В июне 2020-го в Воронеже начнет работу каршеринг-платформа MyCar. Для одних воронежцев новый сервис – это возможность воспользоваться его услугами и взять автомобиль в аренду, для других – платформа может стать средством дополнительного заработка. В любом случае услуга «автомобиль напрокат» (отдать или взять) станет доступнее. О том, как устроена каршеринг-платформа и как заработать на своем автомобиле – в материале РИА «Воронеж».
Что такое каршеринг
Каршеринг (англ. car – машина, sharing – делиться) – вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды транспортного средства у профильных компаний или частных лиц – чаще всего для внутригородских коротких поездок.
Каршеринг – одно из направлений развития экономики совместного пользования, когда люди отказываются от приобретения в собственность чего-либо, чтобы не нести ответственность и затраты. Но при этом имеют доступ к достижениям и благам цивилизации именно за счет совместного потребления. В основе Sharing Economy лежит идея, что удобнее и рациональнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Например, поиск попутчиков на популярном сервисе – это тоже Sharing Economy.
Каршеринг сегодня – одна из самых динамично развивающихся сфер в мире. В России первый подобный сервис появился в 2013 году. Сегодня каршеринг работает более чем в 20 регионах РФ. В Воронеж первая каршеринговая компания зашла весной 2019-го. В России самый развитый рынок этого сервиса – в Москве, где порядка 15 операторов. Отчасти это связано с тем, что в столице повсеместно введены платные парковки, а цена за место доходит до 380 рублей в час – для многих автовладельцев это накладно. В Воронеже ситуация с платными парковками тоже станет жестче – в связи с тем, что Госдума узаконила передачу личных данных водителей административным комиссиям, которые принимают решение о штрафе.
Кто пользуется каршерингом
Люди чаще всего выбирают каршеринг именно по экономическим причинам – личное авто все больше становится финансовым бременем. Имея в виду ежедневное, на постоянной основе пользование автомобилем, большинству клиентов сервиса он нужен как раз для того, чтобы добраться до работы или с работы домой, заехать за продуктами в магазин. По опыту работы каршеринговых компаний в других городах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), в сутки на арендованном автомобиле совершается четыре-пять поездок. Применительно к Воронежу средняя стоимость одной поездки – около 250 рублей: это 10–13 км – как правило, из центра в спальный район или наоборот.
Чем каршеринг-платформа отличается от каршеринговой компании
У каршеринговой компании есть парк машин, которые находятся в ее собственности. Каршеринг-платформа не предполагает собственного автопарка – это сервис, работающий на основе мобильного приложения для поиска и поминутной аренды автомобилей. MyCar – это, по сути, площадка, где взаимодействуют арендодатели (они же владельцы автомобилей) и арендаторы, где «стыкуются» спрос и предложение: желающие купить услугу и те, кто хочет на этом заработать. Технологически функционал платформы похож на работу приложений для современных такси. Но в отличие от такси, где пассажир платит за перевозку, в каршеринге человек оплачивает прокат авто: чтобы сесть за руль и самостоятельно доехать до места назначения.
«Бизнес-модель MyCar заимствована у каршеринг-сервиса, который работает в США, Канаде, Великобритании. Это IT-платформа (мобильное приложение), где частные лица или предприниматели размещают свои автомобили для сдачи в аренду. Компания на рынке более десяти лет. Сегодня в мобильном приложении зарегистрированы 400 тыс. автомобилей и более 5 млн пользователей. Средний заработок владельца автомобиля в месяц составляет 50–60 тыс. рублей. Сервис подразумевает суточную аренду автомобилей и обязательное взаимодействие с владельцем автомобиля для передачи ключей, в MyCar же предусмотрена как суточная, так и поминутная аренда, а доступ к автомобилю – через мобильное приложение.
