Столичный медиаархеолог, коллекционер и изобретатель Федор Михайлов, провел в Воронеже лекцию «Как ученые играючи изобрели анимацию» в рамках Большого фестиваля мультфильмов 27 февраля. Слушатели узнали, как первые инженеры пугали людей проектором, каким оптическим изобретением пользовался Леонардо Да Винчи и почему современные гифки родом из XIX века.
Первые ученые занимались «натуральной магией», то есть экспериментировали с иллюзиями. Для них это было всего лишь баловством.
– Те легкомысленные вещи, которые мы сейчас называем игрушками, вышли из серьезных научных экспериментов, – отметил Федор Михайлов. – Не все ученые считали, что нужно заниматься фундаментальными исследованиями и добычей знаний. К счастью, некоторые не стеснялись популяризировать свои изобретения, и они уходили в народ. Важно, что эти вещи распространялись в виде игрушек, благодаря которым простые люди начали понимать, что такое стереоскопический эффект.
Волшебный фонарь
Волшебный фонарь из коллекции Федора Михайлова
Волшебный фонарь – старинный прототип проектора. При помощи света он проецирует изображение с прозрачного слайда на экран или стену. В качестве источника света сначала использовали свечу, затем керосиновую и газовую лампы, а потом электрическую лампочку. Волшебный фонарь прошел огромный путь от устрашающего аттракциона до детской игрушки. Это устройство в 1659 году изобрел голландский физик Христиан Гюйгенс. А популяризировал его немецкий ученый монах Афанасий Кирхер в своей книге «Великое искусство света и тени» 1671 года. Кирхер не брезговал «натуральной магией», показывая монахам и Папе Римскому «научные чудеса».
Гравюра из научного трактата монаха Кирхера «Великое искусство света и тени»
Изобретение волшебного фонаря поначалу имело такое же огромное значение для военного дела, как изобретение катапульты. В древнем научном трактате проектор упоминается как средство устрашения вражеских армий. Кирхер написал, как при помощи оптики сжигать вражеские корабли.
Волшебный фонарь служил и миссионерам, которые помогали уверовать людям, показывая им ангелов и демонов. Иллюзионисты использовали волшебный фонарь на представлениях и спиритических сеансах, ученые показывали с его помощью слайды на лекциях.
– С изобретением волшебного фонаря изображение впервые стало нематериальным. Устройство позволяло создавать образы для большой аудитории, – объяснил Федор Михайлов. – Прежде картинки оживали для небольшого круга людей, которые собирались у маленького аппарата.
В годы Великой французской революции один ученый испугал парижан авторским «перформансом». Он пригласил горожан в заброшенную церковь и устроил «дьявольское представление»: изображения призраков проецировались на дым. Наводить ужас на несчастных зрителей ученому помогли несколько помощников. На них были закреплены волшебные фонари - создавалось ощущение, что по церкви летают призраки.
В конце XIX века появилась кинокамера, и усовершенствованный фонарь превратился в кинопроектор. А сам волшебный фонарь стал детской игрушкой.
Камера-обскура
Камера обскура – старинный инструмент, которым пять веков пользовались великие художники: Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Вермеер и другие. Камера представляла собой темный ящик. Внутри него – линза (через которую свет попадает внутрь), зеркало (которое переворачивает перевернутую картинку обратно) и стекло. На стекло кладется тонкая бумага или калька, и камера проецирует на нее изображение того, что находится перед ней. Проекцию можно обвести карандашом и получить точную по пропорциям и светотени картинку.
В 2001 году современный британский художник Дэвид Хокни выдвинул теорию, к которой позже примкнул физик Чарльз Фалько. Теория состоит в том, что художники Ренессанса использовали оптические инструменты: камеру-обскуру, камеру-люциду и сферические зеркала. Свою гипотезу Хокни разработал на анализе ряда работ старых мастеров, изучении трактатов по оптике, работ искусствоведов и собственных опытов. Но эта гипотеза до сих пор оспаривается искусствоведами.
