, Воронеж
  • 16088

«Хоть что-то у вас произошло интереснее плесени». Как в юридическом бюро обманывали воронежцев

Клиенты были вынуждены штурмовать офис аферистов.
«Хоть что-то у вас произошло интереснее плесени». Как в юридическом бюро обманывали воронежцев «Хоть что-то у вас произошло интереснее плесени». Как в юридическом бюро обманывали воронежцев
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Воронежцы, посчитавшие себя обманутыми, практически штурмом взяли ООО «Бюро юридических услуг» (улица Алексеевского, 17) в пятницу, 13 марта. У двери конторы собрались люди, которые, обратившись к юристам за помощью, не решили свою проблему и потеряли деньги. Среди них много пенсионеров.

Эмоции собравшихся зашкаливали:

– У меня машина сбила сына, я три месяца слезы лью. Деньги заняла, чтобы отдать вам 45 тысяч, а вы ничего не сделали. На ком вы наживаетесь? На нищебродии!

– Люди к вам идут за помощью, за защитой. Копейки последние несут. А вы что делаете – обманываете!

– Юристы… Что вы наделали, «юристы»! После вас люди вообще боятся обращаться в юридические конторы – даже нормальные.

Часть сотрудников фирмы успели сбежать от недовольных клиентов, остальные закрылись в офисе до приезда полиции. Не обошлось без пострадавших (со стороны клиентов), на место происшествия дважды приезжала «скорая».

Почему около 30 горожан пошли на осаду конторы и что она из себя представляет – в материале журналиста РИА «Воронеж», которая чуть не попалась на удочку бюро, вообще не нуждаясь в юридической помощи.

Сайт-клон

В январе 2020 года я решила пожаловаться на свою управляющую компанию в Государственную жилищную инспекцию. Не обнаружив на сайте ведомства форму для онлайн-обращений, позвонила на горячую линию – мол, подскажите, где сервис для жалоб. Мужчина на том конце провода ответил: «Ничего никуда отправлять не надо – вам перезвонят».

Действительно перезвонили. Участливая женщина выслушала историю про электроработы УК и заявила, что жалобу в жилинспекцию писать бесполезно, а лучше прийти на бесплатную консультацию к ним – в Межрегиональный центр правовой поддержки населения. «Мы вас юридически подкачаем, не забудьте прихватить ручку и блокнот. Остался буквально последний талон на завтра». Я поинтересовалась, как у нее оказался мой номер телефона – обращение ведь было в жилищную инспекцию. В ответ: «Так они же нам и передали».

Уже поздно вечером я решила выяснить, что это за Межрегиональный центр правовой поддержки населения, но никакой информации в интернете не нашла. Пробила контору по адресу. Оказалось, что на Алексеевского, 17 находится «Бюро юридических услуг», о котором на сайтах-отзовиках написаны тома негатива. Как следовало из сообщений, воронежцы попадали туда случайно: оставляли на сайтах номер телефона либо звонили на горячую линию. Их приглашали на бесплатную консультацию, а на месте склоняли раскошелиться на 20 тыс. или 30 тыс. рублей. Не получив реальной помощи, люди не могли вернуть свои деньги.

Я решила не ходить на встречу, а номер, с которого мне звонили, занесла в черный список. Но одна мысль не давала покоя: почему я обращалась в госорган, а попала в непонятную организацию? Просмотрев историю браузера, нашла сайт, с которого все началось. Ресурс оказался фейковым, с ошибками, которые я поначалу не заметила. Обнаружила еще несколько аналогичных ресурсов – якобы прокуратуры, трудинспекции, Пенсионного фонда, судебных приставов, – выполненных в одном стиле. И везде – один номер горячей линии. Люди заходят на сайты-клоны, поскольку они оказываются на первой странице по поисковому запросу. Думают, что обращаются в госорган, а попадают в колл-центр, который направляет их в бюро и ему подобные конторы.

