Воронежский биолог Сергей Быковский открыл сбор средств на создание первого в городе открытого для всех инсектариума – специального помещения, где содержат и разводят насекомых. Проект будет интересен и школьникам, и взрослым. Корреспонденты РИА «Воронеж» заглянули в гости к Сергею Быковскому, чтобы подробнее узнать о его «питомцах», которые станут обитателями инсектариума.
Дело жизни
При виде насекомых многие женщины визжат от ужаса, а мужчины брезгливо отворачиваются. Но у магистранта кафедры экологии и систематики беспозвоночных животных биофака ВГУ Сергея Быковского отвращения к жужжащей и ползающей живности никогда не возникало. Его настольной книгой в детстве была «Жизнь насекомых» Жана Анри Фабра, который жил во времена Чарльза Дарвина.
– В Воронеже не было кружков, где бы рассказывали о насекомых. Поэтому я перечитал все книги о них в детской библиотеке, которая находится на первом этаже моего дома, – вспомнил парень.
Бабочки-экзоты, подаренные Сергею друзьями
По мнению Сергея, страх и брезгливость при виде насекомых детям, сами того не понимая, прививают родители:
– Мы ведь социальные существа, нас всему учит среда. Мне родители никогда не говорили: «Фу, гадость, не бери это в руки!».
В старших классах Сергей через Сеть познакомился с энтомологами, начал обмениваться насекомыми и узнал, как правильно составлять коллекции. Для начала насекомое нужно поймать, умертвить (существуют различные методики), затем смонтировать на энтомологические иголки и снабдить этикеткой.
Шаг за шагом парень своими руками создал огромную коллекцию насекомых. В ней осы и жуки-носороги, кузнечики и саранча, бабочки и гусеницы, богомолы и стрекозы… «Экзотов» он покупает у коллекционеров со всего мира, иногда их привозят знакомые. Предмет особого научного интереса молодого энтомолога – перепончатокрылые, к которым относятся шершни, осы, пчелы, муравьи, наездники. Им Сергей посвятил свой диплом.
– Воронежские энтомологи в основном занимаются сельскохозяйственными насекомыми, паразитами и мухами. А перепончатокрылые изучены плохо, хотя многие из них все время на виду. Например, все видели бумажных ос, которые летом летают на рынках над разрезанными арбузами. Это известный вид, но он не зарегистрирован на территории нашей области. Все дело в том, что у нас нет специалистов, которые занимаются ими, – поясняет биолог.
Недоеденный хлеб – тараканам
Сергей на протяжении семи лет популяризирует энтомологию, ведя в соцсети страничку «Энтомология для всех» (клуб любителей насекомых). В планах молодого биолога – создание первой в Воронеже постоянной выставки насекомых. Все выставочные экспонаты он сделал своими руками – от стендов до познавательной игры «Угадай насекомое». В экспозицию должны войти и макеты насекомых и животных, напоминающих друг друга по размеру и окраске: бабочка бражник и колибри, жуки-олени и усачи. Эволюционное сходство (конвергенция) между ними возникла из-за похожего образа жизни, пояснил Сергей.
Пока будущие жильцы инсектариума живут в маленькой комнатке энтомолога. В террариумах и банках сидят палочники, пауки, скорпионы, экзотические тараканы, сколопендра, а на тропической лиане гордо восседает богомол. С поиском еды для питомцев проблем не возникает.
– Не доел хлеб – отдаю его тараканам. Тараканы размножились – я скормил их скорпионам. Такой вот замкнутый цикл биоценоза, – говорит биолог.
По планам Сергея, инсектариум будет разделен на две части. В «сухой» части можно будет увидеть на специальных стендах коллекцию засушенных насекомых, а также насекомых из засушливых регионов. Соответственно, во «влажной» посетители познакомятся с насекомыми «влажных» регионов, в том числе гусеницами, которые будут превращаться в бабочек.
Промышленное убийство
Мало кто из энтомологов включает личинки в свою коллекцию, а у воронежского биолога она самая большая в стране. Тут личинки муравьиных львов, гусениц, жужелиц, долгоносиков, златок, жуков-трилобитов, стрекоз, ручейников, куколки шелкопряда, из которых получают шелковую нить. Куколку кидают в кипяток. Личинка погибает, а кокон по ниточке разматывают.
