Самолеты, которые производит Воронежский авиационный завод, с 1930-х годов являются брендом Воронежа. Недавно отечественные самолетостроители отметили свой профессиональный праздник – День Воздушного флота России. Мы посчитали этот праздник отличным поводом, чтобы встретиться и побеседовать с и. о. управляющего директора ПАО «ВАСО» Александром Ярчевским. Александр Бориславович рассказал об основных проектах, планах и перспективах завода.
Машины на спецзаказ
ПАО «ВАСО» входит в дивизион транспортной авиации ОАК госкорпорации «Ростех» и занимается изготовлением пассажирских и транспортных самолетов вместе с другими предприятиями отрасли. Сейчас в цехе окончательной сборки завода находятся Ил-96-400М, Ил-96-300, Ил-112В.
– Ил-96-400М – опытный образец дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. В настоящее время на нем ведется монтаж самолетных систем. Завершена стыковка фюзеляжа с крылом, хвостового оперения, проводится целый ряд других работ. Ил-96-400М будет оборудован современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием отечественного производства, что позволит выполнять требования международных авиационных властей к системам навигации, наблюдения и связи, – рассказал Александр Ярчевский.
В строительстве ведущих отечественных самолетов других типов ВАСО участвует как кооперант: например, для Ил-114-300 изготавливает крыло и хвостовое оперение, для ряда ремонтных заводов транспортной авиации предприятие поставляет детали самолетов Ил-76 и Ан-12.
– Многие из самолетов, которые мы производим, – своего рода спецзаказ, – рассказывает и. о. управляющего директора. – Внутренняя компоновка салона, оснащение оборудованием абсолютно индивидуальны и зависят от назначения воздушного судна и требований заказчика. Поэтому массовый выпуск самолетов не всегда является показателем нашей работы.
Первый опытный
За созданием в Воронеже нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В с интересом наблюдает вся страна.
– Раньше была другая система: при конструкторском бюро был свой опытный завод, на котором выполняли все опытно-конструкторские работы и строили первый опытный образец. Серийные заводы занимались сборкой уже серийного самолета. В случае с Ил-112В такого рода опытной сборочной площадкой стал ВАСО, – рассказал Александр Ярчевский.
Свой первый полет Ил-112В совершил весной 2019 года. Полученные в ходе полета данные проанализировали и продолжили шлифовать опытный образец, доработав его до того технического уровня, который необходим для выполнения испытательных полетов.
– Первый полет совершал самолет в одном облике, сейчас это, по сути, совсем другой, значительно доработанный образец.
В ближайшее время завершается этап цеховых предъявлений заказчику. После этого самолет приступит к аэродромным наземным испытаниям, а затем и к этапу предварительных летных испытаний.
Остальные доработки и усовершенствования будем воплощать в следующих образцах – третьем и четвертом, которые уже заложены в производство, – заявил Александр Ярчевский.
Следующие образцы Ил-112В будут легче благодаря использованию новых конструкторских решений по изготовлению достаточно большого спектра элементов и узлов и применению композитных материалов.
В центре компетенций
В свое время достаточно широко звучало, что ВАСО станет центром компетенций по изготовлению пилонов и мотогондол (частей двигателя) для всех предприятий Объединенной авиастроительной корпорации. Такая задача была впервые поставлена в 2012 году, сейчас центр компетенций – это живой и бурно развивающийся проект.
– Тогда мы начали поставлять на Ульяновский авиазавод мотогондолы и пилоны авиадвигателей, рельсы закрылков, части гидравлических агрегатов. Сейчас производим мотогондолы на все модификации Ил-96, которые сами выпускаем, на Ил-76 в Ульяновск. Для пилонов на Ил-76 изготовили дополнительную стапельную оснастку, зная, что количество выпускаемых самолетов увеличится. По изготовлению мотогондол и пилонов для всех самолетов ВАСО – основной кооперант в системе Объединенной авиастроительной корпорации, – рассказал и. о. управляющего директора.
Вирус не прошел
Работу завода не смогла остановить даже пандемия коронавируса. Предприятие, связанное обязательствами гособоронзаказа, снизило активность на срок всего около двух недель, а затем все подразделения начали поэтапно возвращаться к полноценной деятельности. Эти две недели позволили перестроить работу с учетом новых требований защиты сотрудников и профилактики инфекции. На ВАСО организовали оперативный штаб, который контролировал эпидемиологическую обстановку. Согласно программе, действующей в целом на предприятиях ОАК и «Ростех», на заводе проводились и проводятся целый ряд мероприятий, направленных против распространения вируса, – это использование масок, дезинфицирующих средств, соблюдение дистанции там, где это возможно, отказ от командировок, массовых совещаний и мероприятий. Благодаря этим мерам серьезных рисков удалось избежать.
– По случаю профессионального праздника – Дня Воздушного флота – мы не устраивали никаких массовых мероприятий. Каждое производственное подразделение собиралось отдельно – там и грамоты вручили, и поздравили друг друга, – рассказал Александр Ярчевский.
Важной задачей с точки зрения комфорта сотрудников руководитель ВАСО считает возобновление в ближайшее время работы столовой предприятия – сейчас на заводе работают только буфеты.
Неравнодушные люди
Кузница кадров ВАСО – Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова и опорный вуз ВГТУ.
– Понятие «кадровый голод» нам незнакомо. У нас работает много увлеченной молодежи. Трудиться на таком заводе, как ВАСО, сможет не каждый. Например, человек равнодушный не сможет. Когда самолет взлетает первый раз, выходит весь завод, все болеют за общее дело, – говорит Александр Ярчевский.
С другой стороны, дефицита рабочих мест для квалифицированных сотрудников тоже нет. Руководитель ВАСО убежден, что программа замены парка авиационного специального летного отряда надолго обеспечит предприятие заказами.
Справка
Строительство авиазавода в Воронеже началось в 1930 году, а уже через два года предприятие ввели в строй. С 1934 года завод выпускал бомбардировщик ТБ-3, затем дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4) и штурмовик Ил-2.
На заводе выпускались САМ-5 для местных авиалиний и АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку с экипажами Чкалова и Громова.
Во время Великой Отечественной войны завод выпускал фронтовые штурмовики Ил-2, затем Ил-10. С 1942 по 1943 год предприятие находилось в эвакуации в Куйбышеве. В октябре 1944 года новый Ил-10 появился на фронте и отличился в битве за Берлин.
В конце 1950-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12.
В 1968 году совершил первый полет сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 производства Воронежского авиазавода.
С 1977 года началось производство широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86, всего было выпущено более 100 таких машин.
В 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300.
В 1993 году завод прошел процесс приватизации, а через два года начал производство транспортного самолета Ил-96Т.
С 2006 года ВАСО входит в состав государственного ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Сегодня ВАСО – одно из важнейших и стабильно развивающихся предприятий в контуре ОАК.
Александр Ярчевский
Родился 24 апреля 1961 года в поселке Нижняя Крынка Макеевского района Донецкой области. В 1984 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности «производство летательных аппаратов». Работал на ФГУП «325 АРЗ» в г. Таганроге, в ОАК, «ОАК-Антонов». В должности и. о. управляющего директора ПАО «ВАСО» – с 1 августа 2019 года. В целом на ВАСО работает с 2012 года – исполнительным директором, директором по производству, директором по послепродажному обслуживанию самолетов, техническим директором.