Фото: 1 из 6

Фото —

«Сайты-двойники могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция и нарушение антимонопольного законодательства. У нас были примеры таких дел в 2019 году. В 2020-м рассматриваем несколько материалов, когда частные компании на своих сайтах, на входных табличках, в ходе рекламных акций выставляют все так, как будто они осуществляют госуслуги, что не соответствует действительности. Например, размещается реклама юридической услуги, а по итогам проверки оказывается, что ни один сотрудник не имеет юридического образования. Это мы считаем фактом недобросовестной конкуренции. Там, где проверки проведены, предписание исполнено: заменены таблички и названия сайтов. Неисполнение предписания – отдельный административный штраф, весьма существенный».

Денис Чушкин, руководитель Воронежского УФАС
пресс-конференция от 29.01.2020

Встреча в бюро

Я решила повторить опыт. Снова позвонила на «прямую линию», где мне ответил все тот же мужской голос. На этот раз мои ФИО и телефон были другими. Как и повод для обращения: на антресолях появился конденсат, и я подозреваю людей, которые снимают квартиру наверху и никогда никому не открывают дверь. Теперь якобы думаю, как найти управу на хозяина квартиры. Пока шла в «Бюро…», мне позвонили – в пути ли я, не опоздаю ли... 

На двери оказалось предупреждение о запрете фото- и видеосъемки.

Меня отвели в кабинет, где ничего не было, кроме стола и трех стульев. Молодая женщина представилась Алиной Ивановной: «Я – юрист правового центра и действующий судебный практик». Выслушав мою историю, Алина Ивановна сказала, что надо направить жалобы в департамент ЖКХ, участковому, в ГУ МВД и прокуратуру, чтобы призвать хозяина квартиры к ответу. А еще – составить адвокатский запрос, чтобы узнать адрес проживания собственника квартиры. Забегая вперед, скажу: адвокатский запрос может делать только адвокат. Адвоката Алины Ивановны в реестре адвокатов Воронежской области не значится.

Юрист объяснила мне, что сочинять претензии и писать жалобы – дело непростое и дано не каждому:

– Не просто так мы по пять лет в университете учимся, а потом еще годы практики.

Сотрудница бюро показала многостраничные претензии – с перечислением статей кодексов, законов, постановлений. Моя проблема в виде конденсата на антресолях по мере беседы разрослась до «плесени по всей квартире».

– Проблема ваша решаема – только заниматься надо грамотно. В рамках 324-го федерального закона «О бесплатной юридической помощи» раз в год вам предоставляется квота на бесплатную юридическую помощь. Государство вам уже оплатило безвозмездный прием. Если решение о дальнейшем сотрудничестве принимается на день первичного приема, то делается отступление от обычных расценок. То есть если в обычный день юридическое сопровождение составляет от 36 тыс. рублей и выше, то по квоте – только фактические юридические расходы. Это порядка 22-24 тыс. Сумма фиксируется в соглашении, и мы от нее не отходим, ведем ваше дело полностью, – объяснила Алина Ивановна.

В ходе дальнейшей беседы я вынуждена была восемь раз произнести: «Мне надо подумать». Алина Ивановна давала понять, что времени нет: если я заплачу сейчас, то государство мне это потом компенсирует, а если отложу, то останусь внакладе. В конце концов я решительно встала и надела куртку. Когда сотрудница бюро поняла, что клиент ускользнул, не сдержалась: «Хоть что-то в вашей жизни произошло интересное, кроме плесени».

Я дала прослушать аудиофрагмент своего разговора с юристом психологу Наталье Сустретовой. По ее мнению, беседа больше походила на попытку продажи услуг, нежели на бесплатную юридическую консультацию.

