Как после 11 лет учебы выйти из стен школы с отличным здоровьем, хорошими знаниями и крепкими нервами, – своим опытом, советами и рекомендациями с читателями РИА «Воронеж» поделились специалисты Центра семейной медицины «Олимп здоровья».
Нет времени гулять с ребенком? Заведите собаку
В сентябре у школьников – повышенная заболеваемость: дети пришли в коллектив, обмениваются микробами, вирусами. Плюс стрессовый фактор: школа после детсада, равно как и учеба после длинных каникул, – режим и ритм жизни кардинально меняются. Чтобы риск заболеть свести к минимуму, надо соблюдать элементарную гигиену: чаще мыть руки, дома после школы промывать нос физиологическим раствором. И самое главное – соблюдать режим: ребенок должен гулять (младшеклассникам не менее 30-60 минут в день), правильно питаться и хорошо спать.
![](/upload/medialibrary/32f/32f3a3dc675badcf24fc120a39ca814f.jpg)
К иммунологу ребенка приводят, когда он часто болеет и много пропускает школу. Разбираемся в причинах и чаще всего выходим на нормализацию жизненных процессов. Начинаем с самых элементарных вещей: когда гуляете с ребенком? Нет времени?.. Заведите собаку, чтобы гулять с собакой и брать с собой ребенка… Зачастую родители сами не дают детям отдыхать. В шесть утра встали, к восьми в школу, после школы – продленка, кружки, вечером поужинали и спать. Но у ребенка должен быть полноценный отдых, в том числе прогулки на свежем воздухе.![]()
Татьяна Кононова
педиатр, аллерголог-иммунолог
Маленькие гаджеты меняем на «побольше»
«Мы писали-писали, наши пальчики устали» – упражнение не только для уставших пальчиков, но и для зрения: чтобы оторваться от письма, чтения и дать расслабиться глазам, скорректировав нагрузку на шейный отдел позвоночника. Неправильная нагрузка на шею чревата нарушением кровоснабжения глазного яблока. В школе учителя как-то пытаются делать паузы в занятиях. Хуже дома: зачастую ребенку дают гаджет, чтобы он хоть чем-то занялся и не отвлекал родителей.
![](/upload/medialibrary/ef4/ef4e9d445008a085cc3e7262b4ab5ffc.jpg)
Понятно, что прогресс не остановить, но уменьшить вредное влияние электронных устройств на зрение можно. Необходимо иметь в виду: чем меньше экран по размеру – тем больше нагрузка на глаза. Поэтому планшет лучше мобильного, компьютер лучше планшета, а телевизор лучше компьютера.
У человека, который долго смотрит в мобильный телефон, напряжены глазные мышцы, отвечающее за ближнее зрение, и, когда надо посмотреть вдаль, «ближние» мышцы уже не могут расслабиться. Постоянный спазм ведет к близорукости. Поэтому время за гаджетами должно быть ограничено. Еще надо ориентироваться на размер экрана. Лучше чтобы ребенок, к примеру, смотрел мультфильм не на компьютере, планшете или в телефоне, а по телевизору: вставить флешку, посадить ребенка на диван на расстоянии не менее одного метра – в зависимости от размера экрана. Чем больше экран – тем дальше должен находиться ребенок. И самое главное: родители должны показывать личный пример детям и не сидеть часами в онлайн-играх, соцсетях и мессенджерах.![]()
Мария Сергеева
офтальмолог
Правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение:
- расстояние между глазами и тетрадкой/книжкой должно быть не менее 30 см;
- свет при чтении или письме должен падать с левой стороны;
- читать лежа нежелательно – в крайнем случае, откинувшись в кресле;
- ограничивать время взаимодействия с гаджетами.
Держим осанку
Нарушение осанки чаще всего происходит именно в школе. Если на проблему не обращать внимания, это может привести к сколиозу (искривлению позвоночника), а при запущенном сколиозе страдают в первую очередь зажатые и деформированные органы грудного отдела – сердце и легкие.
