и посещают тематические мастер-классы. Евгения никогда не колядовала, так как выросла в Туркмении – в мусульманской стране таких обычаев нет. Но ее привлекла историческая составляющая колядок, да и дома сидеть на длинных новогодних праздниках наскучило.
Евгения Михайлова с сыном
Пандемия лишила праздника
Лучше всех с обрядовыми песнями-колядками знакомы, разумеется, фольклорные коллективы. В прежние годы солисты воронежских ансамблей активно колядовали накануне 7 января. В этом году от традиции отказались.
– Страшно сейчас ходить по домам из-за коронавируса. В нашем коллективе сразу два солиста потеряли близких накануне Нового года, им сейчас не до веселья, поверьте. Конечно, обидно, что этот вирус лишил нас праздника, концертов. Одиннадцать лет подряд мы проводили чудесный «Рождественский фольклорный фестиваль», где как раз звучали аутентичные народные песни, колядки, щедровки, офсени в исполнении детских и взрослых коллективов из разных районов Воронежской области и соседних регионов. В этом году приняли решение провести фестиваль онлайн. Это совсем не наш формат, не привыкли мы по интернету выступления коллег смотреть, но уж лучше так, чем совсем без фестиваля остаться, – рассказала организатор фестиваля, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств (ВГИИ), художественный руководитель фольклорного ансамбля «Паветье» Александра Самотягина.
Фольклорный ансамбль «Паветье»
Артисты ансамбля «Терем» многие годы ходили колядовать в своих этнографических нарядах к родственникам, соседям, знакомым. Никогда не считали, сколько семей обошли за вечер – веселились, пока силы не кончатся. В этом году участницы коллектива ограничились съемками праздничного видеоклипа, посвященного колядкам.
– Несмотря на то, что почти весь ансамбль и я сама переболели коронавирусом, мы все равно опасаемся за свое здоровье и здоровье других людей. Мы не хотим нарушать законы и собираться для каких-то массовых мероприятий, поэтому колядовать не стали, – пояснила доцент кафедры этномузыкологии ВГИИ, руководитель ансамбля «Терем» Галина Христова. – Дело еще и в составе ансамбля, он же все время меняется. Когда много ребят местных, проще собраться на колядки, а когда студенты иногородние, они, как правило, на праздники домой уезжают. Да и время сейчас другое – к незнакомым людям придешь, неизвестно, как тебя воспримут и откроют ли дверь вообще. Мы потому и ходили в основном к своим знакомым, которых предупреждали заранее. В селах традиции колядок еще живы, их ждут, к ним готовятся. Коляда – такое событие, создающее праздник и хозяевам, и колядующим. Ты желаешь людям добра, благополучия, здоровья – это самое главное в колядовании. Моя мама специально для детишек готовила и раскладывала на столе конфеты, денежки, и дверь в дом держала всю ночь открытой.
Ансамбль «Терем»
Сами лишаем себя веселья
Профессор, завкафедрой этномузыкологии ВГИИ, руководитель фольклорного ансамбля «Воля» Галина Сысоева считает, что традиция колядования вымирает в городе из-за разобщенности людей:
– Еще лет 15 назад мы ходили со студентами в городе колядовать. Люди с улыбками открывали двери, радовались нам. А сейчас кругом заборы- домофоны, даже в деревнях стали калитки закрывать. Раньше люди делали праздники себе сами – играли на инструментах, пели, танцевали, игры затевали, а теперь приходят на праздник и ждут, когда их развлекать начнут. Мы в детстве катались с горки на длинных санках, рассчитанных на 10 человек, а по факту на них запрыгивали человек 15. И катание в том и заключалось, чтобы как можно больше народа скатилось на одних санках с горки – это же очень весело! Смотрю на нынешних детей, как они в одиночку на своих ватрушках съезжают и не понимаю, в чем тут веселье?