В беседе присутствовали излишние разъяснения. К примеру, относительно алгоритма составления жалобы (хотя запроса на помощь в ее составлении заявлено не было). То есть информация явно дезориентировала клиента, но не внесла ясности по интересующему вопросу. В целом беседа укладывается в формат переговоров продаж. Если предположить, что задача консультанта – именно продажа пакета услуг, но не оказание бесплатной юридической помощи, то предоставление избыточной и неконкретной информации становится объяснимым. После «консультации» так и остается непонятным, что делать человеку для решения проблемы. Сухой информационный остаток встречи – необходимость купить услуги консультанта по юридическому сопровождению.
Наталья Сустретова

психолог

«Думали, что шли к юристу Пенсионного фонда»

Семью 70-летней Галины Солонниковой состоятельной не назовешь. Дочь Надежда Тараканова – инвалид второй группы по общему заболеванию, внучка Люба (28 лет) стала инвалидом в результате ДТП. Есть еще правнук Геральд, которому четыре годика и на которого его мама получает 581 рубль в месяц.

В январе 2020-го Надежда искала в интернете информацию по пенсии и детским пособиям – пыталась выяснить, правильно ли ей рассчитали пенсию, а также пособие на внука. Зашла  на сайт Пенсионного фонда (якобы) и увидела сервис «Бесплатная консультация юриста».

– Дочь написала юристу, и ее через пять минут позвали на бесплатную консультацию, рассказали, как доехать. Пошли с ней вдвоем. Думали, что идем к юристу Пенсионного фонда. Юристом оказался вежливый мальчик лет 28. Мы рассказали про свои сомнения по поводу правильного начисления выплат. Юрист рассчитал, что детское пособие должно быть 9,2 тыс. рублей, – показал нам даже статью в законе. А дочери, так как она отказалась от лекарств и курортного лечения, якобы должны 17 тыс. в год от Пенсионного фонда, а за три года – 51 тыс. рублей. Спросил, какая у меня пенсия. Я сказала, что 11 тыс. рублей. Он посчитал на калькуляторе, что за несколько лет мне 83 тыс. недоплатили, – рассказала Галина Солонникова.

Юрист обнадежил: все проблемы решаемы, но это будет стоить 50 тыс. рублей.

– Мы говорим: «Да откуда же у нас такие деньги?» Он вышел, вернулся и говорит, что «по квоте» услуги будут стоить 20 тыс. Но у нас и таких денег не было. Только у Надюшки на карте 8 тыс. рублей – как раз пенсия пришла. Он нам говорит: заплатите 6 тыс. рублей, а остальное отдадите потом, когда подготовим документы. Подписали договор. Надюшка спрашивает: «А где у вас тут можно денег снять?» Он: «Недалеко банкомат – я вас провожу», – вспоминает пенсионерка.

Довольные мать с дочерью вернулись домой. А вечером друг Надежды посмотрел в интернете отзывы о конторе. Уже на следующий день женщины вернулись в бюро, чтобы расторгнуть договор и забрать деньги.

– Нам ответили, что все уже подготовили. Хотя ни одного документа не показали. Юрист, который нас принимал, посмеялся над нами. Сказал: «Это уже мои деньги, и я буду за них биться». Мы устроили скандал, нас толкали-пихали со второго до первого этажа. По лестнице поднималась бабушка с костылем. Мы ей говорим: «Не ходите, тут мошенники». Но она все равно пошла. Мы – не дуры, но своими руками отдали им деньги. Видимо, как-то они на людей воздействуют, – предположила Галина Солонникова.

Женщины написали заявление в полицию. «Бюро юридических услуг» обратилось туда же со встречной претензией: якобы женщинам оказали юридические услуги, но они не расплатились в полном объеме. В полиции всем участникам конфликта в возбуждении уголовных дел отказали и порекомендовали обратиться в суд.

