, Воронеж
  • 8661

Коммунальное рабство. Жители двух многоэтажек под Воронежем борются с произволом УК

Действия управляющей компании проверяет полиция
Коммунальное рабство. Жители двух многоэтажек под Воронежем борются с произволом УК Коммунальное рабство. Жители двух многоэтажек под Воронежем борются с произволом УК
РИА Воронеж Текст — , фото — Роман Демьяненко

Жильцы домов №26А и №26Б по улице Солнечной в Новой Усмани однажды уже стали известны на всю страну, когда во время прямой линии президента России пожаловались, что из кранов у них течет вода, которую нельзя назвать даже «технической». Естественно, после обращения к президенту эта проблема была решена, местный водоканал даже принес извинения и в качестве компенсации поучаствовал в благоустройстве двора многоэтажек. Но злоключения жильцов на этом не закончились.

Журналист РИА «Воронеж» разобрался, что случилось и можно ли решить проблему на этот раз.

Почему жильцы новостроек недовольны своей УК

Многоквартирные дома из силикатного кирпича появились среди частного сектора Новой Усмани в 2015 и 2016 годах. Строительная компания, возводившая многоэтажки, вскоре обанкротилась и обязанности по содержанию жилья были переданы управляющей компании «Солнечная», предположительно близкой к разорившемуся застройщику. Других объектов на содержании этой УК на тот момент не было.

Казалось бы, за пять лет коммунальщики и жильцы давно должны были знать друг друга в лицо. Но жильцы двух домов даже не знают фамилии директора своей УК. Правда, в почтовых ящиках каждый месяц от «укашки-невидимки» исправно появляются квитанции об оплате за содержание дома.

– В последние два года УК домами занимается минимально. Не отчитывается, не проводит собраний, мы не знаем, куда уходят наши деньги. Каждая квартира в доме оборудована индивидуальным отоплением, но проверкой вентиляционных каналов никто не занимается. Хотя она должна проводиться перед отопительным сезоном, во время и после, – описала ситуацию председатель совета жильцов Елена Романова. 

Со слов жителей, различного рода ЧП, будь то поломка лифта или прорыв водопроводной трубы в подвале, устраняют несвоевременно и некачественно.

– Я инвалид второй группы, живу на седьмом этаже. Когда лифт сломался, целый месяц приходилось ходить пешком. Аварийной службы у нас нет. В УК сказали, что будут ремонтировать лифты своими силами. Как-то починили, но боюсь, с таким отношением лифт скоро опять сломается. Ликвидировать порыв трубы управляющая компания вместо сантехника присылала электрика. Почему никто не спросил нас, согласны ли мы, чтобы в подвале размещали оборудование продуктового магазина, в котором применяется опасный газ? Надо еще проверить, можно ли вообще размещать холодильное оборудование в подвальном помещении, – возмутился жилец дома Владимир Богачев.

Еще один серьезный повод для возмущения – ситуация с охранной организацией, договор с которой заключила УК «Солнечная». Сейчас плата за охрану составляет 213 рублей с каждой квартиры, вне зависимости от площади и количества проживающих. Вдобавок 50 рублей в месяц нужно платить за видеонаблюдение, которое из-за отсутствия освещения во дворе почти бесполезно.

Кстати, пожилой охранник в момент визита журналиста был на месте. Он неохотно, но все же попытался обосновать полезность работы, выполняемой охранным предприятием, но в конце концов согласился, что отсутствие уличного освещения существенно снижает ее эффективность.

Как жильцы пытались избавиться от коммунального рабства

Совету жильцов удалось подыскать новую УК. Ее руководство встретилось с жильцами, составило проект договора с учетом их потребностей. Там четко определено, какую отчетность должна предоставлять организация собственникам квартир, с какой периодичностью должны проходить собрания жильцов.

В новой управляющей компании считают, что конфликтная ситуация возникла из-за полного нежелания коллег идти на контакт с жителями.      