Фольклорный ансамбль «Воля»
Коляда – самый замечательный, на мой взгляд, из всех новогодних праздников. Новый год обычно все дома отмечают, а на Коляду можно выйти на улицу, петь песни, играть на гармошке – это же так здорово! Коляда несет добро, мир, счастье, тепло.
Я хохлячка, родилась и выросла в Богучаре. В воронежских селах вообще много этнических украинцев. А у украинцев принято под Рождество носить кутью – это каша из цельных зерен пшеницы, заправленная медом и изюмом. Хозяева пробуют кутью и кладут свою взамен. Происходит такое совместное поедание каши, как символ общинного единства. Я с детства помню, как эту кутью носили, как шутили, как много ряженых было. А родители для колядовщиков готовили подарки: конфеты, пряники, железные монетки. Мама моя всегда переживала, вдруг коляда не придет. Считается ведь, если колядовщики обошли твой дом стороной, удача от тебя отвернется в новом году. Но я не помню такого, чтобы к нам в какой-то год не приходили.
Когда сама стала ходить колядовать, наша компания от дома к дому обрастала новыми колядующими. Начинало нас три человека, а к концу делегация составляла уже человек 20. Многие люди уже спали, но как только мы приходили, они открывали дверь, доставали из холодильника угощения, накрывали стол и начинали веселиться. В одном доме, помню, мы очень смеялись. Хозяева, видимо, только легли спать, а тут мы пришли. Хозяин дверь открыл, мы начали петь, а он ушел и снова уснул. Так мы и не смогли никого в их доме разбудить.
Традиции воронежских сел
Все древние календарные обряды связаны в первую очередь с циклическим ходом солнца. В году есть два солнцеворота. Зимний приходится на последние дни декабря. Славяне верили, что в это время происходит рождение нового солнца. Праздник в честь нового молодого солнца назывался Коляда (от славянских слов «круг, колесо, коло»). По традиции, в честь дневного светила было принято спускать с горок горящие колеса, приговаривая «Гори-гори ясно, чтобы не погасло!».
В каждом регионе свои колядки, различаются они по сюжетам, напевам, текстам. В воронежских селах исполнялись многоголосные колядки, эта традиция жива до сих пор. Причем в разных районах – свои обрядовые песни.
Так, в южных районах области были приняты щедровки – их исполняли в Щедрый вечер накануне Старого Нового года, 13 января. В Хохольском, Нижнедевицком районах сохранились колядки так называемого кумулятивного склада в виде вопроса-ответа: «Ты где была? – Коней пасла».
В западных районах колядки могут иметь одинаковый текст, но разный рефрен – например, колядки под Рождество и колядки-овсеньки под Новый год.
В колядках всегда звучат пожелания благополучия и достатка хозяевам дома и просьба одарить. Даже если у человека нет ни жены, ни детей, ни коров, колядовщики величают хозяина и говорят, какое у него богатство, какая у него жена и дети. Это изображение желаемого как действительное. В этом и заключается смысл благопожелания колядок: чем больше человеку пожелаешь, тем счастливее он будет. В селе Пчелиновка Богучарского района сохранилась как раз такая колядка: «Осинова коляда по проулочку бегла. Ко Ивану забегла. У Ивана на дворе бел шатер стоит. Как во этом во шатре три оконушка. Как во первом во окне сам Иван сидит. Во другом окне – его женушка, в третьем – детушки, как часты звездочки. У него 100 быков, 100 коров – идут с поля помыкивают».
В Рамонском районе ночью на Рождество дворы обходил пастух. Он заходил в дом, мог даже запрыгнуть на лавку, ударял кнутом и говорил: «Ягнятки гладки, сигают по лавке!». Таким образом пастух желал хозяину, чтобы скот хорошо плодился.
Если колядовщикам попадались скупые хозяева, они могли пригрозить: «Кто не даст пирога, мы корову за рога, кто не даст пышки, мы свинью за лодыжки».