Математик воронежской гимназии имени Басова Ирина Каминская вернулась с всероссийского конкурса «Учитель года-2014», который прошел в Подмосковье. Воронежский педагог вошла в топ-15 сильнейших учителей страны, но в финал конкурса, в который отобрали только пять конкурсантов не прошла. Ирина Каминская рассказала корреспондентам РИА «Воронеж» о самых интересных моментах конкурса и о том, почему перед встречей с Владимиром Путиным учителей попросили не задавать президенту личных вопросов.
- Ирина, вы совсем недавно вернулись домой. Уже успели прийти в себя после конкурса или мысленно все еще продолжаете там оставаться?
- Только сегодня осознала, что конкурс закончился. Честно скажу, очень устала, но это очень приятная усталость. Атмосфера на конкурсе была невероятно добродушной, мы общались друг с другом, с членами жюри. В конкурсе участвовал 81 учитель, каждый по-своему уникальный профессионал, который может поделиться опытом.
- Что сложнее всего было для вас на конкурсе?
- Сложнее и волнительнее было во втором туре. В первом нам нужно было провести урок в незнакомом классе. По сути, это то, чем я занимаюсь каждый день на работе. Да, были дети, которых я видела первый раз в своей жизни, но и в обычной жизни часто подобное случается, когда мы приходим в школу 1 сентября и видим новый класс. Не смущало даже то, что в кабинете в тот момент за тобой наблюдало 16 членов жюри и то, что урок онлайн мог посмотреть любой человек на планете. А вот во втором туре все было уже сложнее. Например, нужно было практически без подготовки выступить на педсовете. Это была настоящая встряска для мозгов. Конкурсанты, разумеется, знали, что будет педсовет, но о теме нам сообщили только накануне, а вопросы, на которые мы должны были отвечать, огласили только на самом педсовете.
Фото Вадим Мелешко
- Вы сказали, что на конкурсе была дружелюбная атмосфера, а как же соревновательный момент? Ведь вы же там не просто коллеги, вы конкуренты.
- Понятно, что все участники были разные. Были такие, кто заметно переживал, особенно, если не попал во второй тур. Они искали причину проигрыша не в себе, а во всех остальных, но в целом, все было дружелюбно.
- Вы сами ожидали, что попадете во второй тур?
- Меня почему-то не особо удивило, когда назвали мою фамилию. Забегая вперед, скажу, что не удивило и то, что я не прошла в третий тур, где из 15 выбрали только пять человек. Победительница конкурса, педагог из Татарстана, заметно выделялась еще на летнем установочном семинаре. Эта девушка активно задавала вопросы, и было видно, что она не поверхностно интересуется педагогикой, а глубоко вникает в самую суть. Выделялась учительница из Челябинской области. Поэтому, когда они обе прошли в финал, была большая интрига, кто же победит.
- Пятнадцать сильнейших педагогов накануне дня учителя встречались с президентом Владимиром Путиным. Вам давали какие-то наставления перед визитом к главе государства? Были ли особые требования, например, к одежде?
- Мы сами спросили, во что нам лучше одеться, но никаких особых требований к нам не предъявили. Главное, чтобы не в джинсах и кроссовках. Единственное наставление - не задавать Владимиру Владимировичу вопросы частного характера. Те, которые должны решать, к примеру, учителя или директора школ.
Фото пресс-службы президента России
- Например, «В нашей школе не хватает учебников, подскажите, что нам делать»?
- Да именно так. Ведь наша встреча длилась всего час, и такие вопросы просто отняли бы время у всех.
- Где и как проходила встреча с президентом?
- В загородной резиденции главы государства в Ново-Огарево. Мы зашли в зал, Владимир Владимирович каждому пожал руку и пригласил за стол. Первые пять минут с нами находились журналисты, но, сделав протокольную съемку, они удалились, и мы начали задавать президенту свои вопросы. Я лично спросила про ЕГЭ. После мы все сфотографировались на память и разошлись.
- Как вы думаете, чего не хватило вам до победы в конкурсе?
- Возможно, просто не хватило времени на подготовку. Например, конкурсанты из некоторых регионов, победив на областном уровне, не едут на всероссийский конкурс, а в течение года готовятся к следующему. Может, нам тоже так стоит делать.
- Какой совет вы можете дать представителю Воронежской области, который в следующем году будет представлять наш регион на всероссийском конкурсе?
- Готовиться. Перед конкурсом знающие люди советовали мне готовиться сразу ко всем этапам, которые там были заявлены, вплоть до решающих финальных испытаний. Но, к сожалению, времени особо на это не было, так как ушло много времени на подготовку к заочному туру. Еще сработало суеверие: если я подготовлюсь ко второму туру, то не пройду в него. Вот пройду во второй тур и буду думать, что делать дальше. Так что нужно отбросить все приметы и постараться подготовиться ко всем этапам, ведь никто не знает, до какого тура дойдешь лично ты.
Справка РИА «Воронеж»
Лучшего учителя страны выбирают с 1990 года. За это время главный символ конкурса, хрустального пеликана, 22 раза получали педагоги-мужчины и всего лишь пять раз - женщины. В числе победителей еще ни разу не было воронежских учителей. В 2014 году представительница Воронежской области Ирина Каминская была близка к заветной цели, она вошла в число 15 лауреатов конкурса, но в итоге титул победителя жюри присудило учителю биологии из Татарстана.