Калейдоскоп
Калейдоскоп можно считать первой оптической игрушкой. Ее изобрел английский физик Дэвид Брюстер в процессе экспериментов с поляризацией света в 1814 году. Брюстер поставил несколько зеркал под углом и заметил, что все, что попадается между ними, многократно отражается, и это просто красиво. Результаты экспериментов были отмечены высшей наградой Лондонского королевского общества, а побочный продукт экспериментов – будущий калейдоскоп – вызывал восхищение коллег.
Брюстер усовершенствовал оптический инструмент и в 1817 году запатентовал его как калейдоскоп (от греческих слов καλός [калос] – красивый, είδος [эйдос] – форма, и σκοπέω [скопео] – видеть). Он стал первой в мире тиражной игрушкой.
– Сейчас трудно представить, что калейдоскоп – нечто исключительное. Раньше едва ли не единственной игрушкой у ребенка была деревянная лошадка, которую в каждой стране делали по-своему. Калейдоскоп же был первым всемирным хитом и первый проложил дорогу научным игрушкам. Немалую долю во всемирную популярность калейдоскопа внесли пираты, которые начали выпускать его подделки.
Тауматроп
Тауматроп (в переводе с греческого «чудовращалка») – первая оптическая игрушка, демонстрирующая слияние двух изображений в единое целое в восприятии наблюдателя. Представляет собой круглую картонную карточку с двумя изображениями на разных сторонах. Вращая карточку за продетые в отверстия по бокам веревочки, зритель видит соединение двух картинок в единое целое.
Помните, как в фильме «Сонная лощина» птичка соединяется с клеткой? Это происходит потому, что зрение не успевает за столь быстрыми изменениями.
Изобрел тауматроп английский врач Джон Айртон Пэрис, впечатленный знаменитым докладом Питера Марка Роже в Лондонском королевском сообществе в 1825 году. В нем Роже рассказал о сохранении зрительных впечатлений от объекта после того, как объект уже исчез из поля зрения.
В 1826 году доктор Пэрис наладил изготовление и производство своей игрушки, а через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через веселые игры и игрушки, в том числе тауматроп.
– После изобретения своих игрушек Брюстер и Пэрис моментально получали кучу упреков от своих коллег-ученых: мол, негоже заниматься ерундой! – отметил Федор Михайлов.
Стереоскоп
Человек и многие животные с двумя глазами обладают стереоскопическим зрением. Это когда каждый глаз видит объекты под разным углом, а мозг анализирует эти две плоские картинки и воссоздает объем.
В 1837 году англичанин Чарльз Уитстон изобрел прибор для демонстрации иллюзии объема – стереоскоп. Установленные под углом зеркала позволяют каждому глазу видеть отдельную картинку. Два изображения по-разному повернутого объекта воспринимаются как одно объемное. Изобретение усовершенствовал в 1849 году английский физик, математик и астроном Дэвид Брюстер, который заменил зеркала линзами, а рисунки – фотографиями. Устройство стало компактнее, линзы сняли напряжение зрения, а объемные фотографии стало гораздо интересней разглядывать. К тому времени у Брюстера уже был опыт успешного вывода оптического устройства на массовый рынок – в 1817 году он изобрел снискавший всемирную известность калейдоскоп. Поэтому всего через несколько лет стереоскопы и стереопары к ним наводнили Европу и Америку, и многие ошибочно считали Брюстера автором изобретения.
С тех пор принцип стереоскопа пытались соединить с устройствами, в которых оживали картинки: стробоскопом, праксиноскопом и кинематографом.
Зоетроп
Зоетроп (в переводе с греческого – «колесо жизни») – самая популярная оптическая игрушка XIX века. Она представляет собой цилиндр с вертикальными прорезями, через которые во время вращения можно видеть «оживающие» картинки. Именно зоетроп известен взрослым и детям по всему миру как прародитель анимации.
Первый раз прибор изобрел в 1834 году английский математик Уильям Джорж Хорнер. Свое изобретение он назвал дедалеумом в честь Дедала – древнегреческого мастера, который якобы умел оживлять скульптуры. Изобретение Хорнера не было замечено, и в 1860 году было придумано заново англичанином Питером Юбером Девиньи. Но и в этот раз оно не получило известности.
