Очередной выпуск спецпроекта «Легенды Воронежа» – об истории и современном состоянии Воронежского хореографического училища (ВХУ). Его адрес: улица Коммунаров, 36. Как устроен мир хореографии, почему учиться в ВХУ непросто и каково работать в старинном здании – в материале РИА «Воронеж».
Дом на холме
В начале XX века Воронеж стал активно застраиваться. Частный сектор нынешней улицы Коммунаров (до революции – Мокрая улица) не стал исключением. В 1915 году здесь, на высоком склоне, выросло огромное трехэтажное здание в стиле неоклассицизм с чертами модерна. Строили его на деньги городской управы. Предполагают, что по проекту главного архитектора города Николая Замятнина. Именно тут, в отдельно стоящем новом здании, городская управа решила разместить сразу два городских приходских училища – №5 и №10. В них давали общее начальное образование.
С тех пор на фасаде здания сохранился старинный декор. Например, маскарон с двумя факелами.
– Эти элементы называются светочами. Подразумеваются «светочи знаний». Такой декор часто делали на зданиях, которые несут просветительскую функцию. Кстати, старожилы вспоминали, что на самом верху здания раньше была надпись: «Приходския училища», – рассказала краевед Ольга Рудева.
С улицы Коммунаров к зданию был подъезд для экипажей. На заднем дворе нынешнего училища до сих пор сохранился старинный краснокирпичный флигель, где, по всей вероятности, стояли экипажи. Там же была конюшня. Сейчас флигель используется по своему первоначальному назначению – здесь находится гараж, где стоит школьный автобус.
А в 1920-е годы в здании располагались средние учебные заведения. В годы войны оно пострадало. На заднем фасаде до сих пор можно увидеть подлинную кирпичную кладку, на кирпичах остались выщерблины от снарядов.
В послевоенные годы здание восстановили под педучилище. С 1956 года там размещался вечерний машиностроительный институт, а с 1959-го – хореографическое училище.
Внутри строения сохранились старинная кафельная метлахская плитка, «родные» низенькие ступеньки лестницы и металлические стойки перил. В подвале, где сейчас находятся раздевалки, – старинные перекрытия, представляющие собой лучковые своды (своды Монье).
– Раньше здесь находилась котельная. Топили углем, – отметил директор ВХУ Алексей Черемухин.
Хореографические корни
Преподаватели хореографического училища отсчитывают историю своего учебного заведения не с 1959-го, а с 1938 года. То есть сейчас учебному заведению 82 года. Но за рамками официального летоисчисления остается предыстория – вехи становления воронежской хореографической школы.
Первые попытки создать в Воронеже такое училище предпринимали еще в начале XX века. В 1918 году в городе появились Высшие театральные мастерские, где открыли хореографическое отделение и балетный факультет. Преподаватели мастерских приняли участие в создании оперно-балетно-драматического Воронежского свободного театра.
Когда в 1922 году институт преобразовали в среднее учебное заведение и балетный факультет закрылся, балетмейстер Константин Трунов и балерина Юлия Барто на свои деньги открыли в Воронеже балетную школу имени Анны Собещанской. Просуществовала она недолго – до 1924 года. Но многие воспитанники Трунова и Барто продолжили историю воронежского балета, сами стали преподавателями.
В 1920-х в Воронеже работала балетная школа под руководством Тамары Сапитон, а в конце 1933 года танцовщица, балетмейстер, педагог Васса Васге открыла в Воронеже «Школу балета». Васса была выпускницей Московской школы великой танцовщицы Айседоры Дункан. В балетную школу брали девочек с восьми лет.
Одним из выдающихся педагогов балетной школы была Клавдия Сахарова. В 1936 году под ее руководством в Воронеже создали балетную студию, которую в 1938-м преобразовали в Воронежское хореографическое училище. Через год учебное заведение получило статус государственного. Но располагалось оно не на улице Коммунаров, а на улице 11 Мая, 26 (сейчас – улица Театральная).
В нынешнем же здании ВХУ, по словам его выпускницы, артистки балета и педагога Ларисы Назаровой, до войны располагалось медицинское училище:
– Моя мама была рентгенологом и училась здесь.
Летом 1941 года работу училища прервала война. Заново оно открылось уже по новому адресу – на улице Коммунаров – в 1959 году.
О том времени рассказала одна из первых выпускниц училища, артистка балета, заслуженный работник культуры и педагог Лариса Ефимова:
– Училище располагалось только в половине здания. Во второй половине находилась станция юных техников. И в здание было два входа.
Художественным руководителем учебного заведения и преподавателем классического танца был Михаил Чернышов, а историко-бытовой танец преподавала Юлия Барто. Студенты первого экспериментального курса – 13 девочек и 11 мальчиков – учились шесть лет и выпустились в 1965 году. Большинство сразу пополнили труппу Воронежского театра музыкальной комедии (позже преобразовался в Театр оперы и балета).