– Можно было поговорить с людьми, подружиться. Они даже не попытались этого сделать. Не организовали собрание. Но когда было принято решение суда, они изготовили этот протокол. Это насмешка над системой. Они хотят затянуть время. Небольшие УК, которые управляют двумя-тремя домами, должны быть близки к жителям, общаться с ними. Как может так быть, что люди вообще не знают, кто руководитель управляющей компании? – недоумевает директор УК «Дом-Центр», с которой планируют заключать договор жильцы многоэтажек на Солнечной, Вячеслав Гамов. 

По данным открытых источников, за время работы УК «Солнечная» у нее сменилось несколько директоров, юридических адресов и телефонов. Ни один из доступных контактов руководства УК при этом уже не является актуальным. Руководство компании не только недоступно для жильцов и СМИ, но и не является на судебные заседания, игнорирует повестки от правоохранительных органов.

Нынешним учредителем УК «Солнечная» является некий Евгений Морозов. Журналисту РИА «Воронеж» удалось связаться только с экс-директором «Солнечной» Петром Лыковым. Он пояснил, что не является руководителем УК уже полгода, но продолжает выполнять некоторые обязанности, непосредственно связанные с эксплуатацией жилья, в частности, руководит диспетчерской службой.

Как УК «решила» проблему недоверия жителей

Жильцы уже пытались перейти в другую управляющую компанию, но безуспешно. Руководство же «Солнечной» полностью устранилось от общения с ними.

Почти год назад жители двух домов отправили в областную Госжилинспекцию протокол общего собрания, где изъявили желание перейти в другую УК. В собрании участвовали более 60% собственников жилых помещений. Все единогласно проголосовали за переход под крыло другой компании. После этого руководство УК попыталось оспорить в суде решение общего собрания жильцов, но суд встал на сторону жильцов.

Однако в Госжилинспекцию вскоре поступил еще один протокол общего собрания жильцов, из которого следовало, что жители якобы проголосовали за продление договора с УК «Солнечная».

Если верить этому документу, инициатором и председателем собрания была жительница Воронежа, владеющая нежилым помещением на первом этаже одного из домов. Однако среди жильцов, с которыми удалось пообщаться журналисту РИА «Воронеж», такого человека никто не знал. Когда представители домового актива начали обходить соседей, чьи фамилии упоминались в приложении к протоколу, никто из них не подтвердил, что ставил свою подпись под документом.

Жильцы дома сомневаются в подлинности протокола, представленного Госжилинспекцию. Теперь собственники квартир намерены подать судебный иск, чтобы признать его недействительным. Бывший директор «Солнечной» на вопрос о происхождении документа ответил, что не понимает, о чем речь. 

– В моей практике такого еще не было. Мы обратились в полицию, прокуратуру и Госжилинспекцию. Прокуратура и ГЖИ перенаправили наши заявления в полицию, где начали проверку по факту подделки протокола. Хотелось бы, чтобы проверка принесла результаты. Ведь никто из тех, с кем мы общались, не подтвердил подлинности своей подписи, – рассказал представляющий интересы жильцов юрист Станислав Пицунов.

Добьются ли жильцы справедливости?

По итогам проверки примут решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела. Порядка 30 жильцов уже подтвердили, что подписи не их, но даже юристы опасаются, что дело может рассыпаться. Ведь на протоколе нет подписей представителей «Солнечной». УК по закону не обязана участвовать в общем собрании собственников и заверять протокол. Поэтому доказать, что фальсификация – дело рук управляющей компании, будет сложно.

В том, что им удастся обжаловать протокол в суде, жильцы не сомневаются. Правда, боятся, что история будет тянуться бесконечно.

Зачем руководству «Солнечной» сохранять управление этими многоэтажками, если большинство собственников квартир уже несколько месяцев перестали платить за содержание дома? Актив жильцов считает, дело в том, что перед переходом в другую УК жильцы обязаны погасить долги перед прежней. И чем дольше будет длиться тяжба, тем большая сумма долга накопится.

Жильцы домов на Солнечной хотели инициировать проверку работы УК, но в ГЖИ пояснили, что в 2020 году такая уже проводилась и инспекция не имеет права на еще одну: из-за пандемии ввели ограничения на количество проверок.

В ГЖИ Воронежской области подтвердили получение протоколов собраний жителей обоих домов. В контролирующей организации не нашли нарушений в этих протоколах и сообщили, что проверка проводилась на основе документов, имеющихся в распоряжении самой инспекции.

Установить подложность или фальсификацию документа могут только правоохранительные и судебные органы. Получилось так, что новый протокол автоматически отменил предыдущий, предоставленный советом жильцов, и это не противоречило закону. Как и приостановка рассмотрения заявлений от новой УК о передаче ей управления двумя многоквартирными домами. Их должны были рассмотреть после вынесения судебного решения по иску УК «Солнечная». Но стоило суду вынести решение, подоспел протокол, который сейчас изучают правоохранительные органы. 

Вместе с руководителем другой УК жильцы разработали новый договор, в котором постарались учесть печальный опыт работы с «Солнечной».

Что говорят эксперты

Ольга Фролова, эксперт национального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ:

– Жителям нужно уметь правильно обращаться с жалобами. Если они обращаются в ГЖИ, то нужно писать именно о нарушении лицензионных требований к управляющей компании, например, в части ненадлежащего содержания общего имущества, непредоставления информации, положенной по закону.

Жилищная инспекция осуществляет именно лицензионный контроль. Если создан совет дома, то ему нужно многое знать, чтобы на равных общаться с УК. У нас  в Воронеже с этой целью работает бесплатная программа обучения жителей в «Народном институте» ВГТУ – дистанционная онлайн-школа.  

В первую очередь нужно учиться правильно писать заявления в  контролирующие организации: Жилинспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор и в УК. Если даже жильцы обратятся в администрацию президента, все равно их обращение вернется в регион. Если сейчас ГЖИ получит такое заявление о нарушении УК лицензионных требований, то будет проводить проверку именно по этим основаниям. По результатам такой проверки можно требовать перерасчета, уменьшив плату жителей УК. Первый раз жильцы писали о фальсификации протоколов  общих собраний. ГЖИ не может проверять два раза по одному основанию. А по разным – вполне. Если вопрос с переходом в другую УК затянется, жители будут обязаны погасить долги за все время до расторжения договора управления.  

Проведение собраний – обязанность самих собственников. УК может его инициировать по желанию. Никто не мешает жителям проводить собрания, обращаться за перерасчетом. Это вполне реальные вещи. Опротестовать протокол собрания УК «Солнечная» – несложно. Например, в приложениях к протоколу нет листа регистрации собственников на очной части собрания. А, между прочим, до 4 декабря 2020г.  проведение очных собраний было под запретом из-за пандемии.   Жильцам сейчас нужно ждать решение суда по поводу последнего протокола. Возникает вопрос, как скоро последует судебное решение? К сожалению, эти сроки никак не урегулированы. Вопрос может быть решен за месяц, а может быть не решен и за год.

Сергей Гугнивенко, заместитель главы Новоусманского муниципального района:

– В прошлом году при содействии администрации эти дома подключили к другой скважине с питьевой водой. После этого были произведены анализы воды, проблем не выявлено. Что касается управления домом, то это решение лежит в исключительной компетенции общего собрания собственников жилья. Мы понимаем, что они столкнулись с определенными проблемами, но решены они могут быть только в правовой плоскости, то есть через суд. Полномочий у районной или сельской администрации в разрешении подобного рода конфликтов нет. Здесь имеют место отношения в рамках договоров на управление между жильцами дома и управляющей компании. От оценки действий УК я воздержусь – регулирование их деятельности относится к компетенции Государственной жилищной инспекции.

Как сменить свою УК

  • Собрать инициативную группу.
  • Выбрать новую УК, составить договор с ней.
  • Провести общее собрание собственников, на котором будет принято решение о расторжении договора со старой УК и заключении с новой.
  • Уведомить старую УК о расторжении договора в течение 5 рабочих дней после собрания.
  • Заключить новый договор с выбранной УК (нужны подписи более 50% собственников).
  • Оплатить услуги новой управляющей компании (после включения дома в лицензию УК).
  • Уведомить банк о расторжении договора с прежней УК.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: