Результаты раскопов археологической экспедиции ВГУ обнаружили в Нагорной дубраве представители проекта Большой воронежской экотропы. Общественников возмутили итоги работ – в частности, брошенные в лесу вещи и неаккуратно зарытый котлован. Корреспондент РИА «Воронеж» попыталась разобраться в ситуации в понедельник, 7 июня.
– В мае нам сообщили, что «на Вантите, кто-то роет», возможно велосипедисты строят трамплин или черные копатели в очередной раз, но мы даже не представляли кто роется в заказнике... Оказалось, это «археологи из ВГУ» ведут раскопки славянских памятников. Попытка узнать у руководителя раскопок место работ натолкнулась на пелену интриг и тумана. «Мы вам место не покажем!!!». Мы узнали, почему, только когда сами обнаружили это место... Оно рядом с экотропой. Нам не впервой находить следы варварских раскопок, но в этот раз особенно больно наблюдать изуродованный археологический памятник, ценный для нашего города. Группа людей с лопатами во главе с Натальей Арсеновой превратили 180 кв. м метров весеннего леса на славянском городище в бесформенный лунный ландшафт. Да, раскопки нужно проводить, но профессионально и по правилам... По окончании работ исследователь обязан засыпать все сделанные на объекте археологического наследия котлованы (раскопы), удалить отвалы грунта, восстановить дерновый покров. Котлован засыпали «по-быстрому», такое впечатление, что в темноте, да так и не засыпали. На месте мы нашли даже утерянный совок археологов. Оставлена маркировка, брошены строительные перчатки. Забыли забрать даже банку варенья, спрятанную в дупле живого дерева, – сообщили популяризаторы Большой воронежской экотропы.
По словам представителей проекта, сейчас место славянской землянки представляет собой перекопанную поляну вязкой глины диаметром 15 м с котлованом в середине глубиной до метра. Повсюду валяются остатки славянской глинобитной печи. В котловане уже скапливается дождевая вода:
– Ни о какой рекультивации или возвращении дернового покрова даже речь не идет. Даже военные маскируют свои перекопы, притаптывают дерн и поливают водой. Но здесь же «археологическая экспедиция ВГУ», – посетовали экологи-активисты.
В комментариях также отметили, что привести место в порядок, не привлекая археологов, невозможно:
– Проблема в том, что мы теперь не можем там ничего восстановить. Это памятник, и чтобы что-то закопать, нужен открытый лист. Замкнутый круг, губим природу законно, а восстановить не имеем права! Будем требовать у ВГУ рекультивации поляны.
По словам общественников, такое случается уже в третий раз:
– Два первых раза были на Лысогорском могильнике. Тогда все исправляли без огласки. Такое ощущение, что интерес к памятнику у молодых археологов исчезает сразу после раскопок, а о живой природе они вообще не вспоминают.
Авторы поста также высказали предположение, что результаты исследования археологов в Нагорной дубраве «как обычно будут засекречены и лягут «в стол»». Поведение участников экспедиции они назвали «явным нарушением режима охраны заказника».
За комментарием корреспондент РИА «Воронеж» обратилась к главному хранителю археологического музея воронежского госуниверситета Наталье Арсеновой, руководившей раскопками.
– Исследования на одном из памятников Воронежской нагорной дубравы проводили в мае 2021 года на основании открытого листа №0137−2021 (открытый лист – разрешение на право производства раскопок археологических памятников в России и СССР. – Прим РИА «Воронеж»). Историко-культурная деятельность, к которой относятся и официальные археологические исследования, является одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в границах заказника. Археологи изучили одну из западин от славянского жилища, размерами 4х4 м. Общая площадь раскопа составила 64 кв. м. В остатках жилища, в его северо-западной части на уровне материковой поверхности обнаружили остатки древней глинобитной печи. Все находки сфотографировали, образцы почвы и отопительного сооружения отправили в лаборатории археологического почвоведения в подмосковный город Пущино, – рассказала ученый.
Поляна до начала раскопок. Фото предоставлено Натальей Арсеновой
По словам Натальи Арсеновой, в исследованиях участвовали
сотрудники и студенты ВГУ, сотрудники госинспекции историко-культурного
наследия Воронежской области, а также сотрудники лаборатории археологического
почвоведения. Работы завершили в середине мая. На раскопках нашли фрагменты
керамической посуды борщевской культуры восточных славян
Изученная постройка. Фото предоставлено Натальей Арсеновой
– Действительно, по п. 4.34 «Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации»": «по окончании работ исследователь обязан засыпать все сделанные на объекте археологического наследия котлованы (раскопы), удалить отвалы грунта, по возможности восстановить дерновый покров». Но следует подчеркнуть, что изначально место исследования представляло собой западину с перепадом высот до 1,2 м, после окончания работ она была засыпана. Хочу отметить, что ровной площадки быть не может и не должно. В процессе работ не представлялось возможным снимать дерн и складывать его отдельно из-за специфического лесного супесчаного грунта. С места раскопа убрали гвозди, колы. Прошу считать обвинения в отсутствии профессиональной культуры необоснованными и очень скоропалительными. Земляные работы и засыпка места раскопа еще продолжатся, так как открытый лист выдан до 31 декабря 2021 года, – рассказала Наталья Арсенова.
Поляна после финала раскопок. Фото предоставлено Натальей Арсеновой
Ранее на Большой воронежской экотропе неизвестные повредили деревянные настилы. Предполагаемыми виновниками назвали квадроциклистов. Впоследствии настилы восстановили силами волонтеров. В конце мая любителей кататься на квадроциклах обвинили в нарушении культурного слоя и повреждении молодых деревьев на экотропе. Въезд на территорию заказника на транспортных средствах запрещен.