Схожий принцип работы у компании, которая занимается недвижимостью с 2008 года. На платформе взаимодействуют владельцы недвижимости и арендаторы. Первые размещают свои дома и квартиры, вторые их арендуют. Все взаимодействия – через мобильный телефон. На платформе размещено 2,5 миллиона объектов недвижимости в 190 странах мира с более 30 миллионами авторизованных пользователей».Даниил Хмелинин
владелец каршеринг-платформы MyCar
Как это работает
Автовладелец и человек, желающий воспользоваться услугами каршеринга, проходят регистрацию в мобильном приложении, и после одобрения пользователь получает доступ к автомобилям. На каждый автомобиль, зарегистрированный в MyCar, устанавливается навигационно-телематическое оборудование, которое:
- определяет местоположение автомобиля на карте в режиме реального времени;
- открывает двери для доступа в салон автомобиля и закрывает их по окончании поездки;
- отображает запас хода автомобиля или количество топлива в баке;
- отключает двигатель.
Пользователь каршеринга видит в мобильном приложении автомобили, которые находятся в зоне его доступности. После бронирования дается 20 минут на то, чтобы дойти до машины и разблокировать двери. Пользователь осматривает автомобиль на наличие повреждений. Если таковые имеются – фиксирует их на телефон. По завершении поездки глушит и блокирует автомобиль (заканчивает бронирование), делает фото машины, которые автоматически направляются платформе. Сумма аренды списывается с привязанной банковской карты.
Владелец в приложении видит всю статистику по своему автомобилю: сколько было совершено поездок, какой доход был за тот или иной период, местоположение машины, сколько топлива в баке.
Обязанности автовладельца
Автовладелец сам обслуживает автомобиль, в том числе обеспечивает его исправное техническое состояние – ремонтирует в случае необходимости, а также заправляет и моет. Периодичность мойки зависит от погоды – главное, чтобы машина снаружи и внутри была чистой. В бардачке каждого автомобиля будет топливная карта: если осталось мало горючего, пользователь обязан заправить машину, за это ему в качестве бонуса будут начислены баллы, на которые он сможет совершать поездки.
Что необходимо для участия в каршеринге
Для желающих заработать на каршеринге существуют определенные требования. Во-первых, машина должна быть импортного производства и не старше пяти лет, или это должны быть отечественные LADA VESTA и LADA GRANTA не старше 2018 года.
– Почему не старше пяти лет? Потому что после этого срока возникают неполадки с электроникой, влекущие за собой проблемы с установкой и эксплуатацией телематического оборудования. Все это увеличивает риск неисправностей. Почему импортные автомобили или две модели LADA? Потому что их электроника более адаптивна к телематике, – отметил Даниил Хмелинин.
По желанию автовладельца оформляется полис КАСКО. Если владелец – физическое лицо, то договор оформляет платформа, а оплата ложится на плечи автовладельца. Если владелец – предприниматель, то КАСКО он оформляет самостоятельно.
Стартовый капитал для каршеринга
Стоимость телематического оборудования – 12 тыс. рублей. Платформа покупает оборудование на свои средства, а его стоимость удерживает с выручки автомобиля за первый месяц. Монтаж телематики оплачивает автовладелец – 2 тыс. рублей. КАСКО на автомобиль 2018–2020 годов выпуска обойдется в 50 тыс. рублей без франшизы, на машины 2016–2017 годов выпуска – 30 тыс. рублей без франшизы. Итого для размещения автомобиля на платформе необходимо 2 тыс. рублей (без КАСКО), или от 32 до 52 тыс. рублей (с КАСКО).
На какую выручку можно рассчитывать
Доход автовладельца зависит от того, сколько времени автомобиль находился в аренде. Согласно предварительным расчетам и по опыту каршеринга в других регионах, при тарифе 7 рублей за минуту минимальная выручка составит 1 тыс. рублей в день, максимальная – 2 тыс. рублей. Чистая прибыль для физического лица – до 25 тыс. рублей в месяц после уплаты НДФЛ 13%. Прибыль для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения, – до 34 тыс. рублей в месяц до вычета налогов. В расчет не вошли доходы с суточной аренды автомобилей.
