Юристы и общественники Воронежа обсудили механизм взимания штрафов за несоблюдение правил платной парковки. Круглый стол прошел в Доме журналистов в среду, 26 декабря. По мнению экспертов, основным разногласием в работе системы является запрет ГИБДД передавать данные о собственниках автомобилей третьим лицам вне рамок производства по делу об административном правонарушении. Подобная проблема возникла не только в Воронеже, но и в других городах России, поэтому решить вопрос можно только на федеральном уровне.
Юридические коллизии и другие недочеты работы системы платных парковок, которые обсудили эксперты, – в материале РИА «Воронеж».
«Платные парковки раздражают»
По мнению депутата гордумы Артема Рымаря, введение платных парковок в Воронеже имеет больше минусов, чем плюсов. Так, одним из положительных аспектов он назвал лишь появление в центре города больше свободного парковочного места, однако это не означает, что машин стало меньше.
– Машин как было много, так и осталось. Особенно это видно в вечерние и утренние часы, когда все едут на работу или возвращаются домой. Просто машины все попрятались: кто оставляет автомобиль на подъезде к городу, кто во дворах, кто в частном секторе, – заявил Артем Рымарь.
Депутат отметил, что введение платных парковок не позволило решить проблемы, связанные с общественным транспортом или транспортировкой детей в детсады и школы. При этом особое раздражение, по мнению Артема Рымаря, вызывает наличие концессионера, которому идет выручка от функционирования платных парковок.
– Почему город не взял на себя реализацию данного проекта? Понятное дело, что хотели пойти простым путем: взять того, кто имеет опыт, все на него перевалить, забыть и получить «конфетку». Но, как мы видим, этого не произошло. Это еще больше озлобляет людей и вызывает негатив – то, что парковки отдали концессионеру. Просто возьмем цифры. Например, при формировании бюджета Воронежа на 2019 год объем прогнозируемой предполагаемой выручки концессионера составит 155 млн 347 тыс. рублей, а город из этой суммы получит лишь 38 млн 837 тыс. рублей. Естественно, у людей возникает вопрос: как власть допускает бизнес «из воздуха»? – подчеркнул Артем Рымарь.
По мнению депутата, все парковки должны быть муниципальными, а выручка – полностью идти в бюджет города.
Проблема признана на федеральном уровне
Одной из целей работы платных парковок является привлечение неплательщиков к административной ответственности. Сейчас комиссия не может возбудить административное дело без понимания, кому принадлежит машина, которую поставили бесплатно. Для определения этого придется запросить данные в ГИБДД. Этот запрос, по мнению юристов, останется без ответа, так как ГИБДД не обязано на него отвечать, а если ответит, то нарушит закон.
По мнению Артема Рымаря, создать отдельную областную структуру и наладить процесс взыскания штрафов возможно, но нужно применять общий порядок привлечения к административной ответственности: вызывать человека и составлять протокол.
– Но, когда нарушения будут исчисляться тысячами, в таком объеме справиться не получится. На мой взгляд, пока не будет принят федеральный закон, который был внесен в Государственную думу еще в июле 2017 года, система не заработает, – отметил Артем Рымарь.
Данный законопроект предлагает изменения в ст. 26.10 и 28.1 административного кодекса. Согласно предложению, дело об административном правонарушении будет возбуждаться в момент направления определения для исполнения и предоставления истребываемых сведений в электронном виде органами ГИБДД комиссии. Как отметил депутат, на сегодняшний момент этого нет. Пока нет возбужденного дела об административном правонарушении, органы ГИБДД не вправе предоставлять персональные данные водителей.
Адвокат Аким Ложковой отметил, что сейчас администрация не может оштрафовать водителей за нарушения правил парковки из-за федерального закона, который запрещает передачу персональных данных.
– Местное законодательство Воронежской области ответов на данный вопрос не дает. Закон об административных правонарушениях устанавливает, что рассмотрение административными комиссиями дел предусматривает лишь вынесение постановления по статье 33.2 – это ответственность за размещение транспортного средства на платной парковке с нарушением. Местного законодательства недостаточно для получения административными комиссиями персональных данных о нарушителях, – отметил Аким Ложковой.
Также адвокат пояснил, что эта проблема признана на федеральном уровне. В пояснительной записке законопроекта в Госдуму указано, что в ряде городов (Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Курск, Ставрополь, Санкт-Петербург) существует проблема о получении сведений о правонарушителях. Этот законопроект уже прошел первое чтение.