«За 21 тысячу получила кучу ненужных отписок»

У Кристины Волковой дочь хоть и совершеннолетняя, но с особенностями развития – попала в непростую жизненную ситуацию. Чтобы защитить своего ребенка, Кристина стала искать в интернете информацию о процедуре ограничения дееспособности. На одном из сайтов всплыло окно: «Я юрист, готов вам помочь». Далее по сценарию: перезвонили, пригласили, сказали, что примут по квоте. В комнате – стол и пара стульев. Правда, вместо Алины Ивановны – Алина Васильевна. Юридические услуги стоят 40 тыс. рублей, но по льготе – 21 тыс.

– Я объяснила ей, что мы с мужем не бизнесмены: он – маляр на стройке, я – машинист крана на заводе. По-человечески попросила: «Если поможете – заплачу, если не сможете – так и скажите». Перевела онлайн 21 тыс. рублей. Не знаю, заворожили нас, что ли… Пришли на бесплатную консультацию, но в итоге отдали крупную сумму. И даже муж говорил под руку: давай, переводи быстрее. На следующий день нам подготовили целых восемь писем, в том числе финансовому омбудсмену РФ. Потом мне уже объяснили, что это были лишние, никому не нужные и неправильно сделанные документы. Но тогда мы этого не знали и подписали акт выполненных работ. Потом начали приходить отписки. У нас даже иск не приняли – выяснилось, что он составлен неправильно и не в тот суд, – поделилась Кристина Волкова.

В ноябре 2019-го Волковы попытались найти юриста, который их консультировал, но им сказали, что Алина Васильевна уволилась.

– Поехали в бюро, чтобы встретиться с директором. Заходит какой-то мужик – мол, я директор. Раскладываю перед ним документы – за это все я заплатила 21 тыс. рублей. Даже иск составили некачественно. Но их результат не интересует, важна только операция перечисления денег. Принесли прайс, там цены заоблачные. Мы хотели сфотографировать – нам не дали: мол, запрещено. Я попросила показать документы, что именно он – директор бюро. И после этого три здоровых мужика нас просто выгнали. Я потратила один день, стояла у их офиса и говорила людям, которые шли туда: «Не ходите – там аферисты», – рассказала Кристина Волкова.

Через знакомых Волковы нашли адвоката, который составил им иск за 3 тыс. рублей. Суд его принял.

Как это работает

У деятелей из подобных контор отлаженная схема работы. Главное, чтобы человек заплатил здесь и сейчас, не успев посоветоваться с близкими, не увидев отзывы в интернете и не сравнив цены с другими юридическими организациями. 

инфографика3.jpg

У «Бюро юридических услуг» есть страница во «ВКонтакте», на которой сплошь положительные отзывы. Но если посмотреть профили довольных клиентов, то выясняется, что они не местные – живут в Москве, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Нижнекамске, Йошкар-Оле. Нашелся и воронежец: его основное место работы – биржа комментариев.

Анкор, еще анкор

Клиенты бюро нашли друг друга через соцсети и объединились. Это не первый опыт самоорганизации, поскольку ООО «Бюро юридических услуг» – не единственная юридическая контора, на которую массово жалуются воронежцы. Такие заведения работают, пока негатив не достигает критической точки, а потом закрываются и открываются под другой вывеской. В 2019 году громкий скандал – с привлечением телевидения и прессы – случился с ООО «Пэрфето», располагавшимся на улице Куколкина, 11. В 2020-м было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Два этих ООО каким-то образом пересеклись в реестре юрлиц-должников на сайте службы судебных приставов. «Пэрфето» в данных приставов оказалось по тому же адресу, что и «Бюро юридических услуг».

Недовольные клиенты идут в прокуратуру, она пересылает обращения в отделы полиции – в связи с неподведомственностью. В полиции в возбуждении уголовного дела отказывают. На запрос корреспондента РИА «Воронеж» в ГУМВД сообщили, что с 2019 года по февраль 2020-го в отдел полиции №6 (Центральный район) поступило 73 обращения граждан по факту конфликтов с сотрудниками организации. «По данным обращениям проведены процессуальные проверки, по результатам которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления». Людям посоветовали обращаться в суд.