– Воронежец, купивший в кредит бюджетную Kia Rio 2019–2020 годов, в течение пяти лет платит банку по 16 тыс. рублей в месяц при ставке 13% годовых. Еще в 4 тыс. рублей обойдется абонемент на платные парковки, 4 тыс. – бензин, 400 рублей – мойка, 833 рубля – ОСАГО. Итого – 25 тыс. рублей расходов ежемесячно. Размещая автомобиль на платформе, владелец (физическое лицо) будет зарабатывать 25 тыс. рублей чистыми. Поскольку ему нужно транспортное средство, он будет совершать поездки на других автомобилях сервиса и станет тратить на это примерно 5 тыс. рублей в месяц. Таким образом он останется мобильным и сохранит в семье 20 тыс. рублей, – пояснил Даниил Хмелинин.
Как происходит взаиморасчет
Пользователь привязывает к сервису свою банковскую карту – деньги за поездку списываются с нее безакцептным способом и поступают на расчетный счет платформы. Компания удерживает абонентскую плату за размещенный автомобиль – 3 тыс. рублей в месяц, еще 13% (у частных лиц) на уплату НДФЛ, остальное раз в неделю по понедельникам перечисляют автовладельцу. Если оплата производится на банковскую карту физического лица, удерживается 1% банковских комиссионных.
Каков срок действия договора
Для начала автовладелец изучает так называемый договор присоединения, условия пользования и политику конфиденциальности. Если условия устраивают, через сайт направляется анкета с данными автовладельца и данными на автомобиль. Таким образом владелец автомобиля соглашается с условиями и становится участником договора. Минимальный срок размещения – три месяца: на этот период запрещено сдавать автомобиль в аренду самому или через другие ресурсы. По истечении трех месяцев договор пролонгируется либо автомобиль выводится с платформы. Если автовладелец повторно приходит в сервис, то минимальный срок размещения – шесть месяцев.
Можно ли участнику договора пользоваться своим авто
В мобильном приложении автовладелец будет видеть местоположение своей машины. Достаточно нажать одну кнопку в приложении, чтобы автомобиль пропал с платформы. После того, как другие пользователи перестали его видеть, владелец может воспользоваться своим автомобилем. Другое дело, что такая пауза в каршеринге влияет на доход – он уменьшается.
Каковы риски
Риски, по словам владельца IT-платформы, минимальны. Каждый автомобиль рекомендуется страховать по КАСКО. При наступлении страхового случая или скрытом повреждении ущерб будет компенсирован владельцу автомобиля страховой компанией. Плюс к этому, если ДТП произошло по вине пользователя, то он компенсирует до 30 тыс. рублей.
Расплачиваться за штрафы, полученные в ходе поездки, будет арендатор автомобиля: деньги списываются с его карты и перечисляются автовладельцу для уплаты штрафа. По условиям договора, у арендатора машины на карте всегда должны быть средства. Если на карте денег не будет – сумма увеличится в три раза. При неоплате долг компенсируется после суда и наложения ареста на имущество должника. Именно таким образом работают каршеринговые компании в Москве. Дебиторская задолженность очень маленькая.
«Каршеринг-платформа MyCar – это технологический стартап. Сегодня компании из сферы технологий по рыночной стоимости дороже, чем традиционные гиганты. Например, стоимость «Газпрома» – 50 млрд долларов, а YouTube (если бы он был отдельной компанией и не входил в состав Google) оценивают в 160 млрд долларов, Uber – 72 млрд долларов. Компании, которые за короткий период своего существования были оценены в миллиард долларов, называют «единорогами». На конец 2019 года таких «единорогов» в мире было 346 – в основном из США и Китая. Я анализировал каждую компанию: ее рыночную стоимость, отрасль, сегмент потребителя, каким образом зарабатывает... И выяснил, что самая устойчивая модель – посредничество, когда компания предоставляет информационный ресурс и берет комиссию за пользование».Даниил Хмелинин
владелец каршеринг-платформы MyCar