РИА «Воронеж» продолжает спецпроект «Легенды Воронежа». Очередной «миф» связан с домом на Пушкинской, 20. В народе и некоторых городских СМИ его окрестили «самым масонским в Воронеже».
Бывший хозяин дома, Алексей Безруков, был потомственный купец, консерватор и благотворитель и не имел отношений с масонами. Торговал лесом, зерном и хлебом. Дважды – в 1897 и 1901 годах – избирался городским головой, а в 1907 году стал депутатом III Государственной думы. В Воронеже Безруков был известен как меценат. Возглавлял Александринский детский приют, при том, что у него было девять своих детей.
Безруковы «профессионально» занимались благотворительностью. Дядя Алексея, Иван Безруков, тоже купец – завещал вложить его состояние в банк, а проценты выдавать в качестве приданого бедным невестам.
Родовое гнездо Безруковых сохранилось до наших дней – это здание на углу улиц Куцыгина и Кирова (с пиццерией на первом этаже – РИА «Воронеж»). Однако сам Алексей Безруков жил в доме жены, дочери купца Борисова – в «голубом доме на Пушкинской» постройки второй половины XIX века. Район, где располагалось несколько рынков, населяли преимущественно купцы. Ближайшим соседом Безрукова был купец Клочков – самый крупный благотворитель Воронежа. В таком окружении богатые и влиятельные люди хотели выделиться – так что дом неслучайно получил такой пышный декор.
Парадный въезд в усадьбу замуровали, но над бывшими воротами сохранилась роскошная лепнина: две птицы, похожие на грифонов, смотрят друг на друга.
На противоположной стороне здания – огромная ниша, в которой расположена изящная ваза. Украшение уникально. В Воронеже подобных сохранилось лишь несколько.
Уникальна и лепнина дома: головы льва с закрытой пастью, расположенные на фоне шестиконечной звезды между пышными канатами и кистями, головы баранов, несколько небольших колонн.
Головы львов также украшают фасад дома на проспекте Революции, но лепнина здесь появилась уже после Великой Отечественной войны. Чрезвычайная редкость, по словам краеведов, и головы же баранов, которые украшают фасад дома на Пушкинской
– Другого здания с таким обилием масонской символики в Воронеже нет. Почему дом украсили подобным образом? Самое логичное объяснение: это было модно! – пояснила краевед, основатель сообщества «Воронеж.Пешком» Ольга Рудева.
Именно из-за необычного декора у горожан дом получил репутацию «масонского». Любителям тайн нравится «читать» его богатую лепнину и видеть в ней зашифрованную мистику.
– Мне года три назад написал какой-то парень. Мол, в Воронеже есть дом, где масоны собирались. Дом старинный, голубой и украшен масонскими символами - где он находится? И такие вопросы задают нередко, – рассказала Ольга Рудева.
За полторы сотни лет дом Безрукова изменился. Из двухэтажного превратился в полутораэтажный: половина первого этажа «ушла под землю». Сняли балкончик. Замуровали главный въезд. Однако забор у здания – оригинальный, вековой.
После революции в «масонском» доме располагалась школа-коммуна, затем – детский сад, а с 90-х годов ХХ века – районный центр развития детского творчества.