Во время второго набора в училище, в 1960-1961 годах, было принято два класса – 42 человека. Тогда же здесь появилось народное отделение, которое готовило специалистов для ансамблей народного танца и народных хоров.
За почти полувековую историю училища в отделении работали крупнейшие мастера отечественной хореографии: Константин Муллер, Леонид и Валентина Кадыковы, Набиля Валитова, Виктор Савельев, Леонид Таубэ, Николай Орешкевич, Евгений Руденко, Валентина Филиппова, Аза Кулаева, Инесса Корнеева, Валентина Слыханова, Ольга Шаройко, Петр Силкин, Владимир Пак.
На выходе в училище – мемориальная доска, посвященная выдающейся балерине, выпускнице хореографического училища и ее педагогу Набиле Валитовой.
– Она внесла большой вклад и в жизнь нашего Театра оперы и балета, и в жизнь училища. Насколько Ваганова была значимой фигурой для Санкт-Петербурга, настолько же Валитова – для Воронежа. Она была выпускницей Академии русского балета и заложила традиции балета в Воронеже, – отметил Алексей Черемухин.
И французский, и музыка
Современное хореографическое училище – другой мир. Кажется, что ты перенесся в институт благородных девиц. Девочки – стройные, изящные, с безупречной осанкой – вежливо здороваются с посетителями и приседают в реверансе.
Помимо общеобразовательных и специальных предметов, воспитанники училища изучают французский – международный хореографический язык (на нем построена терминология балета и танца), а еще пять лет учатся играть на фортепиано. Преподаватели пояснили: это нужно, чтобы балерины и танцовщики умели слушать музыку, разбираться в ее теории – знали, что такое «квадратность музыки», такт.
Фортепиано расположено в каждом из семи танцевальных залов – дети разучивают балетные и танцевальные движения под живой аккомпанемент. Трели пианино слышны повсюду.
Сегодня Воронежское хореографическое училище относится к среднеспециальным учебным заведениям. Дети приходят сюда после пятого класса общеобразовательной школы на специальность «искусство балета» и в восьмой класс – на специальность «искусство танца».
– Дети проходят и танцевальные дисциплины, и предметы основной школьной программы – математику, историю, русский язык. С пятого по девятый класс дети учатся как в обычной школе, после этого три года – как студенты. На момент выпуска кому-то 18 лет, кому-то 19, – пояснил Алексей Черемухин.
В хореографическом училище 240 учеников в 13 классах. Уроки начинаются в 8:30. Самые младшие учатся в «первом-пятом» классе (первый год, но в пятом классе общеобразовательной школы).
Девочки проходят строгий отбор – принимают детей определенного роста и веса. Если девочка физически не сложена для балета, педагоги считают своим долгом предупредить об этом родителей – ведь это значит, что на сцену ее не выпустят. Это может привести к психологической травме и комплексам.
А вот мальчиками, которых в парных танцах, как правило, не хватает, в училище не разбрасываются.
Окончить училище удается не всем – девочки в подростковом возрасте часто набирают вес: кому-то остаться миниатюрной и хрупкой мешают гормоны, а кто-то просто не соблюдает диету. Не каждый ребенок выдерживает и серьезную физическую нагрузку.
– Когда маленькие дети приходят сюда, они любят смотреть балет и сами повторять движения. Но сначала нужно образовать тело. Не всем деткам это нравится – это и больно, и нудно, каждый день одно и то же: нужно стоять лицом к станку, выворачивать ноги, стирать ступни в кровь, ставить осанку и поворот головы. А без этого дальнейшего обучения не будет. Не научишься держать осанку и голову – у тебя не получится вращений. К выпускному классу остаются те, кто без сцены свою жизнь не представляет, – рассказала художественный руководитель ВХУ Татьяна Фролова.
Зато те, кто доходит до «финиша» и выпускается из училища, востребованы. Выпускники училища работают не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и за пределами России. В Воронеже они могут устроиться в балетную труппу Театра оперы и балета и танцевальную труппу Воронежского русского народного хора. Парни призывного возраста поступают на службу в армейские ансамбли.
Выпускники-педагоги
Балетная жизнь быстротекуща. Обычно 20 лет – максимальный трудовой стаж артистов балета. Редко кому удается проработать в театре дольше.
– Зрители хотят видеть на сцене молодых, красивых и техничных, – подчеркнул Алексей Черемухин.
Чаще всего уже в 35 лет балерины уходят из театра и становятся преподавателями. Многие возвращаются в родное училище.
При входе в учебное заведение – большой плакат: «Наши выпускники – наши преподаватели».