– У гусеницы есть слюнные железы, которые перед окукливанием начинают вырабатывать шелк, – отметил Сергей.
Одна из самых зрелищных частей коллекции – бабочки со всего мира: большие грушевые сатурнии, которые обитают в Краснодаре, бабочки-великаны из семейства парусников – голубая бабочка морфо, желтый махаон и самая крупная в коллекции павлиноглазка атлас с размахом крыльев до 19 см. Многих редких чешуекрылых Сергею подарили друзья.
Бабочек он собирается разводить в будущем инсектариуме и сетует на то, что многие предприниматели, создающие передвижные выставки бабочек, не знают биологии. Они закупают куколок, выводят их, а новорожденные бабочки на второй-третий день умирают.
– По сути это промышленное убийство. А если бабочек выращивать, то детям можно будет показать полный цикл их жизни – от яйца до бабочки. При определенной влажности и наличии белкового корма многие способны жить не пару дней, а несколько месяцев, – сообщил биолог.
Капля меда
В коллекции ос выделяется гигантская оса-сколия из Индонезии. Это самое крупное перепончатокрылое.
Рядом с южноазиатскими – воронежские осы, паразитирующие на жуках-носорогах.
– Жуки-носороги живут под землей. Осы откладывают яйца на личинок жуков-носорогов. Когда личинка осы вылупляется, она поедает личинку носорога, – объяснил Сергей.
Как оказалось, многие осы, как и пчелы, делают мед, но всего каплю – для кормления потомства. Вырастая, личинки ос превращаются в хищников, им нужно мясо. Есть и осы, которые охотятся на пчел – например, оса-филант, более известная как пчелиный волк, поджидает пчелу в цветах, убивает ее, закапывает и откладывает на ней яйцо, откуда вылупляется личинка и поедает пчелу. А вот осы-сфексы откладывают яйца на кузнечиков.
Личинки дорожных ос развиваются на пауках.
– Такие осы живут в пещерах, но путают с ними наши квартиры, залетая в них. Они строят домики из земли и глины. Человек, который нашел такой домик, обнаруживает внутри кучу пауков, их осы держат в качестве провианта, – рассказал Сергей.
Есть и полезные осы – например, ларра анафемская, личинки которой съедают медведок. Они необходимы в сельском хозяйстве.
Миф о кузнечиках и траве
В коллекцию разноцветных жуков вошли и знаменитые майские жуки, и бронзовки, с которыми их путают (если бронзовки изумрудно-зеленые, то майские жуки, они же хрущи, – коричневые).
Бронзовка
Личинки хрущей питаются растительностью, могут повреждать корни деревьев, а личинки бронзовок питаются перегноем. Рядом с майскими жуками в коллекции биолога – скарабеи и жуки-олени, 50% которых – из Воронежской области, остальные – с Дальнего Востока и Южной Азии. Один из местных видов жука-оленя ласково называют оленьками обыкновенными.
Кузнечики, саранча и саранчуки представлены в отдельной коробочке. Как отмечает Сергей, кузнечики – вовсе не безобидные травоядные существа, а хищники, которые поедают бабочек и даже своих сородичей. Травой они просто «закусывают» для разнообразия. Так что слова детской песенки о кузнечике-интеллигенте, который «ел одну лишь травку, не трогал и козявку», – всего лишь выдумка.
– Прямокрылые делятся на две большие группы: короткоусые и длинноусые. Ко вторым как раз относятся кузнечики, сверчки, к короткоусым – саранча. Поэтому усы – один из способов отличить их друг от друга, – пояснил биолог.
Мексиканский кузнечик Nesoecia sp
На отдельном стенде биолога представлены «шкурки» палочников, скорпионов, богомолов, пауков-птицеедов, которую они оставили при линьке.
Шкурки тоже станут экспонатами будущей выставки.
Хищные клопы
Среди живых обитателей комнаты биолога – хищные клопы, гигантские тараканы-архимандриты, африканские жуки-бронзовки размером с детскую ладонь, скорпионы и детеныши пауков-птицеедов. В террариумах живет целая семья палочников, которые сливаются с растущей зеленью. Из-за того, что насекомые замирают, их трудно заметить. Словно хамелеоны, взрослые палочники меняют окраску от белой до зеленой и коричневой.