Однако с судами тоже все непросто. Многие жертвы юридических ООО проигрывают суды из-за того, что подписали акт выполненных работ, где мелким шрифтом указано: «Заказчик юридических услуг претензий не имеет».

Некоторым все же удается доказать свою правоту. Суд выносит решение о компенсации материального и морального ущерба, но получить деньги мало кому удается – контора просто перестает работать, никакого движения средств на ее счетах не происходит. К сожалению, в управлении Федеральной службы судебных приставов по области не ответили на запрос РИА «Воронеж» по поводу совокупного долга юридических ООО и причин, по которым долги не удается взыскать. По данным из открытых источников, на «Пэрфето» числится более 20 неисполненных производств, суммы – от 700 рублей (госпошлина) до 248 тыс. На счету «Бюро юридических услуг» за 2019 год – девять неисполненных производств, суммы – от 700 рублей до 200 тыс.

Юрист Дмитрий Трофимов представлял трех человек, судившихся с юридическими ООО.

– Женщину хотели лишить водительских прав. Она обратилась в юридическую фирму, ей сказали, что все сделают: иски в суд, жалобы в прокуратуру и так далее. Заплатила 22 тыс. рублей. Ничего не добилась, потому что подготовленные документы были ни о чем. Обратилась ко мне, судились. Суд вынес решение в нашу пользу. Женщине должны вернуть 60 тыс. рублей, но этого не произошло, – рассказал Дмитрий Трофимов.

Еще один его клиент – гражданин Республики Бенин, который учится в Воронеже. Иностранец хотел заняться бизнесом и открыть ИП, для чего и обратился в «Бюро юридических услуг». Подписал договор, заплатил 21 тыс. рублей. Потом ему позвонили еще раз – сказали, что нужно доплатить. По словам Дмитрия, по закону иностранный гражданин в принципе не мог зарегистрировать ИП. Суд определил материальный и моральный ущерб в 69 тыс. рублей.

Еще одни клиенты Дмитрия – молодые супруги – суд проиграли. Хотели попасть в программу «Молодая семья». В бюро им пообещали помочь (хотя ничего нельзя было сделать, так как ни у кого из супругов на тот момент не было воронежской прописки), с беременной женщины взяли 22 тыс. рублей.

У меня есть примеры договоров четырех юридических ООО – все написаны как под копирку. Конторы не аффилированы с юридической точкой зрения, но схема работы, договоры и шаблоны одни и те же. Мне стало любопытно, как они работают, и в начале 2019 года я сходил под видом клиента в организацию на Куколкина. В небольшом помещении с лавочками сидела целая очередь. Меня провели в кабинет, где только стол и два стула. Интересное началось сразу: пообещали, что все сделают, даже не вникнув в мою проблему. Что касается квалификации работников этих ООО, то все документы, какие я видел, это не что иное, как шаблоны из интернета – без составления правовой базы, оценки. При этом прейскурант у них заоблачный. К примеру, составление искового заявления – 25 тыс. рублей, представление в суде – еще дороже.
Дмитрий Трофимов

юрист

Юрист юристу рознь

По состоянию на февраль 2020 года в Воронежской области числилось 1390 адвокатов. По некоторым оценкам, примерно столько же в городе частнопрактикующих юристов, большинство из которых наверняка честно выполняют свою работу. Для города-миллионника этого достаточно. Но «народная тропа» не зарастает именно в сомнительные конторы.

По мнению вице-президента Адвокатской палаты Воронежской области Юрия Домашина, причина может быть в том, что недобросовестные юристы активнее в плане рекламы. Адвокатам же рекламировать себя не позволяет кодекс профессиональной этики. Адвокат может размещать сведения о юридической помощи, но ему запрещено гарантировать 100-процентный результат по уголовным или гражданским делам.

