, Воронеж
  • 14929

Легенды Воронежа. Здание училища слепых

Спецпроект о городских достопримечательностях
Легенды Воронежа. Здание училища слепых Легенды Воронежа. Здание училища слепых
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Новый выпуск спецпроекта – о памятнике архитектуры, известном как училище слепых. Нарядное здание, напоминающее средневековую крепость с бойницами, стоит в самом центре города – по адресу: улица Плехановская, 29. Сейчас в нем располагается областной краеведческий музей. О дореволюционном прошлом памятника и его настоящем – в материале РИА «Воронеж».

Как в Воронеже помогали слепым

В 1887 году в городе появилось отделение всероссийского благотворительного общества «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых». Общество в основном занималось открытием училищ для слепых детей, где их готовили к самостоятельной трудовой жизни.

Главными основателями отделения стали ревизор губернского акцизного управления Петр Вейнберг и известный воронежский купец Алексей Клочков. Членами попечительства – сын Алексея Клочкова Николай, врач Герман Столль и его сын – фабрикант Вильгельм Столль.

– Под влиянием Петра Вейнберга Алексей Клочков пожертвовал для попечительства свою усадьбу – двухэтажный особняк на Маломосковской улице (сейчас – улица Куколкина), который стоял около участка старого универмага «Россия», – рассказал историк Павел Попов.

Краевед Ольга Рудева напомнила, что для меценатов Клочковых этот благотворительный поступок был не первым. На их средства были созданы приют для девочек-сирот и швейная мастерская, где они получали профессию.

– Под такие благотворительные заведения меценаты всегда покупали землю в центре города, – отметила Ольга Рудева.

В 1887 году в усадьбе открылись приют для десяти слепых старцев и училище для слепых детей. Через год попечительство основало здесь бесплатную глазную лечебницу, которая в 1912 году переехала в новое здание – на улице Садовой. А прежнее сохранилось до наших дней – в нем находится областная офтальмологическая больница.

В 1890-е попечительство решило построить новое здание училища слепых. Специально для этого был куплен соседний участок земли, который выходил на оживленную Большую Московскую улицу (сейчас – Плехановскую).

Попечительство объявило сбор средств на строительство нового здания. По словам Павла Попова, воронежцы делали в основном небольшие взносы, но к сбору присоединились многие. Так удалось собрать необходимую сумму – 40 тыс. рублей.

Закладка первого камня училища состоялась 6 мая 1901 года. По словам главного библиотекаря научной библиотеки Воронежского аграрного университета имени Петра I Тамары Скрыпниковой, событие приурочили ко дню рождения императора Николая II. Сам государь для строительства учебного заведения распорядился отпустить бесплатно 2188 бревен.

Тамара Скрыпникова. Фото – предоставлено спикером
Тамара Скрыпникова. Фото – предоставлено спикером

Загадочный архитектор

Смета и планы для строительства училища были разработаны военным инженером Николаем Кухарским, который работал в губернском акцизном управлении. Имя же автора фасадов в документах не сохранилось.

Павел Попов предположил, что им был воронежский зодчий Александр Баранов:

– Известно, что подобное по архитектуре здание – Народный дом имени цесаревича Алексея – строилось на площади Старый Бег. Его архитектором был Александр Баранов. А руководил проектом строительства Народного дома Николай Кухарский. Кстати, у Народного дома и училища слепых был и один и тот же подрядчик – Моисеев. Вероятно, инженерную часть здания училища разработал инженер Кухарский, а художественную сторону – Александр Баранов.

Строительство красивого трехэтажного здания училища завершилось в 1902 году и обошлось чуть дороже заявленного – в 66 тыс. рублей. Торжественное открытие прошло 29 сентября 1902 года. Тогда же здание освятили. О большом для Воронежа событии написал столичный журнал «Зодчий».

По архитектурному облику здание училища слепых напоминает здание казенного винного склада, архитектором которого также был Баранов.

– Здание училища тоже построено в формах эклектики, с элементами декора, который подражает средневековой крепостной архитектуре, – уточнил Павел Попов.

В училище со стороны двора вели три входа с каменными лестницами. Самым красивым был парадный вход. Перед ним имелось крытое крыльцо с двускатной металлической крышей. На третий этаж вела широкая парадная каменная лестница.

Здание построили по коридорному типу. Своды были сделаны из железобетона (так называемые своды Монье).

На чердаке современного музея можно увидеть родные стены. Сотрудники музея предполагают, что внутри них, возможно, были воздушные каналы печного отопления: по ним теплый воздух поднимался от печи, расположенной в подвале, наверх.

Среди интересных архитектурных элементов фасада здания – две симметричные арки: одна ведет во двор, вторая – в здание. Четыре маленьких окошка над арками – помещения для экскурсоводов и научных сотрудников.

Внутри помещения над арками, на втором этаже, проходит узенький коридор с маленькой лестницей, которая огибает арку. Сотрудники музея предполагают, что этого перехода в эпоху училища не было – на его месте была глухая стена, разделявшая половину девочек и мальчиков. Павел Попов с этой точкой зрения не согласен.

Планы старинного здания, к сожалению, не сохранились.

Каким было училище внутри

Училище делилось на две изолированные между собой половины – мальчиков и девочек. В нем были классные комнаты, спальни, библиотека, медицинский изолятор, квартиры для ректора и преподавателей, рекреационный зал. На первом этаже размещались учебные мастерские, кухня, столовая, кладовая.

На третьем этаже, в высоком двухсветном зале, располагалась домовая церковь имени преподобной святой Марии Египетской, которая была ангелом матери Николая Клочкова. Иконостас выполнил московский художник Борцов. Одну из икон – Казанской Божией Матери – церкви подарил известный религиозный деятель, преподобный Иоанн Кронштадтский.

Сейчас на месте церкви располагается постоянная экспозиция «Царство животных» с чучелами зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся.

Во всем здании было электрическое освещение и центральное отопление.

Со времен училища в коридорах и на лестничных клетках уцелела разноцветная напольная метлахская плитка – пожалуй, самая красивая в Воронеже. Произведенная, по словам Ольги Рудевой, на заводе Бергенгейма. В церкви полы были дубовые, паркетные.

– Ценно то, что построенное для слепых детей здание было очень удобным как для занятий, так и для отдыха учащихся и преподавателей. Сказанное относится и к классным комнатам, и к размещавшимся в училище квартирам для учителей, и к просторным коридорам, где гуляли дети, – отметила Тамара Скрыпникова.

Как проходила учеба

В училище брали детей от семи до 11 лет со всей губернии. Основаниями для приема в учебное заведение были неизлечимая слепота при способности к образованию и отсутствии других болезней.

Курс обучения продолжался от пяти и до восьми лет. По словам Павла Попова, в большинстве своем в училище принимали детей бедных крестьян и священников. Но вместе с ними учились и дети купцов и ремесленников. Дети из бедных семей занимались бесплатно, а остальным годовая плата за обучение рассчитывалась исходя из имущественного положения родителей или опекунов. Тамара Скрыпникова сообщила: обучение стоило от 75 до 300 рублей в год. При этом желающие поступить в училище проходили испытательный срок – один-два месяца.

К 1 января 1909 года в училище воспитывались 64 человека: 39 мальчиков и 25 девочек. Из отчета 1913 года следует, что за время существования учебного заведения из его стен вышло 75 воспитанников.

В число обязательных предметов входило духовное и светское пение. Наравне с общеобразовательными предметами детей с первого класса учили ремеслам: мальчиков – корзиночному, сапожному делу, ручному труду по дереву, а девочек – щеточному делу и рукоделию.

– Гордостью училища были специальные мастерские, которые стояли в глубине усадьбы. В них воспитанники делали на продажу корзины, щетки, сапоги и другие изделия, – отметил Павел Попов.

По словам Тамары Скрыпниковой, незрячим воспитанникам удавалось работать даже с прибылью, поэтому сбыт изделий увеличивался с каждым годом.

– Предметы быта, изготовленные руками незрячих учеников, продавались и в специальном магазине изделий Воронежского училища слепых на Большой Дворянской улице, в доме Мысловского – напротив центральной гостиницы, – отметила Тамара Скрыпникова.

В магазине продавались корзины, базарные сундуки с крышками, овальные чемоданы, бочонки для белья, дорожные саквояжи, подставки для цветов, мебель из камыша и прута и всевозможные щетки – половые, паркетные, потолочные, сапожные, конские. Кроме того, здесь можно было купить гамаки, сетки и рукоделие.

– На все эти изделия училище принимало заказы. Постоянными его клиентами были Юго-Восточная, Московско-Киевско-Воронежская и Рязанско-Уральская железные дороги, восемь кавалерийских полков, казенные винные склады Воронежской, Тамбовской, Ставропольской, Курской губерний. Успех сбыта заключался в высоком качестве изделий и невысокой цене, – рассказала Тамара Скрыпникова.

В 1909 году в мастерских училища было изготовлено предметов на 18 516 рублей, чистая прибыль тогда составила 1152 рубля. Слепые юноши и девушки участвовали в сельскохозяйственной и промышленной выставке в Ростове. За свои экспонаты училище получило малую золотую медаль.

Детей, имевших склонность к музыке, учили пению, игре на рояле, народных и духовых инструментах. В свободное время ребята читали книги, участвовали в литературно-музыкальных вечерах училища. Старшеклассники посещали театр и концерты в Дворянском собрании. Кстати, вход в воронежские театры для незрячих воспитанников был бесплатным. А музыкальные магазины «Эхо» и «Кастнер» присылали ученикам билеты на концерты известных артистов, приезжавших в Воронеж на гастроли.