– Самки в начале жизни бледно-белые, но, повзрослев, приобретают зеленый цвет. А самцы коричневые, но могут в течение суток менять яркость – днем они светлые, а ночью темные, – уточнил Сергей.
Живут палочники от нескольких месяцев до года. Перед тем как появиться на свет, «детеныш» сидит в яйце два года. Отжившие свой век палочники становятся экспонатами для стендов.
Самые грозные обитатели коллекции Сергея – гигантские азиатские лесные скорпионы, бесхвостый скорпион телифон, который при опасности выбрызгивает уксус, и фрин – кормятся тараканами. Фрины живут в Африке, передняя пара их лапок превратилась в подобие антенн.
Фрин
Скорпионов биолог кормит личинками жуков-чернотелок. В ультрафиолете скорпионы светятся красивым синим светом.
– Эти скорпионы убивают свою жертву клешнями. Их укус для человека не опаснее пчелиного. Скорпионы, у которых брюшко побольше, но клешни маленькие, свою жертву жалят. Могут и человека убить. Но таких я не держу, – заметил Сергей.
Опасная хищница сколопендра живет в банке. Она питается всем, что подходит ей по размеру – ящерицами, тараканами и даже змеями.
– Сколопендры у нас не водятся – эту я привез из Крыма. И это самый мелкий вид сколопендры. В джунглях, например, сколопендры едят птиц, – говорит Сергей Быковский.
Другого обитателя – богомола, который живет на комнатном цветке, – биолог кормит мухами. А хищные клопы из Африки питаются тараканами. К ним лучше не приближаться – клопы брызгают ядовитым веществом, которое раздражает глаза, а их укус приводит к гангрене.
– Если, к примеру, укусят за палец, то его останется только ампутировать. Поэтому этих клопов ни в коем случае нельзя брать в руки. В будущем инсектариуме они будут сидеть в плотно закрытых террариумах. Я их не трогаю, а еду подаю пинцетом, – добавил Сергей.
Автостопом за насекомыми
Еще один «питомец» биолога – маленький паук-птицеед. По словам биолога, все пауки ядовиты – даже маленькие безобидные паучки, которые живут в квартирах. Но они не могут прокусить кожу, поэтому для человека они не представляют опасности, да и количество яда у них маленькое. Шкурки птицееда, которые он оставляет после линьки, биолог восстанавливает.
– Принято считать, что птицееды едят птиц. Но это не всегда так. Они питаются тараканами, ящерицами и могут при очень удачно сложившихся обстоятельствах съесть птенца, выпавшего из гнезда, – говорит биолог.
В коллекции парня есть и южнорусские тарантулы, живущие в Воронеже. Их укус тоже ядовит, по ощущениям он напоминает укус пчелы.
– Первыми на человека пауки не нападают – они обороняются, как и змеи. Так же и шершень: почувствует угрозу – может ужалить. Чтобы не нанести вреда ни себе, ни ему, нужно быть максимально спокойным, не размахивать руками, – рассказал биолог.
Среди безобидных обитателей террариумов Сергея – жуки-носороги, паук-бокоход, большие бронзовки, сливающиеся с листьями богомолы-листовидки, быстрый южноамериканский таракан Blaberus craniifer, известный под названием «мертвая голова», тропические «тараканы-автомобильчики», летающие зеленые банановые тараканы и южноамериканские муравьи.
Количество насекомых в домашнем инсектариуме Сергея постоянно увеличивается. Сейчас мертвых и живых насекомых несколько тысяч.
Вот-вот Сергей получит новых скорпионов и богомолов и отправится в Москву за муравьями. Кстати, за новыми жильцами своего инсектариума студент ездит часто и автостопом:
– Если буду покупать билеты на поезд или автобус, стипендии не хватит.
Сергей не теряет надежды, что в Воронеже найдутся бизнесмены, которых не оставит равнодушным образовательный проект инсектариума. Тем более, наполнение проекта почти готово – осталось найти только помещение.
Поддержать Сергея можно через краудфандинговую платформу Boomstarter.