Люди не особо различают понятия «частнопрактикующий юрист» и «адвокат». Когда обращаются в юридические фирмы, думают, что пришли именно к адвокату. Это не так. После оказания неквалифицированных юридических услуг жалуются в адвокатскую палату. А мы не можем применить к ним меры дисциплинарного характера. Воздействовать можем только на адвокатов – вплоть до лишения статуса адвоката. Никто не будет ругать адвоката, если он даст бесплатную консультацию клиенту. Но что касается объявлений о бесплатной юридической консультации – мы это расцениваем как навязывание услуг.
Юрий Домашин

вице-президент Адвокатской палаты Воронежской области

Отличия адвоката от частнопрактикующего юриста:

  • Чтобы стать адвокатом, юристу необходимо иметь профессиональный стаж более двух лет. Во-вторых, необходимо сдать квалификационный экзамен по всем видам права. В комиссию входят не только адвокаты, но и судьи, представители Минюста.
  • У адвокатов более широкий круг полномочий в части сбора информации и оказания юридической помощи. Например, только адвокат может направить адвокатский запрос, на который, согласно закону, в обязательном порядке должен быть дан ответ. Если должностное лицо, муниципальный или госорган не ответят на адвокатский запрос, наступает административная ответственность.
  • Законодательством определено, где может работать адвокат: в адвокатской конторе (филиал областной коллегии адвокатов), адвокатском бюро и адвокатском кабинете. И ни в каких других образованиях. То есть никакого «адвокатского агентства» быть не может.
  • Адвокат может осуществлять защиту по уголовным делам, частнопрактикующий юрист – нет.

Как распознать аферистов

Советы от юриста Дмитрия Трофимова:

  • Не верьте юристу на слово и критически оценивайте его слова. Перед тем как подписывать какие-либо документы или отдавать деньги, почитайте отзывы в соцсетях, на сайтах-отзовиках – ищите фирму по адресу, названию или фамилии учредителя.
  • Перед подписанием договора внимательно его прочтите. По возможности покажите другому юристу. Если человек подписался под документом, то предполагается, что он его прочитал, понял и принял.
  • Если вам говорят о 100-процентной гарантии решения проблемы, то это тоже должно насторожить. Ни один адекватный юрист не даст абсолютной гарантии на благополучный финал. Я честно рассказываю про вероятный исход дела – например, что с такими документами нет смысла идти в суд.
  • Если настаивают на подписании договора здесь и сейчас, это тревожный признак. Если чувствуете, что на вас давят, – уходите. Манера общения у юриста должна быть спокойная, никакого давления. Если клиент говорит, что ему надо подумать, заключать ли со мной договор, я отвечаю – отлично, думайте, вот моя визитка.

В сухом остатке

Первое, что должно насторожить, когда речь идет о коммерческих услугах, это слово «бесплатно». И неважно, проверка ли это пластиковых окон, лечение в медицинском центре, юридическая помощь и тому подобное. Бесплатное в итоге обходится очень дорого.

Однако бесплатную юридическую помощь все-таки можно получить, но не всем и не по всем вопросам. Есть федеральный и региональный законы об оказании бесплатной юридической помощи, в которых перечислены категории граждан, имеющих право на ее получение. Предварительно необходимо написать заявление. Самая большая категория – граждане, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, а также инвалиды первой и второй групп, ветераны Великой Отечественной войны, дети-сироты и другие. Для них услуги юриста бесплатны, но фактически они оплачиваются из госбюджета. Но даже для этих категорий круг вопросов, с которыми можно обратиться за бесплатной юридической помощью, ограничен. В их числе:

  • признание сделок недействительными;
  • признание права на нежилое помещение;
  • признание и сохранение права собственности на земельный участок;
  • защита прав потребителей;
  • отказ работодателя в заключении трудового договора;
  • перерасчет страховых пенсий;
  • другое.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: