Театр Meno Fortas показал в Воронеже спектакль «Книга Иова» по мотивам одноименного текста Ветхого Завета в постановке режиссера Эймунтаса Някрошюса в понедельник и вторник, 23 и 24 ноября. Гастроли литовской труппы прошли в рамках международного театрального абонемента «Пунктир» в Камерном театре.

«Книга Иова» рассказывает о праведнике Иове, которого Бог наградил большой семьей, здоровьем и богатым хозяйством. По наущению Сатаны Бог решил послать Иову суровые испытания и проверить, не отречется ли тот от него. Господь лишил Иова скота, детей, наслал на него болезни. По словам исполнителя роли Иова, артиста Вилкайтиса Ремигиюса, для постановки была использована всего треть оригинального ветхозаветного текста.

– Мы прерываемся на том месте, когда у Иова абсолютно ничего не осталось. По оригиналу бог его вознаграждает за все терпения, дарит новую семью, вдвое больше детей и скота, все вроде бы хорошо. Но мы советовались на репетициях и поняли, что сегодня так не получится. Если у меня не станет дочери, мне не нужно будет другой никогда. Я не хочу от бога таких даров, – сказал Вилкайтис Ремигиюс.

 
 

Актер сравнил «Книгу Иова» с шаманским действом, обрядом, когда человек напрямую обращается к богу.

– Мне кажется, что мы, наконец, нашли такой материал, который не может быть показан в репертуарном театре несколько раз в неделю. Особенно за деньги. Это скорее какое-то действо наподобие того, чем занимаются шаманы, – выход из себя, из реальности. Это не может случаться каждый вечер, это максимум раз в год собирается все племя, и кто-то один спрашивает у бога за всех, какой будет год, как будут жить люди, животные. У Иова, на мой взгляд, происходило как раз что-то такое, – сказал Вилкайтис Ремигиюс. – Хотя в иудейских племенах всегда был монотеизм, «Книга» описывает времена язычества, когда каждый человек мог говорить с богом напрямую. Не нужна была церковь как таковая. И роща, и гора, и река – все было свято. В любом месте каждый мог обратиться к богу. И он просил, глядя в небо: ответь мне. Но ответов на эти вопросы нет нигде. Ни в Священном Писании, ни вообще. Есть только вопросы, угрозы, страшные рассказы о каре господней, загадки. Но ответов нет. Человек все равно остается один и гадает, почему и зачем это все.

Ассистент режиссера, менеджер театра Meno Fortas Таурас Чишас рассказал, что задача театра – не рассмешить или опечалить зрителя, а сделать так, чтобы он задумался.

– Някрошюса называют «угрюмым гением». Многие зрители, зная это, идут на спектакли с предубеждением, сразу подготовившись к восприятию серьезных тяжелых вещей. Но театр не стремится вогнать зрителя в депрессию, все-таки это развлечение. Мы бы очень хотели, чтобы зрители расслаблялись и смотрели спектакль, но чтобы после него они задумывались, чтобы он их трогал, – сказал Таурас Чишас. – Даже когда на репетициях мы видим, что какая-то сцена получается слишком веселой, режиссер ее выкидывает. Он говорит, это слишком ярко. Някрошюс рисует свои спектакли пастелью, не впадает в крайности. У него больше многоточий, чем восклицательных знаков.

 
 

По словам артистов, даже на репетициях режиссер и актеры не расшифровывали символизм каждого предмета на сцене. «Мы не стремились конкретизировать смысл всех вещей, разбираться в этом – дело критиков, нам самим интересно почитать, что люди усматривают в этом», – поделился Таурас Чишас.

– Спектакль – это разговор не столько с богом, сколько со своей совестью. Что ты сделал правильно, что нет, где ты винишь себя, а где других, где ты прав, где ошибался, мог ли ты отстоять свою правоту? Сложная тема разговора человека с богом только кажется тяжелой, слова библейского текста очень просты и понятны каждому. Вопросы, которые поднимает Иов, задавал себе каждый человек, просыпаясь ночью в поту: кто я? Зачем я? Почему я?, – говорит Таурас Чишас.

 
 

При постановке «Книги Иова» использовался оригинальный ветхозаветный текст, инсценировки у произведения не было. По словам Таураса Чишаса, «Книга Иова» и ее исследование, «Драма Иова», написанная литовским философом, пролежала на столе Эймунтаса Някрошюса 15 лет.

– Видимо, сейчас пришло время ее поставить, – отметил Таурас Чишас. – В театре в последнее время был очень сложный период. Сначала мы поставили «Фауста», потом «Идиота» Достоевского, «Калигулу» по Камю в Москве, потом «Божественную комедию» Данте, «Бориса Годунова». В какой-то момент я почувствовал, что у меня крыша едет от обилия всего экзистенциального. «Книгу Иова» тоже называют первым экзистенциалистским произведением. Сейчас уже появилось желание поставить что-то легкое, веселое.

Премьера «Книги Иова» состоялась на фестивале «Цикл классических спектаклей» в итальянском городе Виченца. Спектакль был создан специально для сцены древнего театра «Олимпико», который сегодня является музеем. Из-за статуса объекта всемирного наследния ЮНЕСКО в театре «Олимпико» нельзя использовать воду, огонь, громкую музыку. Из-за этого, по словам Таураса Чишаса, постановка получилась камерной. Масштабных декораций в спектакле нет, реквизита мало, поэтому «Книга Иова» легко трансформируется для показа на самых разных сценах.

 
 

– В Москве и Питере театры не жалуются на зрителя, а у нас и в Европе в силу финансового кризиса и общего спада интереса к театру число зрителей уменьшается. Мы зарабатываем на гастролях, содержание театра в Вильнюсе нам финансово не выгодно. На заработанные в других городах деньги ставим новые спектакли, – рассказал ассистент режиссера. – Хотя сейчас, мне кажется, дно пройдено, и постепенно зрители начинают возвращаться в театр, ценить его силу. Кино и интернет никогда не дадут зрителю живого думающего человека прямо перед тобой, на сцене.

Следующим спектаклем в рамках международного театрального абонемента «Пунктир» станет постановка режиссера Оскараса Коршуноваса по мотивам пьесы Максима Горького «На дне». Спектакль будет показан в Камерном театре 12 и 13 декабря.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».