Финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года» прошел на площадке воронежского Института развития образования имени Н. Ф. Бунакова в среду, 8 июня. Мероприятие организовали в формате ток-шоу, во время которого воспитатели поделились секретами профессионального мастерства и обсудили, как улучшить современное дошкольное образование.
В «ток-шоу» приняли участие пять финалисток – лучших молодых воспитательниц Воронежской области. Это воспитатель воронежского детского сада №194 Татьяна Аверьянова, старший воспитатель детского сада №77 Марина Струкова, педагог-психолог борисоглебского детского сада №12 Татьяна Ларина, музыкальный руководитель бутурлиновского детского сада «Лесная сказка» Елена Лобода и воспитатель борисоглебского детского сада №11 Регина Власова.
Модератором встречи стал ректор Института развития образования Александр Митрофанов. Заместитель руководителя облдепартамента образования, науки и молодежной политики Оксана Кузнецова напомнила, что конкурс «Воспитатель года» включает три тура. В первом участвовало 32 воспитателя из 26 муниципалитетов области. Его победителями стали десять педагогов. Во втором туре им предстояло продемонстрировать свои педагогические методы на практике – во время открытого занятия с детьми. Лучшими воспитателями, по мнению жюри, стали пять педагогов, которые прошли в третий тур – финал.
Оксана Кузнецова
– Воспитатель, который наберет наибольшее количество баллов по итогам ток-шоу, станет победителем регионального этапа конкурса. Он примет участие в финале всероссийского конкурса «Воспитатель года», будет представлять Воронежскую область. Педагоги, которые займут второе и третье места, станут его призерами, – пояснила Оксана Кузнецова.
Перед началом ток-шоу финалистки конкурса поделились своими впечатлениями. По словам Марины Струковой, конкурс дает возможность воспитателю преодолеть себя, выйти из зоны комфорта, познакомиться с талантливыми педагогами и перенять профессиональный опыт. Педагог добавила, что в работе с детьми использует методы, которые развивают индивидуальность и творческий потенциал ребенка.
Марина Струкова
– В современном обществе очень важны такие качества, как креативность, решительность, изобретательность, умение делать выбор, – отметила воспитатель.
По мнению Татьяны Лариной, благодаря конкурсу «Воспитатель года» она пересмотрела свои педагогические подходы и методы. Татьяне Аверьяновой участие в испытаниях помогло увидеть сильные и слабые стороны.
Татьяна Аверьянова
– Теперь я знаю свои «точки роста» и понимаю, куда двигаться дальше, – поделилась педагог.
Елене Лободе, которая шесть лет работает в детском саду музыкальным руководителем, конкурс помог поверить в свои силы.
Елена Лобода
Самая молодая участница конкурса – Регина Власова. Девушке 21 год. В детском саду №11 она работает три года.
– Этого опыта оказалось достаточно, чтобы участвовать в таком серьезном конкурсе, – призналась Регина.
Регина Власова
На ток-шоу конкурсантки поделились своими мыслями о том, как развить в ребенке инициативность. Татьяна Ларина отметила, что каждый ребенок с рождения инициативен и любознателен. Педагог и родители должны поощрять эти качества, взращивать их, а не препятствовать их развитию.
Татьяна Ларина
Марина Струкова добавила, что в дошкольном детстве у ребенка закладываются основы развития личности. И здесь важно, чтобы у воспитателей была внутренняя мотивация работать с детьми.
– В образовательном учреждении должна поддерживаться инициатива ребенка, учитываться его интересы. Педагогу важно дать ребенку выбрать тот вид деятельности, который его интересует. Важно, чтобы в детском саду были и хорошая материально-техническая база, и учебно-методическое обеспечение, чтобы педагоги повышали свою профессиональную компетентность. Должны быть критерии оценки качества работы педагога, – подчеркнула она.
Регина Власова добавила, что воспитатели должны создать условия для самореализации ребенка, исходя из его индивидуальных потребностей. Она указала на то, что зачастую родители перекладывают ответственность за воспитание ребенка на воспитателей.
– Часто родители считают, что если они привели ребенка в детский сад, то здесь его обучат всему необходимому. Но работа должна быть командной – совместно с воспитателями, – пояснила педагог.
Девушка также обратила внимание на то, что многие педагоги старшего поколения не хотят повышать свои профессиональные компетенции, развиваться дальше. И хотя проходят курсы повышения квалификации, полученные знания не применяют на практике.
Воспитатели внесли свои предложения, как улучшить работу детских садов. Так, Татьяна Ларина предложила ввести в детских садах систему тьюторства. Тьюторы помогут детям выстроить индивидуальный маршрут обучения. Сейчас эти специалисты работают только в группах для детей с расстройствами аутистического спектра.