Группа «Мегаполис» сыграла на Усадьбе Jazz в Рамони музыку из цикла «Из жизни планет» в субботу, 4 июля. Проект о неснятых фильмах шестидесятых стал громким событием в отечественной культуре в 2014 году. Лидер группы Олег Нестеров отобрал четыре не воплощенных в жизнь сценария периода «оттепели» и написал к ним музыку. Участники проекта создали сайт, на котором выложили сами тексты сценаристов и тысячи документальных свидетельств тех событий. «Из жизни планет» создал картину прерванной сверху эволюции, которая завершилась с концом «оттепели». Зачем этот проект нужен современной России, Нестеров рассказал в интервью корреспонденту РИА «Воронеж».
– Я увидел этот замок (замок принцессы Ольденбургской в Рамони – РИА «Воронеж») во время предыдущего приезда в Воронеж. И сразу подумал: «Вот бы сыграть музыку проекта «Из жизни планет» именно здесь». Все случилось, как я и хотел. Мы с публикой поймали друг друга и не отпускали до самого конца.
– Почему вы остановились именно на шестидесятых? В нашей истории было много прерванных эволюций. Можно вспомнить расцвет авангарда на начальном этапе советского периода.
– И все же именно шестидесятые уникальны. Это была эпоха викторианства, когда в стране было много воздуха. Случился резонанс невиданной силы. Было время, когда все и везде получалось. Космос, наука, спорт, кино — везде были прорывы. Кроме того, мое детство проходило в шестидесятых, а не в тридцатых. Это мои молодые родители, солнечные дни. Я помню это и чувствую. Так что «Из жизни планет» – в чем-то и личная история.
Музыка к неснятому фильму «Причал»
– А не идеализируете ли вы то время? Ведь помимо «Летят журавли» был расстрел бастующих в Новочеркасске.
– Во главе нашей страны стоял идеальный продюсер. Хрущева недооценивают. Настоящий продюсер управляет процессом так, что никто этого не замечает. Никому не нравится, когда им манипулируют, нравится, когда его вдохновляют. Хрущев вдохновлял. Хотя в его неграмотных речах было много несуразного и глупого. Но в то же время он давал свободу. Он интересные вещи говорил в свое время: предлагал закупать технологии, сделать так, чтобы в стране были ракеты и небольшая мобильная армия.
– А как же разгром выставки авангардистов?
– Идеальных фигур не бывает. И Хрущев много раз потом просил прощения у Эрнста Неизвестного, к примеру. Та ситуация стала результатом конфликта интересов между разными кланами. Клиент у любого творческого деятеля тогда был один — государство. И молодые деятели искусства стали сильно теснить старых. Те, подведя под все это идеологию, стали жаловаться. И Михаил Суслов спровоцировал знаменитую ситуацию в Манеже. Учтите, насколько увлекающейся натурой был Хрущев — это было несложно сделать. Его просто подставили. А насчет трагедии в Новочеркасске — идиотов в стране было много. Ситуацию с забастовкой поехал разруливать Фрол Козлов (секретарь ЦК КПСС – РИА «Воронеж») с кудрями, смазанными бриолином. И вот что получилось.
– Как вы искали звук для «Из жизни планет»? Он не похож на тот, что мы слышим в снятых фильмах того времени, но все же удивительно попадает в тональность работ Геннадия Шпаликова.
– Это музыка, которую мы играем в 2015 году. В то же время она вполне могла звучать и в тех фильмах. Я вот как это объясню: американские фильмы шестидесятых были цветными. Наши из-за отсутствия соответствующей пленки — черно-белыми. И мы не стали делать музыку черно-белой. Зачем играть с помощью усилителя, сделанного в 1963 году? Мы стремились передать воздух, которым шестидесятые были полны.
– Вы сняли фильмы, о которых рассказываете в своем проекте, в своей собственной голове?
– Да, они есть внутри меня. «Причал» у меня черно-белый, остальные три — цветные. И я понимаю, что мы имеем дело с необратимостью. Никто не снимет тех картин. Кто сделает это за умерших Владимира Мотыля, Владимира Китайского? Мы многое потеряли. Наше кино могло бы вырасти из этих картин, наше искусство было бы совсем иным. Были бы другие любимые цитаты, герои, надписи на футболках. А чьи-то родители познакомились бы на сеансе совсем другого фильма. «Из жизни планет» – не стилизация, а эстафетная палочка, которую я от тех двадцатилетних ребят передаю сегодняшним молодым. Те парни брали Канны и Венецию, даже не нацеливаясь на это. Они ведь не ездили туда, ездили чиновники с молодыми актрисами. Я верю, что у сегодняшних молодых может многое получиться.
Музыка к неснятому фильму «Семь пар нечистых»
– При этом они должны понять ,что у кого-то уже получалось до них?
– Да. Поймите, это проект про то, что где-то должна была быть построена улица, а ее нет. Это не вздох по былому: «Ой, как раньше было жить хорошо!». Это про уклад, которого нет. Должно быть так, что у дома годами работает булочная. И мама может спокойно отпустить туда ребенка, который не первый год за этими булочками бегает. А у этого ребенка еще старший брат туда ходил. Это настоящая система координат, которая показывает человеку, что он не в воздухе живет. Что опыт предыдущих поколений передается, что вот это — хорошо, а это — плохо. А у нас революции, войны. И каждое новое поколение не понимает, то ли ему бить бутылку на берегу реки, то ли фейерверки пускать, то ли праздновать день святого Валентина, а неделю спустя — день защитника Отечества.
– Молодые американцы знают классику своего кинематографа. Скорее всего, многие из них смотрели «Беспечного ездока» (фильм 1969 года, считающийся классикой жанра «роуд-муви» – РИА «Воронеж»). В России же мало кто из молодежи видел «Мне 20 лет» (другое название «Застава Ильича», фильм Марлена Хуциева, снятый в 1964 году, один из символов «оттепели» – РИА «Воронеж»). Почему?
– Это как раз и есть тот самый вопрос уклада, о котором я вам сказал. Нужно больше документальных фильмов, сериалов, книг, которые бы помогли изучить то время. Мы должны понять, почему у тогдашних молодых все получалось. Мы обязаны сделать это, чтобы двинуться вперед.
– Почему сегодня получается не все?
– Сегодня есть задача управлять, а не вдохновлять. Дело в продюсере.