16 Декабря 2017

суббота, 09:56

$

58.90

69.43

Как пить не дать

, , текст — Александр Саубанов, Виктория Васильченко, фото — Михаил Кирьянов
  • 935
Как пить не дать

Понятия «слабоалкогольный напиток» в России больше не существует.

Один наш знакомый, человек вообще не пьющий (правда-правда!) рассказал историю, случившуюся с ним в новогодние выходные. Он попытался ночью купить минералочки. И не смог. Все ночные магазины, все круглосуточные киоски перестали работать после 23.00. Вступили в силу поправки к закону № 218-ФЗ, запрещающие ночную продажу любого алкоголя, включая пиво. Нет, минералку можно по-прежнему продавать хоть в три ночи, хоть в пять утра. Но, видно, это оказалось не так уж выгодно.

Вот эта трагическая фигура трезвенника, обескураженно бредущего вдоль закрытых киосков, и подвигла нас изучить тему: насколько серьезными могут быть негативные побочные последствия в целом, разумеется, правильного закона.

Мы запрещаем пространство и время

Тема возникла не вчера. На самом деле у нас каждый год нынешнего века был богат на алкогольные новации. Росла цена на водку, повышались требования к продавцам и производителям, менялись системы учета алкопродукции. И не было ни одной серьезной реформы, в ходе которой законодатели или исполнители (а чаще и те, и другие) не наломали дров в этой тонкой, щепетильной для российского человека сфере.

Но в последнюю пару лет алкогольный вопрос пузырился и пенился в основном по поводу пива - напитка, который составляет почти четверть российского питейного баланса. С 1 июля 2012 года изменился порядок декларирования пивного оборота, и пиво стало считаться алкогольным напитком. Но фактически оно сравнялось в статусе с вином и водкой 1 января 2013-го, когда торговать пивом разрешили только тем предпринимателям, которые имеют кассовые аппараты и торговые площади не менее 50 квадратных метров.

Это означает практический запрет на торговлю пивом в киосках. А вот временной запрет – на продажу с 23-00 до 8-00 – понятие растяжимое. Потому что регионам разрешено устанавливать дополнительные ограничения по времени. И этого пункта предприниматели боятся больше всего, зная, как любят наши регионы соревноваться в исполнительском рвении.

Кроме того, с 1 января реклама спиртного запрещена на страницах печатных СМИ, в телевидении, радио, в Интернете, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, а также на расстоянии менее 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений – везде, кроме информационных вывесок снаружи и внутри торговых помещений. Фактически это тоже полный запрет.

И единственная хорошая новость для пивоторговцев – то, что водка подорожала на 38 процентов и, стало быть, их напиток стал привлекательнее. По закону сообщающихся сосудов.

Всеобщая допродажа

О мрачной перспективе 1 января 2013-го, которое уже назвали «концом света для киосков», предпринимательское сообщество знало с июля 2011 года, когда 218-й ФЗ был принят в первой редакции. В принципе, у киоскеров было время переквалифицироваться в бармены. Или уйти в производство или фермерство – эти отрасли уж точно не могут пожаловаться на гонения государства. Но практически все они остались на привычном рынке – то ли надеясь на «авось пронесет», то ли на собственную смекалку.

Вчера корреспонденты РИА "Воронеж" прошлись по городу с целью просмотреть, как исполняется «драконовский» 218-й ФЗ. Картина предстала странная. В большей части киосков пиво стояло, его, как объяснили продавцы, «допродавали». Чем отличается «допродажа» от «продажи», долго никто объяснить не мог. Только хозяйка киоска в районе автовокзала рассказала: для пива, в отличие от той же водки, пока не предусмотрена программа «Декларант» с ежемесячной подачей отчетных данных в Лицензионную палату. При этом киоскам разрешили распродать остатки. То есть, на данный момент всем проверяющим можно сказать, что в киоске реализуется нераскупленное до Нового года пиво. Проверить это без «Декларанта» все равно невозможно.

В ближайшем от редакции скоплении киосков (на пл. Застава) владельцы провели хитроумную (и явно не совсем законную) реконструкцию. Три рядом стоящих сооружения сблокировали с помощью дополнительных перегородок. Получился один павильон с площадью более 50 кв. метров. Многие торговцы пивом попросились в павильоны субарендаторами: площадь-то павильона вроде позволяет пивом торговать, а то, что под торговлю пивом определено не 50, а 5 кв. м – это еще надо докопаться.