Опыт других городов
В Москве давно разработано соглашение с ГИБДД, которое затем легло в основу местного закона для привлечения нарушителя к ответственности за несоблюдение правил платной парковки.
– В Москве подобные правонарушения рассматриваются не в рамках благоустройства, и там внесены изменения в местный закон об административных правонарушениях. То есть другое нормативное регулирование, – пояснил Аким Ложковой.
Адвокат Олег Скляднев предоставил участникам круглого стола статистику, в каких городах России введены платные парковки. При этом специалист отметил, что практически в каждом городе есть льготы для инвалидов первой и второй групп, многодетных семей и участников Великой Отечественной войны.
– В любом случае, если смотреть на цены, то в среднем это около 30 рублей в час. Самые дорогие города – Воронеж, Тула, Казань и Нижний Новгород. Но все эти города, что представлены в таблице, столкнулись с такой же проблемой, как и Воронеж, по взысканию штрафов. Это подчеркивает незрелость принятого решения, – пояснил Аким Ложковой.
Адвокат отметил, что Минтранс представил проект приказа об утверждении определения размера платы за пользование парковкой. Согласно ему, в формулу расчета входит место в городе, время суток, срок, тип транспортного средства, категория водителя, и все привязывается к среднему доходу населения и уровню зарплат.
Общественник Виталий Иванищев заявил, что стоить дешево парковка не может, иначе платные парковки потеряют смысл.
– Это не самая большая проблема. В перспективе можно уменьшить или увеличить стоимость в зависимости от заполняемости. Самая большая проблема платных парковок в том, что они вводятся в вакууме, – отметил Виталий Иванищев.
По мнению общественника, нужна «дорожная карта», которая бы предусматривала перехватывающее парковки и развитие общественного транспорта.
Как привлечь концессионера к ответственности
Власти отметили, что после обильных снегопадов воронежцы жалуются на заваленные снегом зоны платных парковок.
– Муниципальные службы занимаются уборкой снега на дорогах, а парковочные карманы или места остались как бы без попечения. Уборка снега на этой оплачиваемой части городских улиц возложена на концессионера. Он должен за свой счет привлечь службы и очистить территорию, – отметил Сергей Бородин.
Адвокат Дмитрий Степанов рассказал, куда и на что воронежцы могут жаловаться, чтобы замотивировать концессионера качественно выполнять свои обязанности.
– В настоящий момент у нас в законе предусмотрена ответственность за нечищеные платные парковки – это нарушение правил благоустройства. Нами подготовлены заявления в управу, в которых мы просим привлечь к ответственности концессионера. К нему прикладывается доказательство, что мы не смогли припарковаться, – отметил Дмитрий Степанов.
Бланк заявления и памятку можно получить бесплатно в Воронежском клубе юристов, написав письмо на электронную почту vlc36@yandex.ru. Кроме этого, адвокаты уже превентивно подготовили жалобу на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушения правил парковки.
– В настоящий момент администрация города выбрала простой путь по привлечению к ответственности без составления протокола. Но есть позиция Верховного суда, что такое правонарушение не должно рассматриваться в упрощенном порядке. Поэтому мы полагаем, что такой штраф обжаловать можно. Для этого также общайтесь в Воронежский клуб юристов, – посоветовал Дмитрий Степанов.
Контекст
Мэрия Воронежа 21 декабря 2018 года сообщила, что штрафовать водителей будут административные комиссии, у которых есть право на работу с персональными данными. Концессионер – «Городские парковки» – присылает в административные комиссии фотографии, на которых зафиксирован факт нарушения парковки. Комиссия уже принимает решение о штрафе. При этом в администрации отметили, что соглашение о совместной работе комиссий и полиции есть, но «требует наладки» и заработает в ближайшее время.
Информация о том, что водитель оплатил парковку, поступает в систему сразу, так как при оплате вводится номер автомобиля. Припаркованные автомобили регулярно фиксируются на фото. Данные с фотографий сравнивают с базой номеров, владельцы которых оплатили стоянку. Фото нарушителей передают в административные комиссии. Там их перепроверяют. Если факт нарушения удалось установить, комиссия запрашивает информацию о нарушителе в ГИБДД.
В КоАП Воронежской области есть ст. 33.2 (размещение транспортного средства на платной парковке без внесения платы за пользование парковкой) Кодекса об административных правонарушениях на территории Воронежской области. За нарушение предполагается штраф в 1,5 тыс. рублей.