Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – здание, известное как странноприимный дом Митрофановского монастыря. Двухэтажный жилой дом, ожидающий капитального ремонта, с 1994 года состоит на госохране и расположен в историческом центре Воронежа, на склоне холма, по адресу улица Нарвская, 8.
Гостиница для странников
Наверное, каждый воронежец знает о том, что Воронеж возник на месте современного главного корпуса ВГУ. Именно здесь в 1586 году построили военную крепость для защиты южных территорий от набегов татар. На территории крепости 25 марта 1586 года открылся первый городской собор – Благовещенский. Именно эта дата считается днем рождения Воронежа. С созданием в 1682 году Воронежской епархии Благовещенский собор стал кафедральным. Здесь обосновался первый воронежский епископ Митрофан.
При нем взамен старого Благовещенского собора в Воронеже был построен новый, каменный, а число храмов в епархии увеличилось до 239. Святитель Митрофан умер в 1703 году, его тело было погребено в Благовещенском соборе. Во время реконструкции храма в 1831 году во время замены пола обнаружили нетленные останки святителя, в 1832 году первого воронежского архипастыря причислили к лику святых. Через год мощи святителя Митрофана были захоронены в Благовещенском соборе.
В 1836 году в ансамбле архиерейского подворья открылся Митрофановский монастырь, в который со всех уголков страны потянулись паломники. Среди них были люди разного достатка – от царей до нищих. Приютить верующих, которые шли к мощам святителя тысячи верст, было для монастыря настоящей проблемой. Как отмечает писатель и краевед Павел Попов, на старинных открытках видно, как в летние месяцы паломники повсюду сидели на монастырской земле. Ночевали верующие на земле во дворе, а те, кому не хватило места, спали прямо на площади перед монастырем.
– Естественно, людей город должен был принимать, поэтому вся территория вокруг стала обрастать гостиницами. До нашего времени дошли те самые гостиницы, которые часто назывались подворьями. Среди них – здание поликлиники № 17 (бывшее Троицкое подворье) и нынешнее здание языковой школы «Интерлингва» (бывшее Киевское подворье). Это были платные гостиницы, – отмечает краевед Ольга Рудева.
При всех монастырях были свои странноприимные дома, где останавливались странники, которые пришли пешком. Ночевали в них бесплатно. В приютах для богомольцев часто останавливались нищие, пришедшие побираться у стен монастыря.
Строительство странноприимного дома при Митрофановском монастыре велось в конце 1850-х – начале 1860-х при видном религиозном деятеле Иосифе II Богословском, который на тот момент возглавлял Воронежскую епархию.
Здание было построено на довольно большом участке, который тянулся от современной улицы Нарвской до Горы Металлистов. Там, на бывшей Соборной горе (ныне улица Гора Металлистов, 9) в конце XIX – начале XX веков построили второй корпус странноприимного дома – появился двухэтажный флигель.
Дом на Горе Металлистов
Фото – Евгения ЕмельяноваКстати, второй флигель, с кирпичным низом и деревянным верхом из бревен, тоже сохранился до наших дней – сейчас в нем расположено воронежское отделение Всероссийского общества автомобилистов и автошкола. На окнах флигеля – красивые резные наличники.
Правда, в отличие от первого, второй странноприимный дом не состоит на госохране – памятником его пока не признали.
Среди постояльцев странноприимного дома Митрофановского монастыря был 23-летний Алексей Пешков, более известный как будущий писатель Максим Горький. В Воронеже он оказался летом 1891 года, во время своих странствий по Российской империи. В странноприимном доме Максим Горький прожил целое лето и работал помощником садовника – поливал в монастырской усадьбе цветы и фруктовые деревья. Кстати, впечатления от общения с паломниками писатель впоследствии отразил в своих произведениях (например, в рассказе «Ма-аленькая!..»).
Дом, который топят углем
Улица Нарвская расположена на воронежских «низах», которые тянутся от улицы Степана Разина до Большой Стрелецкой. Улочка – тупиковая, поэтому машин здесь ездит немного.
Невооруженным глазом видно, что на улице никогда не было асфальта. Раньше у улицы Нарвской было другое название – Певческая: она выходила на Певческий корпус Митрофановского монастыря.
Фасад бывшей гостиницы-приюта обшарпанный, с отвалившейся штукатуркой, обнажившей старинную кирпичную кладку. Здание было построено в традициях классицизма.
Несмотря на то, что дом аварийный, в нем живут люди. Центрального отопления здесь нет, и жильцы отапливают дом по старинке, углем, который забрасывают в котел, расположенный в подвале. Одного котла хватает на отопление двух подъездов дома.
Во двор ведет большая арка – кирпичный свод. Дорога под ним вымощена старинным булыжником, который перемешался в грязью.
В странноприимном доме сохранились роскошные сводчатые подвалы. Среди жителей дома бытует легенда, что в этих подвалах в позапрошлом столетии жили монахи. Но, отмечает Ольга Рудева, это не так. Монахи жили на территории монастыря, а в подвалах хранили продукты.
Дом для глухонемых
После Гражданской войны монастырская усадьба была муниципализирована, ее заселили рядовые воронежцы. Интересна послевоенная история этого дома.
– После войны в Воронеже строили дома для ИТР (инженерно-технических работников), дома для преподавателей (например, знаменитый дом на улице Театральной, 19), в районе Заставы построили дом для слепых, а бывший странноприимный дом отдали глухонемым, – рассказывает Ольга Рудева. – В этом было много здравого смысла. Во-первых, так легче социальным службам, во-вторых, люди с одинаковыми физическими недостатками, живущие на одной территории, легче находят себе пару и строят семьи.
По словам Ольги Рудевой, в 1990-е годы, когда дом оказался ничьим, его обитатели пережили холодную зиму – согревались электрическими обогревателями. После этого люди собрали денег на покупку котла, закупили уголь и сделали собственную канализацию.
– В современное время, наверное, сложно себе представить существование многоквартирного дома с котлом. В Воронеже это едва ли не единственный многоквартирный дом, который отапливается углем, – отмечает Ольга Рудева.
Странноприимный дом признан аварийным и ждет своего намеченного на 2019 год капитального ремонта и реставрации. Несмотря на солидный возраст (154 года) у этого дома-старожила – крепкие стены, построенные на совесть. Корреспонденты РИА «Воронеж» не нашли на стенах ни одной трещины.
Сейчас в доме по-прежнему живут глухонемые и слабослышащие жители. Среди них – Раиса Михайловна Коптева и ее соседка, слабослышащая Татьяна Князева. Женщины пригласили корреспондентов РИА «Воронеж» на свой этаж и показали, как они живут.
Внутри первого подъезда дома – старая лестница с шаткими деревянными перилами: стоит только опереться на них, как старые перила ходят ходуном. На лестничных клетках – деревянные перекрытия.
На втором этаже, миновав лестничную клетку, оказываешься в коридоре, организованном по типу общежития, по обе стороны которого расположены комнатки.
В комнатах нет удобств. Слабослышащая хозяйка одной из комнат показывает пятна на потолке – крыша дома течет. Напротив – две общие комнаты, выполняющие роли и кухни, и туалета. Трудно представить, но туалет здесь отгорожен от плиты маленьким загончиком – фанерной перегородкой.
– Нам штукатурка на голову сыплется, а деревянные стены шатаются, – говорит Татьяна Князева и показывает голую решетку на потолке.
Женщина говорит, что вместе со своей соседкой мечтает переселиться из этого дома в благоустроенные квартиры.