После окончания училища выпускники работали учителями музыки, рукоделия и ремесел, мастерами корзинных и щеточных дел. Многие оставались преподавать в родном учебном заведении. При училище работало общежитие для слепых работниц.

– Девушки занимались щеточным и корзинным ремеслом, пели в церковном хоре. За свой труд они получали заработную плату. Все сбережения девушек хранились на сберкнижках в сберегательной кассе. Таким образом, они могли прокормить себя и пополнить бюджет училища, – пояснила Тамара Скрыпникова.

Как в здании «поселился» музей

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в здании училища расположился хирургический госпиталь. После революции 1917-го его вновь заняло училище, но теперь оно называлось школой слепых. В учебном году-1926/1927 здесь занимались 80 детей. Школа работала до самой войны, в 1941 году ее эвакуировали. По словам Павла Попова, до прихода немцев здание занимал один из отделов обкома комсомола.

Во время войны памятник не был разрушен, но здание не избежало пожара. После реконструкции здание передали облисполкому. Здесь он находился до 1959 года – пока на площади Ленина, 1, для него не построили новое здание. Освободившиеся помещения передали областному краеведческому музею.

– В это время между воронежскими музеями возник спор, какому из них передать здание. В краеведческом музее был замечательный директор и краевед Андрей Соловьев. Он считал, что законное помещение музея – «воронежский дворец» на проспекте Революции. Но в битве за него победил музей изобразительных искусств – сейчас музей имени Крамского. Краеведческому музею пришлось переехать в здание на улице Плехановской, - рассказал Павел Попов.

В 1962 году в здании бывшего училища открылась первая экспозиция. Специально для музея в отремонтированном здании выстроили две беломраморные лестницы. В 1980-х в музее провели перепланировку, которая и осталась до настоящего времени. Тогда же появилась постоянная экспозиция, которую можно увидеть и сейчас.

Что посмотреть в музее

Во дворе стоят древние каменные изваяния – половецкие бабы XII-XIII веков, памятники сакрального искусства половцев.

Первый этаж музея полностью археологический. Здесь можно увидеть подлинные кости, бивни и фрагменты челюстей мамонтов, есть даже большой зуб мамонта. Они были найдены в районе сел Костенки и Борщево Хохольского района.

Большинство подобных находок располагается в музее-заповеднике «Костенки», который был частью краеведческого музея. А здесь можно увидеть старинные орудия труда эпохи каменного века: наконечники стрел, заостренные осколки кремния – отщепы, древние статуэтки – палеолитические венеры, выполнявшие роль оберегов. Такие изображения были символами плодородия. Ученые считают, что «венеры» связаны с культом Богини-Матери и говорят о том, что в древнем мире был матриархат.

По мере таяния ледника на территории Воронежской области освобождались большие водные пространства. Их начали обживать кочевники. Их племена археологи выделяют в древнеямную археологическую культуру. На первом этаже музея воссоздано их захоронение. Кочевники хоронили умерших в больших прямоугольных ямах, с подогнутыми ногами.

Рядом можно увидеть остатки древнего челна – в этот период времени было развито рыболовство.

Среди экспонатов бронзового века – предметы военного дела. Например, костяной псалий – часть узды, соединяющая удила с поводьями и оголовьем лошади. Когда поводья натягивались, шипы упирались в щеку лошади. Псалии применяли для управления лошадьми, запряженными в боевые колесницы.

В музее посетители увидят фрагменты посуды скифов и сарматов: сосуды, амфоры, чашу с головой горгоны Медузы, античную вазу, которую сарматы переделали в фалар.

Среди экспонатов XIII века особенно интересны обоюдоострый меч и старинная кольчуга XIII века весом больше 17 кг.

– Кольчугу делали из железа, для ее создания требовалось 500 м железной проволоки. Кольчуга хорошо защищала от режущих ударов, а от колющих – стрел – не очень, – сообщили в музее.

В зале петровской эпохи хранится большой четырехлапный якорь весом 16 пудов с перевернутым клеймом на латыни – P. A.R. Его нашли на дне водохранилища. Историки предполагают, что на якоре выкованы инициалы самого царя Петра I – Петр Алексеевич Романов. А значит, есть основания полагать, что якорь изготовил именно он.

В музее хранится целая коллекция старинных монет. Среди интересных предметов материальной культуры – модный «гаджет» XVIII века – кошелек со встроенными счетами. Он приспособлен уже для бумажных денег.

По соседству можно увидеть старинные пыточные приспособления – например, рогатку-бессонник, которую надевали на шею беглых крепостных крестьян. Рогатка впивалась в шею человека и не давала ему заснуть.

В музее также действует экспозиция, посвященная революционным организациям начала XX века, Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны.

Самым маленьким гостям музея будет интересно посмотреть коллекцию бабочек со всего мира и посетить экспозицию «Царство животных».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: