Победители конкурса на присуждение грантов правительства Воронежской области на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства в 2015 году стали известны 16 октября. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, на что воронежские деятели культуры получили по 100 тыс. рублей и когда их проекты увидят свет.
Иллюстрированная карта города «Воронеж на ладони»
Марина Демченко, художник
Молодая воронежская художница Марина Демченко получила грант на создание иллюстрированной карты Воронежа. По словам художницы, карта рассчитана как на жителей, так и на гостей города. Карту можно будет использовать в сложенном виде, изучая улицы и достопримечательности города, а можно будет развернуть и повесить на стену.
Работа Марины Демченко
Из личного архива художницы– Особенно карта будет интересна и удобна для туристов. Приезжие не всегда успевают осмотреть все в Воронеже, а карта поможет составить общее впечатление о городе. К тому же, когда весь Воронеж будет виден как на ладони, будет легко сориентироваться, выбрав путь к интересному месту, которое ты еще не встречал,– рассказала Марина Демченко.
Художница отметила, что на карте будут обозначены основные достопримечательности Воронежа. Описание памятников и интересных мест в неофициальной манере девушка планирует написать самостоятельно после того, как соберет историческую информацию о них.
Работа Марины Демченко
Из личного архива художницы– Этот авторский проект будет показывать мой взгляд на Воронеж, которым я хочу поделиться со всеми. А используя такую карту, каждый сможет открыть для себя свой собственный Воронеж, – сказала Марина Демченко.
Художница будет работать над созданием карты полгода. Распространять «Воронеж на ладони» в печатном виде планируется через сувенирные и книжные магазины. Марина Демченко отметила, что надеется на бесплатное распространение карты для туристов в гостиницах и на фестивалях. Предварительно заявленный тираж карты – 700 экземпляров. Кроме того, девушка планирует выпустить набор открыток с фрагментами карты.
Работа Марины Демченко
Из личного архива художницыМарина Демченко – молодая воронежская художница, иллюстратор, аниматор, графический дизайнер. Лауреат творческого конкурса «Культпоход-2013». Автор плаката акции «На работу на велосипеде», иллюстратор областного издания «Время культуры».
Книга-альбом «"Окопное искусство" Второй мировой войны»
Александр Курьянов, историк, поисковик
Книга-альбом воронежского историка и поисковика Александра Курьянова будет посвящена поделкам солдат, воевавших в Великой Отечественной войне. Основу книги составят фотографии и описания «окопного искусства» – поделок из гильз, рисунков на котелках и портсигарах и других предметах прикладного творчества солдат. По словам историка, «окопное искусство» ярко демонстрирует противостояние двух идеологий – агрессоров и защитников.
Фото — Роман Демьяненко (из архива)
– По «окопному искусству» можно наблюдать историю развития войны. К примеру, в начале войны у советских солдат почти не было никаких поделок – их дух был сломлен, было не до творчества. У противников – наоборот. В начале войны немцы делали пепельницы с высеченными на них названиями взятых городов. К концу войны мы поменялись местами. Советские солдаты гравировали на портсигарах «В память о войне 1941-1944», – рассказал Александр Курьянов. – В то же время, нельзя не отметить схожие черты в поделках солдат обеих сторон. Это любовь к родине, тоска по покинутой семье. Такие находки позволяют прикоснуться к истории ужасов войны, к судьбам солдат.
Изучать «окопное искусство» начали в прошлом веке английские историки. Но они исследовали поделки времен Первой мировой войны.
Фото — Роман Демьяненко (из архива)
– Это совершенно другое дело. Это была спокойная война. Солдаты сидели в окопах и делали сувениры на продажу. На Второй мировой войне все поделки – для себя, в подарок на память друзьям, или идейные – с патриотическими призывами, – рассказал историк.
По словам автора, издание будет интересно не только россиянам – «окопное искусство» совершенно не изучено на Западе, так как все подобные находки остались на территории нашей страны. Книга Александра Курьянова станет первым в мире изданием, посвященном «окопному искусству» Второй мировой.
Александр Курьянов представлял выставку «Окопное искусство» в воронежском музее им. Крамского в апреле 2015 года. По словам автора, в книгу войдет гораздо больше предметов, чем было представлено в экспозиции. Сейчас историк занимается компоновкой материала, написанием сопроводительных статей. Зимой Александр Курьянов планирует приступить к дизайну и верстке книги, чтобы выпустить ее в мае-июне 2016 года.
Фото — Роман Демьяненко (из архива)
Александр Курьянов – воронежский военный историк, археолог, поисковик, писатель. Директор Музея истории Воронежского государственного аграрного университета им. Глинки и Великой Отечественной войны. Поисковой работой занимается с 1989 года. Принимал участие в поиске и перезахоронении бойцов Красной армии, погибших в годы Второй мировой войны. Автор публикаций по истории боевых действий на воронежском направлении в 1942-1943 гг.
Образовательный проект «Секреты хазарских гончаров»
Олеся Полухина, хранитель музея-заповедника «Дивногорье»
Историк, керамист, хранитель музея-заповедника «Дивногорье» Олеся Полухина выиграла грант облправительства на образовательный проект «Секреты хазарских гончаров». Прообразом проекта стала серия мастер-классов по гончарному мастерству, проходившая в музее-заповеднике этим летом.