Среди выпускников ВХУ – народная артистка России, хрупкая, миниатюрная и аристократичная Татьяна Фролова. В учебное заведение она поступила в 11 лет. Училась у Набили Валитовой. Перед этим занималась спортивной гимнастикой в СДЮШОР имени Штукмана.
– В какой-то момент я стала бояться выполнять опасные гимнастические упражнения. Мне посоветовали пойти в хореографическое училище. Думала, что проучусь здесь года два, а потом вернусь в гимнастику. Но когда начала выходить на сцену, поняла, что в спорт больше не вернусь, – призналась балерина. – Даже когда выбегаешь на сцену маленькой «мышкой», 30-й по счету, ощущаешь ее волшебство. Кулисы полны народу – там твои товарищи и педагоги, а в переполненном зале на тебя смотрят зрители.
Театру оперы и балета Татьяна Фролова отдала 25 лет жизни. Выступать закончила 10 лет назад и вернулась в училище, которое окончила в 1984-м, уже в роли педагога и художественного руководителя.
Одна из первых выпускниц училища (1965 года) – артистка балета, балетмейстер, заслуженный работник культуры и педагог Лариса Ефимова.
– Я поступала на народное отделение. Моим педагогом была народная артистка СССР Набиля Валитова. Она училась у знаменитой балерины Агриппины Вагановой, основоположницы теории русского классического балета, – отметила педагог.
После окончания ВХУ Лариса Ефимова 20 лет танцевала на сцене Театра оперы и балета, была занята в ведущих партиях. С 1985 года преподает в училище.
– Я горжусь своими ученицами. Мои девочки востребованы везде, они имеют свои театры, – отметила балерина.
Лариса Назарова – выпускница второго набора в ВХУ, ученица выдающегося педагога Лилии Глазьевой:
– Я поступила в 1961-м, выпустили нас в 1967-м. Почему учились меньше? В то время в Воронеже открылся Театр музыкальной комедии. Профессиональных кадров для преподавания балета не хватало, поэтому нас надо было срочно обучать. После окончания училища меня пригласили в театр.
В том же 1961 году поступил артист балета, балетмейстер Анатолий Дубинин – он учился в ВХУ семь лет, преподает там с 1977 года.
Будучи в седьмом классе, поступил в Московское хореографическое училище.
– Я учился у лучшего педагога мира – Петра Антоновича Пестова, который выпускал звезд балета. Училище окончил в 1970 году, но остаться в Москве не мог – у меня не было прописки. Я вернулся в Воронеж, меня взяли в Театр оперы и балета, где я стал танцевать сольные партии. Тогда он был еще музыкальным театром. На его сцене танцевал 20 лет, – сообщил Анатолий Дубинин.
Параллельно он совмещал педагогическую деятельность с работой в театре. Позже в Москве артист закончил педагогическое отделение ГИТИСа. С 1991 года только преподает. В основном – у мальчиков, но обучает и парным танцам. Ученики артиста балета – лауреаты международных конкурсов.
– Работать с мальчиками трудно, но у меня есть уже большой методический опыт, перенимаю его от Петра Пестова. К детям нужен подход, важно показать, какими приемами можно сделать то или иное движение. Учиться балету – тяжелый труд. Здесь должна быть заинтересованность и педагога, и ребенка, – отметил Анатолий Дубинин.
Еще одна выпускница ВХУ – артистка балета и педагог училища, 70-летняя Сания Куртосманова. На свой возраст она не выглядит.
В ВХУ поступила в 1961 году, училась шесть лет.
– У нас был замечательный педагог. Невозможно требовательная, ошибок допускать было нельзя. Если ты неправильно делал какой-то элемент движения, она говорила: «Стоп!». И ты делал все заново. Когда ты учишься, формируется навык, – поделилась балетмейстер.
В 1969 году Сания Куртосманова начала танцевать в балетной труппе Театра оперы и балета. Ей доверяли ведущие партии в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Раймонда», «Сильфида» и других. В театре Куртосманова отработала 20 лет, после этого ее пригласили работать в хореографическое училище.
В здании, которое не было изначально приспособлено под хореографическую школу, уже тесно для студентов и преподавателей. Здесь семь танцевальных залов и 10 учебных классов. Ни актового зала, ни сцены. Помещений для занятий уже не хватает, поэтому часть из них приходится проводить на площадках Театра оперы и балета и хора имени Массалитинова.
Нет у училища и своего общежития, поэтому иногородним девочкам и юношам, а их около 20%, приходится снимать комнаты.
В конце октября-2020 училище в связи с пандемией перешло на дистанционный режим работы, как и весной. Педагоги занимаются с воспитанниками по видеосвязи. Дети записывают домашние задания на видео и отправляют преподавателям. Но, сетуют педагоги, учить балету на расстоянии нельзя.
– Мы учим держать руки и ноги. Это как немого словами учить разговаривать, – заметила Лариса Ефимова.