Директор по развитию онлайн-школы городских предпринимателей Vector и куратор специальных проектов института «Стрелка» Дмитрий Абрамов провел в Воронеже открытую лекцию «Городские предприниматели: как частные инициативы меняют города» 27 февраля. Корреспонденту РИА «Воронеж» лектор рассказал об интересе к образованию, предпринимательстве в кризис и поделился своими впечатлениями о городе.

 
 

О метафоре российского города

– Вчера у меня была лекция в Доме молодежи - и вот, что я понял. К сожалению, это точная иллюстрация того, что происходит в городе. Есть какие-то небольшие интересные начинания, люди, которые стремятся идти вперед и делать что-то новое, развиваться. Но при этом есть жесткая инфраструктура города, которая не настолько заинтересована в том, чтобы эти начинания поддерживать или хотя бы им не мешать. Это не критика Дома молодежи, это просто наблюдение, которое у меня вчера состоялось. Мы вчера с организаторами лекции делали то, что приходится делать людям, которые пытаются в жесткой, не очень комфортной среде что-то создавать. Нам пришлось растаскивать столы, носить стулья, чтобы как-то приспособить пространство. На мой взгляд, это метафора того, что происходит сейчас во многих русских городах, когда что-то хорошее получается больше вопреки, чем благодаря. У отдельных департаментов, вообще у государства в целом, как будто бы заявлены цели, что мы хотим помогать, мы хотим, чтобы появлялись новые, прогрессивные проекты, приходите к нам. А в результате чаще всего заканчивается словами и заявлениями. С другой стороны, мы сейчас находимся в Камерном театре, и я вижу абсолютно другую картинку. Он как образец того, что не обязательно быть странным, провокационным, экспериментальным, чтобы шагать в ногу со временем. Он просто показывает, что можно быть тем, кем должен быть – театром, и при этом быть современным и открытым.

О разнице между бизнесом и предпринимательством

– Мне кажется, что в русском сознании бизнес – это про бабки, а «предпринимательство» – это про осознанность и про добро. И буквально между ними есть разница. Но появляется какое-то количество людей, которые позиционируют себя как бизнесменов и делают при этом социально ответственный бизнес. Школа «Репное» – прекрасный пример того, как крупный бизнесмен делает социальный образовательный проект, который, как я подозреваю, не приносит ему прибыли, но при этом решает очень важные задачи и постепенно формирует ту среду, которая нам всем так необходима. Это тот пример, когда бизнесмен берет на себя функции социального предпринимателя. Или Vimotion – случай, когда небольшая компания запускает социальную просветительскую инициативу. Хотя они могли бы этого и не делать. Но у них есть желание придумывать что-то для города. Соответственно, не нужно быть супербогатым человеком, успешным бизнесменом, чтобы запускать социальные проекты.

О профессиональной деформации

– У меня сейчас есть такая профессиональная деформация, она очень приятная, но я все время боюсь, что я начну слепнуть от нее в хорошем смысле. Куда бы я сейчас ни приехал, я встречаю прогрессивную аудиторию, которая что-то делает, которая осознанно подходит к своим проектам и к городу, и мне кажется, что так везде. Но я прекрасно понимаю, что таких людей не больше 10% от населения – это совершенно точно, а скорее, это процента 2-4. И я, конечно, понимаю, что это большая работа, чтобы таких людей становилось больше. Я не думаю, что все люди в городе, стране, мире должны быть предпринимателями, социально ответственными. Но от того, какое количество таких людей в обществе, и от того, как другая часть общества относится к ним, многое зависит. Часто выходит так, что есть какие-то толковые деятельные люди, городские предприниматели или социально ответственный бизнес, но к ним либо нет никакого отношения остальной части населения, либо к ним настороженное или даже воинственное отношение. И это серьезная проблема. Ты можешь делать вопреки, но ты не можешь все время жить так, доказывать городу, что, например, современное искусство существует и что вообще-то о нем можно думать, находить к этому интерес. Ты не можешь постоянно вести эту войну, потому что это тяжело, и ты сломаешься в какой-то момент. Если у тебя нет среды, контекста, это почти невозможно делать.

О «Городском конструкторе»

– Мы поняли, что можем делиться большим количеством контента, который накапливается в институте «Стрелка». Но он весь на английском языке, потому что на «Стрелке» учится и преподает много иностранцев, а Россия не очень хорошо читает на английском. Поэтому мы подумали, как нам решить эту задачу. Потому что контент, действительно, интересный, ценный и который получить просто так региональные издания не могут. В силу того, что я сам из провинции, из Томской области, я хорошо знаю специфику региональных медиа. Я понял, что нужно договариваться и узнавать, что нужно. Сначала мы договорились с девятью локальными городскими интернет-изданиями в разных городах: Воронеж, Нижний Новгород, Минск и другие. На них появилась специальная вкладка «Городской конструктор», куда редакции выкладывают материалы, которые мы им присылаем раз в неделю. И получился очень любопытный эффект. Нам стали писать из других городов другие издания – они тоже захотели присоединиться. И если начинали мы с девяти городов, то сейчас их 20. Безусловно, это успех. Таким образом мы получили регулярную возможность общаться с прогрессивной аудиторией в разных городах. И это активировало интерес, ведь человеку чаще всего интересна та рубашка, которая на нем. Сначала ты хочешь знать, что у тебя происходит рядом, в твоем городе. Поэтому локальные интернет-медиа имеют определенный приоритет перед федеральными. Если человек читает про тебя на своем локальном городском издании, он понимает, что ты подружился с людьми, которые в его городе делают вот это медиа, и ты как бы уже свой. Поэтому мы сделали много совместных историй благодаря вот этим медийным партнерам. И это очень круто. Я надеюсь, что этим летом мы сможем перейти на другую фазу: мы сейчас готовим идею конференции или форума региональных изданий. У всех есть разный опыт, разные кейсы, им безусловно интересно пообщаться друг с другом, а мы со стороны Vector и «Стрелки» можем привлечь другую экспертизу, международную, федеральную. И если у нас получится, я буду на седьмом небе от счастья.

Об интересе к образованию

– Многие образовательные проекты появились в посткризисный период в 2009 году. Институт «Стрелка», «Теории и Практики», PechaKucha Night Moscow. И сейчас есть определенный шанс на появление новых интересных образовательных проектов, потому что мы находимся опять в состоянии экономического кризиса. И я чувствую этот новый виток интереса. Тут есть рациональное объяснение. В кризис и посткризис у людей повышается спрос на развитие, на содержательное времяпрепровождение. У людей становится меньше денег. Соответственно, они не могут ездить за границу в отпуск, не могут много денег оставлять в кафе и ресторанах, проводить время в шопинг-моллах, и они думают, чем же себя занять. И тут приходят на выручку бесплатные лекции, мастер-классы, показы некоммерческого кино.

В кризисное время обостряется еще и другая идея. У человека появляется понимание, что если хоть какие-то еще деньги остались, то одна из лучших инвестиций – это инвестиция в себя. А это либо здоровье, либо образование. Поэтому платные образовательные проекты, вузовские, дополнительные тоже чувствуют этот импульс. К тому же многие люди вообще остаются без работы, или она становится настолько невыносимой, что оттуда проще уйти. И люди выходят на рынок и понимают, что им нужен какой-то образовательный апгрейд. Они идут на курсы, в школы, платят за это нормальные деньги, но при этом понимают, что потом за две зарплаты отобьют эти вложения.

О независимых образовательных проектах

– Гособразование так устроено, что оно не может быстро меняться, оно должно быть унифицированным. Поэтому не могут быстро появляться кафедры, которые учили бы комьюнити-менеджеров, UX-дизайнеров, проджект-менеджеров и всех этих странных людей, которых сейчас на рынке жутко не хватает. Соответственно, ответственность за подготовку этих людей на себя берут независимые образовательные проекты, которые могут аккумулировать новые знания, разрабатывать образовательные модули и предлагать их быстро. Потому что за полтора-два года креативные индустрии кардинально меняются, какие-то умирают вообще, появляются новые. Разве мы могли думать про мобильные приложения лет пять назад? А сейчас каждая вторая компания ищет разработчиков мобильных приложений. Этот рынок горячий, там нужны люди, и их должен кто-то учить.

О предпринимательстве в кризис

– Мне кажется, что люди, которые не первый год думают о предпринимательстве и хоть сколько-нибудь внимательно за этим следят, понимают, что кризис очень часто становится импульсом для создания новых интересных проектов, которые в «жирные» стабильные времена не могли бы появиться. Кризис обостряет некоторые запросы, выявляет некие ниши, которые не заняты. Интернет-холдинг Look At Media тоже появился на посткризисной волне, потому что высвободилось какое-то количество профессионалов, которые потеряли свои основные работы, или они стали менее оплачиваемыми или скучными. И тут возникает желание сделать что-то свое, потому что кризис стимулирует что-то делать. А в обычные стабильные времена они просто зарабатывали бы много денег. Во-вторых, кризис для предпринимателя еще полезен тем, что в этот момент обостряется желание делать проекты эффективней. Потому что только так можно выжить, только так ты начинаешь анализировать, что же по-настоящему важно в твоем проекте, какую задачу потребителя ты можешь решить, какой запрос от людей действительно актуален. В хорошие времена есть какой-то свободный бюджет, и ты можешь проверить, а потом разобраться. А кризис бодрит, заставляет лучше считать, планировать, продумывать бизнес-модели и прочее. И, конечно, кризис еще учит людей дружить и договариваться. Очень многое сейчас будет происходить на бартерной основе, когда на стыке двух компаний может появляться что-то абсолютно новое, а потом превращаться в самостоятельный независимый проект.

 
 

Справка РИА «Воронеж»

Дмитрий Абрамов – один из организаторов международных образовательных форматов PechaKucha Night Moscow и Creative Mornings Moscow, бывший редактор проекта «Теории и практики». Сейчас – куратор специальных проектов в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», директор по развитию онлайн-школы городских предпринимателей Vector.

Институт «Стрелка» – не государственное образовательное учреждение с экспериментальным подходом к обучению. Деятельность института направлена на изменения культурного ландшафта и физического облика российских городов. Пройти пятимесячную программу могут и представители других профессий, не связанных с урбанистикой. Это междисциплинарное образование, созданное для развития человеческого капитала и творческой энергии молодежи.

Лекция Дмитрия Абрамова прошла в рамках некоммерческого образовательного проекта «Turbo Лекции».


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».