![](/upload/medialibrary/214/21467150acc434f624625cbc253b4271.jpg)
Для сохранения осанки очень важно правильно сидеть: спина ровная, две трети бедра на сидении, в коленях – прямой угол. Ходить ровно и в удобной обуви. Если есть проблемы со стопой, надо подобрать с ортопедом специальные стельки или даже обувь. Сланцы надевать только на пляже или в бассейне – их нельзя использовать как повседневную обувь (распространенная сегодня проблема). Носить не сумки, а рюкзачки – желательно ортопедические. Спать на жесткой кровати: раньше рекомендовали доску под матрасом – сейчас большой выбор ортопедических кроватей. Тем, у кого уже есть нарушение осанки, и тем, кто хочет избежать таких проблем, стоит заняться плаванием.![]()
Александра Скрипникова
педиатр
Питание: придерживаемся «правила пяти»
Дети сегодня очень избирательны в питании. «Это ем, а это не ем» – распространенное явление. Иногда ребенок категорически отказывается даже попробовать новый продукт. Возможно, это связано с тем, что дети сильно подвержены рекламе, где показывают совсем не арбузы и персики, в лучшем случае – йогурты.
Питание должно быть полноценным и разнообразным. А разнообразие – это пять компонентов: крупы, мясо/рыба, молочные продукты, овощи и фрукты.
Несколько простых правил здорового питания:
- любой сезонный фрукт лучше конфеты;
- фрукты и вообще все сладости предпочтительнее есть в первой половине дня (до 13:00);
- еда, приготовленная своими руками, всегда лучше переработанных продуктов или полуфабрикатов;
- режим питания очень важен: оптимально ребенку необходимо кушать пять раз в день.
Основной прием пищи – это завтрак, обед (первое + второе) и ужин. В режиме перекуса – второй завтрак и полдник. При этом нормальный завтрак – это не печеньки, не сосиска и не «сухой завтрак» (относится к разряду быстрых углеводов, практически лишен клетчатки). Полноценный завтрак – это кашка, творог, отварное яйцо, бутерброд с маслом и/или с сыром, чай или какао. Опять же, какао не растворимое, где много сахара, – а которое надо варить. Какао на молоке – очень хороший энергетический напиток: здесь присутствуют белки, жиры и углеводы.
![](/upload/medialibrary/6e8/6e8cc8a4310fa207f74fc8467deb390d.jpg)
В школе нормальное – с точки зрения полезности – питание: не дают жирное, жареное, острое или копченое. Однако если ребенку категорически не нравится еда в столовой, надо давать перекус с собой, но опять же это должны быть не шоколадные батончики или печенье, а, к примеру, бутерброд с мясом или сыром плюс фрукт (яблоко, банан) или йогурт.
Дома еду все-таки лучше готовить самим, а не покупать полуфабрикаты и другие переработанные продукты. Да, у родителей большая загруженность, но сейчас есть гаджеты в помощь. Мультиварка – волшебное изобретение. Закинул с утра ингредиенты – к приходу ребенка из школы все уже готово и даже разогревать не надо…
Культура питания идет из семьи. Чтобы настроить ребенка на здоровое питание, нужно, прежде всего, правильно питаться самим. А не так, что ты, мол, давай ешь полезную овсянку, а я буду вредить себе бутербродом с колбасой, – ничего хорошего из этого не выйдет.
Конечно, надо избегать и другой крайности: нельзя постоянно говорить «нет». Иногда можно дать «слабинку» и позволить ребенку бургер, пиццу, картофель-фри или чипсы, но это однозначно не должно быть повседневной едой.![]()
Ольга Буторина
заместитель главврача по детству Центра семейной медицины «Олимп здоровья»
Не создаем тепличных условий
Чтобы ребенок не простудился, некоторые родители устраивают дома настоящую теплицу: зимой и летом под 26-27 градусов. Поэтому когда ребенок попадает даже в комфортные 23 градуса, сразу заболевает.
![](/upload/medialibrary/f39/f39ccd08ee828db9bec77ec6ce455865.jpg)
По словам аллерголога-иммунолога Татьяны Кононовой, нормальная температура для детей в помещении – 20-22 градуса.
– Иногда на приеме родители жалуются, что вот, мол, в школе или детсаду окна пооткрывают и мой ребенок простужается… Я объясняю, что проветривания необходимы, в том числе зимой, когда сильно топят, и в помещении душно и жарко. Другое дело, что детей на время проветривания необходимо выводить в другую комнату. Свежий воздух – это меньше микробов, вирусов и пыли. Проводили исследования, как проветривание влияет на количество аллергенов – пыль, клещей. Так вот, проветривание даже с окнами, выходящими на загруженную трассу, уменьшало количество аллергенов. Вирусы и микробы развиваются в тепле и скученности, – пояснила Татьяна Кононова.
Укладываемся спать до 22:00
В 10 вечера ребенок уже должен спать – именно в это время начинает вырабатываться соматотропин – гормон роста. Народная мудрость гласит, что дети растут во сне, – так оно и есть.
По мнению педиатра Ольги Буториной, взрослым неплохо было бы «синхронизироваться» с детьми и тоже ложиться спать около 9-10 вечера. Гормон сна (мелатонин) работает с 00:00 до 4:00 – так что «ранний» сон на пользу как детскому, так и взрослому организму.
– Еще моя бабушка говорила: чтобы женщине хорошо выглядеть, нужно лечь спать до 12… От себя добавлю: рядом не должны лежать гаджеты, чтобы не было соблазна заглянуть туда и «зависнуть» часа на два, – отметила Ольга Буторина.
Не делаем культа из оценок
Некоторые родители хотят, чтобы у ребенка были одни пятерки, и давят на него. Такое давление может плохо сказаться на психике школьника и «аукнуться» комплексами уже во взрослой жизни. Надо понимать: у каждого ребенка свои возможности, с которыми надо соизмерять нагрузки и оценки. К тому же оценки – не самое главное в жизни.
Оценка – это всегда субъективно. А еще оценка – это стресс для ребенка, особенно негативная. Именно поэтому в начальных классах их фактически отменили… Мне кажется, родители должны спокойно принимать любые оценки, не делать из них культ, работать над ошибками. Нельзя просто заставлять ребенка учиться, если он сопротивляется, – надо понять, почему он не хочет учиться. Неинтересно? В чем причина отсутствия интереса? Конфликт с учителем или сверстниками? Что-то другое?..
Нельзя требовать от ребенка отличной успеваемости по всем предметам – всегда есть предметы любимые и нелюбимые. Кто-то гуманитарий, кто-то больше тяготеет к точным наукам. Ученые подсчитали, что 10% людей (с разными отклонениями) вообще не могут учиться, еще 10% – все схватывают на лету, это гении. Остальные 80% – «середнячки», и это нормально.![]()
Владимир Меркурьев
психотерапевт
Учим справляться со стрессами
Стресс – часть жизни, и совсем избавиться от стрессов невозможно. Школа на то и школа – готовит детей к взрослой жизни: они должны научиться преодолевать трудности, отработать «антистрессовые» навыки, навыки коммуникации и взаимодействия. Первые помощники ребенку в этом деле, конечно, родители.
Например, ребенка в классе обижают. Реакция мамы – защитить, устроить скандал. Папа говорит – дай сдачу. А ребенок не понимает, что ему в итоге надо делать. Если не получается самим справиться с ситуацией, необходимо для начала обратиться к школьному психологу, учителю – и всем вместе искать решение проблемы.
По словам Владимира Меркурьева, если ребенок стал нервным или замкнулся, не гуляет, не хочет идти в школу, на теле появились синяки и ссадины – это сигнал для родителей выяснить, что же с ним происходит, и помочь.
– Ребенок может болезненно реагировать на неудачи, но зачастую школа тут не при чем. На момент прихода в первый класс (особенно если пришел от бабушки, а не из детсада) у него могут быть не развиты социальные навыки – навыки общения с другими детьми, он элементарно может не понимать эмоции сверстников, поскольку у него не было такого опыта. И значит, с помощью взрослых этому придется учиться здесь и сейчас.
Невроз у детей – чаще всего история семейных проблем: нарушены отношения между родителями и ребенком или между мамой и папой. Важно, чтобы семья была крепкая и дружная, тогда и ребенок будет стрессоустойчивый, – отметил психотерапевт.
![](/upload/medialibrary/29f/29f99746d727d70b81d2d0deb8c41925.jpg)
Имеются противопоказания. Необходима
консультация специалистов.