Наконец, в 1867 году американский студент Уильям Линкольн запатентовал то же устройство под именем «зоетроп», а знаменитый производитель настольных игр Мильтон Бредли запустил игрушку в массовое производство. И вот уже 180 лет почти каждый ребенок знаком с зоетропом.
Праксиноскоп
Изобрел праксиноскоп французский преподаватель естественных наук Эмиль Рейно в 1877 году. В отличие от зоетропа с его непрозрачными промежутками, в праксиноскопе использовались зеркала – по одному на кадр. Таким образом ничто не прерывает наблюдение хорошо освещенных кадров. Это первое устройство, в котором кинематографический принцип смены отдельных кадров уступил место видео- и телевизионному принципу развертки – постепенной частичной замены одного кадра другим.
– Эмиль Рейно попытался расположить в центре праксиноскопа свечку. Это было ужасное решение, потому что абажуры игрушек сгорали. Поэтому праксиноскопы – очень редкие и дорогие устройства, – объяснил Федор Михайлов.
«Гифы» XIX века: анимация из черных полос
– Кинематограф – самое великое синтетическое искусство и самая великая иллюзия. Но, помимо него, сейчас существуют гибридные формы: короткие анимационные ролики, гифки, которые мы «постим» в соцсетях. Многие из них восходят к изобретениям XIX века, которые не были связаны с миром кино. Например, моя любимая история – анимация из черных полос. Эта странные полосатые экраны, за которыми оживают картинки. Эти вещи существуют только в виде игрушек. Никто никогда не писал о них научные статьи. Тем не менее на протяжении века во всех странах каждый год возникают игрушки, книжки, инсталляции, которые работают на этом эффекте. Анимация черных полос – пример того, как технический прогресс реализуется в основном через игрушки. Я исследую этот эффект в рамках своей диссертации, – рассказал Михайлов.
Визитка с черными полосами начала ХХ века из коллекции Федора Михайлова
У этой оптической игрушки очень много названий и воплощений: мотограф, волшебные движущиеся картинки, кинескоп, театр теней, сканимация, синематографика. Но все они устроены по схожему принципу. Стереоскопический эффект возникает и в реальности, если какая-либо решетка накладывается на другую.
Несколько картинок или фотографий, которые должны сменять друг друга, нарезаются на тонкие полоски и смешиваются в одно изображение. Поверх накладывается пленка с черными полосами и прозрачными промежутками, соответствующими толщине нарезки изображений. Когда пленка с полосками двигается относительно изображения или наоборот через прозрачные промежутки, становится видна одна картинка за другой. Они чередуются, создавая эффект движения или превращения, смены изображения.
Во многих странах существуют музеи игрушек мира, анимации, кино. В России же старинные игрушки можно увидеть только в московском музее анимации. Кое-что есть в экспозиции политехнического музея, музея кино и музея связи в столице. К сожалению, со времен СССР в нашей стране сложилось ужасное отношение к материальному наследию. В Европе предметы быта сначала сохраняются, потом продаются на блошиных рынках, а затем попадают в музеи. У нас они сразу выбрасываются на помойку. В моей коллекции – около 100 оптических игрушек, и только три из них советские или российские. В частности, мой любимый советский зоетроп я купил у голландца, который нашел его на барахолке в Германии. Это советские «Живые картинки», которые разошлись стотысячным тиражом. Но вы нигде об этом не узнаете. Единственное, что у нас было, это «Занимательная физика» Якова Перельмана и традиция «сделай сам».Федор Михайлов
медиатехнолог
Справка РИА «Воронеж»
Федор Михайлов – медиаархеолог, преподаватель, мастер оптических игрушек, коллекционер, по образованию графический дизайнер. Работает на стыке художественного образования, информационных технологий и интерпретации культурного наследия с 2004 года, собирает коллекцию оптических игрушек с 2010 года.
Лекция «Как ученые играючи изобрели анимацию» прошла в Воронеже в рамках Большого фестиваля мультфильмов . Это крупнейший российский смотр анимации, организованный при поддержке правительства Москвы, Фонда Михаила Прохорова, а также при участии российских и зарубежных компаний, посольств, культурных центров. Основная программа фестиваля проходит в Москве, позже лучшие фильмы программы показывают в регионах.