Фото предоставлено музеем-заповедником «Дивногорье»
В рамках проекта автор планирует создать в Дивногорье исторический гончарный центр, рассчитанный на местное население и гостей музея-заповедника. Деятельность центра будет посвящена керамике салтово-маяцкой археологической культуры раннего средневековья и периода XIX– начала XX века, то есть изделиям хазар, населявших территорию современного Дивногорья в то время. В центре планируется проведение с жителями хутора Дивногорье и гостями музея-заповедника образовательных занятий по изучению гончарного дела, мастер-классов по созданию керамических изделий, а в дальнейшем, возможно, и тематических фестивалей по гончарному мастерству. Проект будет запущен в новом туристическом сезоне музея-заповедника – весной 2016 года.
Фото предоставлено музеем-заповедником «Дивногорье»
Олеся Полухина – выпускница исторического факультета Воронежского госуниверситета. В течение четырех лет участвовала в охранных археологических исследованиях на территории «Маяцкого селища» в Дивногорье. Проходила стажировку в Институте археологии РАН, в Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства под руководством керамической группы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. С 2013 года – хранитель музейных предметов музея-заповедника «Дивногорье».
Кинетический медиа-перфоманс «Тенсиа»
Спортсмен-экстремал Алексей Хабаров и медиа-художник Дмитрий Ходневич
Дуэт спортсмена Алексея Хабарова и медиа-художника Дмитрия Ходневича выиграл грант на создание кинетического медиа-перфоманса «Тенсиа» (от англ. tension – натяжение). Основой номера станет выступление спортсмена на слэклайне (стропе, натянутой на высоте 1-2 м над землей) на «фоне» видеомэппинга. Причем проекция будет «слушаться» спортсмена – благодаря уникальной интерактивной прорисовке линии будут повторять движения человека. По словам Алексея Хабарова, основную часть полученного гранта молодые люди потратят на разработку программного обеспечения и закупку необходимого оборудования.
Визуализация проекта
Фото предоставлено Алексеем Хабаровым– Проекции и звук будут привязаны к действиям спортсмена, поэтому абсолютно каждый показ перфоманса будет уникальным. У выступления будет сюжет, но его мы пока держим в тайне, – рассказал Хабаров.
Молодые люди предполагают, что уже весной 2016 года проект будет готов. Они планируют показывать перфоманс на российских и зарубежных фестивалях искусств.
Визуализация проекта
Фото предоставлено Алексеем ХабаровымАлексей Хабаров – фотограф, участник творческого конкурса «Культпоход», спортсмен-экстремал. Дмитрий Ходневич – лауреат «Культпохода», медиа-художник, основатель медиа-лаборатории Ganeshlab, работавшей над созданием видеомэппинга для Платоновского фестиваля, фестивалей «Открыто!», «Большая перемена», «Маршак».
Книга «Воронежский Кольцовский театр. Звезды XX века»
Николай Тимофеев, заведующий литературной частью Театра драмы им. Кольцова
Воронежский театровед Николай Тимофеев получил грант на подготовку к печати книги очерков-эссе «Воронежский Кольцовский театр. Звезды XX века». В книгу войдут очерки-портреты видных театральных деятелей Воронежа и обзор театральной жизни города в XX веке.
– Воронежский театр в XIX-XX веках занимал видное место на культурной карте России. В качестве режиссеров в нашем театре работали ученики Станиславского, актерами здесь были выдающиеся мастера. В начале 30-х годов сюда приехала большая группа актеров, которая составила основу будущего театра. Многие из них играли на воронежской сцене 20-30 и более лет. Имена Аркадия Полякова, Георгия Васильева, Риммы Мануковской, Сергея Папова знала вся страна.Драмтеатр часто выезжал на гастроли в Москву, Петербург, Киев, Ригу и в другие города СССР. Режиссерами воронежского театра работали Сергей Воронов, Фирс Шишигин, Глеб Дроздов, Анатолий Иванов. Это плеяда талантливых не только артистов, но и личностей. Это целая эпоха, которая сегодня, к сожалению, уходит в прошлое, – рассказал Николай Тимофеев.
Фото — Роман Демьяненко (из архива)
Работая в драмтеатре 28 лет, занимаясь театральной критикой, Николай Тимофеев был лично знаком со многими из этих людей, видел их выступления на сцене. В книгу автор планирует включить портреты-очерки, ранее опубликованные в журналах «Подъем», «Воронежский Телеграфъ», в газетах, дополнив их новыми фактами, а также тексты, никогда ранее не публиковавшиеся.
– Некоторые ранее изданные книги о Кольцовском театре были написаны в прошлом веке с оглядкой на цензуру и идеологию. Я собираюсь писать без оглядки. Цель моего проекта – оставить потомкам имена и заслуги выдающихся режиссеров и актеров Воронежского драмтеатра в ХХ веке, – заявил автор.
Фото — Евгения Емельянова
Сейчас Николай Тимофеев занимается сбором и подготовкой материала, во второй половине 2016 года планирует подготовить книгу к печати.
Николай Тимофеев – литературный и театральный критик, публицист, работает в литературной части Академического театра драмы им. Кольцова с 1987 года. Преподаватель филфака ВГУ. Читает курс «История и теория мирового театра».