Некоторые предприниматели в кварталах, более удаленных от центра, не снисходят до уловок. В пивном павильоне на ул. Переверткина площадью 34 кв.м пивом торговали открыто – и на вынос, и распивочно. Место бойкое, оборот большой, и торговцы мало чем рискуют. За нарушение правил продажи предусмотрено наказание в виде изъятия продукции и штрафа до 50 тысяч рублей. Раз-другой в месяц оборотистое заведение может себе позволить такие траты. В порядке, что ли, дополнительного налога.

Война миров

Есть еще одна страдающая сторона процесса. Производители, лишающиеся серьезного сектора сбыта (до 50 процентов). Когда в декабре в Воронеже состоялся круглый стол на тему "Ответственное потребление алкоголя " и производители алкоголя отчитались на ней о своей борьбе со злоупотреблениями алкоголем, стало ясно: это жест отчаяния. Последняя попытка заявить о себе как о самых честных, законопослушных, белых и пушистых. Она не удалась. Более того, у производителей жизнь усложнилась новыми строгостями в учете продукции. Если для гигантов вроде «Балтики» это все преодолимо, то десяток малых пивоваренных предприятий Воронежа станут на грань выживания.

Однако в ходе нашего рейда выяснилось, что «белые и пушистые» тоже понемногу лукавят.

- Мы продолжаем возить пиво в воронежские киоски, - рассказал нам торговый представитель одной из крупнейших федеральных пивных компаний. – Правда, возим по предоплате.

Мы много раз обсуждали тему грядущих ожесточений на собраниях в Воронеже, дважды ездили в Москву, в Госдуму, где высказали свое консолидированное мнение: все это меры, призванные не мытьем, так катаньем выдавить с рынка мелких предпринимателей. Самое страшное, что произойдет для киосочника, не сокращение продаж пива – не так уж они велики, - а сокращение ассортимента, к которому привык покупатель «шаговой доступности». Он знает, что всегда мог купить в «своем» киоске пиво, рыбку к нему, пакетик конфет. Исчезнет пиво - исчезнет и рыбка, и чипсы, а за одними конфетами, скорее всего, покупатель уже не пойдет.
председатель Воронежского объединения предпринимателей Татьяна Гончарова.

Киоск, по определению Татьяны Григорьевны, - это средство доставки продукции на дом покупателю. Он исчезнет – и эту услугу начнут оказывать теневые дельцы из Интернета и бабки из подъезда. По ее данным, официальный оборот крепкой алкогольной продукции в Воронежской области ежегодно уменьшается в результате жесткого регулирования процентов на семь, но примерно на столько же возрастает теневой оборот. И он уже составляет 50 процентов всего рынка или порядка 3 млн декалитров крепкого алкоголя в год. При этом пивной-то рынок практически на 100 процентов прозрачен!

Сводка каникулярных новостей косвенно подтверждает эти слова. В Железнодорожном районе был обнаружен склад подпольной алкопродукции, изъято 25 тонн водки и вина. Тонн! А если бы шерстили киосочников, то изъяли бы 25 жалких бутылок.

Требуйте отстоя пены

Ежегодно юридические новеллы бьют по малому предпринимательству. Если в середине нулевых в Воронеже было 2500 киосков, то в прошлом году – 1700, а сейчас – около 1350. Ежегодные законодательные стрессы сопровождаются непрекращающимся прессом проверок и «упорядоченной» чехардой с перемещением киосков. Многие люди просто устали. И ушли бы с огромным удовольствием в иную сферу деятельности. Но не могут: они давно уже не работают по специальности, а денег на открытие новых бизнесов так и не накопили. И большинство из них вовсе не виновато, что кто-то кое-где у нас порой продает пиво несовершеннолетним

- Мы дискутировали на эту тему с представителями предпринимательской общественности, - говорит руководитель организации «Наше общее дело» Виктор Буздалин. - У них, по сути, одни только экономические аргументы. Но ведь не все делается по соображениям экономики. Наркологи в один голос твердят: именно пиво в шаговой доступности способствует алкоголизации подрастающего поколения. Мы обязательно будем участвовать в рейдах по проверке исполнения новых норм. Такие рейды имеют реальный эффект. В Северном районе, например, просто исчезли точки, где нарушается закон. Мы не за полный запрет, а за ограничение алкоголя. Пока что только такая мера может быть эффективной.

Но есть еще одна сторона процесса: потребитель. В конечном счете, почти все будет зависеть от него. Будет ли он теперь набирать алкоголь ящиками в супермаркетах. Обратится ли к подпольным поставщикам. Заведет ли у себя на кухне мини-пивоварню или поставит самогонный аппарат.

Или, как наш знакомый, перейдет на минералку. Будущее, как говорится, покажет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: