, Воронеж
  • 35025

Как это работает. Единственное колесо обозрения в Воронеже

Безопасность, место, актуальность и цена аттракциона.
Как это работает. Единственное колесо обозрения в Воронеже Как это работает. Единственное колесо обозрения в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива)

В начале мая в сквере «Победа» у ТРЦ «Арена» начало работать колесо обозрения. Подобных аттракционов в Воронеже не было, поэтому его появление стало знаковым событием для горожан. Однако у жителей возникли вопросы к безопасности конструкции, месту ее расположения, обзорности, цене аттракциона. Корреспондент РИА «Воронеж» разобралась, насколько обоснованны эти претензии.

Безопасность

Посетитель парка Даниил в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» отметил, что «часть кабинок усилены соединительными тросами, а часть нет, периодически при работе колеса раздается скрежет металла – это может свидетельствовать о неравномерной нагрузке на некоторые элементы конструкции».

Инвестор – тюменская компания ООО «Высотные панорамы» – утверждает, что аттракцион отвечает мировому уровню безопасности. На соответствие техническим требованиям объект проверяла частная фирма – ООО «Межрегиональный сертификационный центр» (МСЦ). Но то, что потенциально опасную конструкцию проверяли еще и госорганы, с полной ответственностью утверждать нельзя.

В региональном управлении Ростехнадзора пояснили, что аттракционы не входят в перечень поднадзорных объектов и в планах проверок на 2018 и 2019 годы колеса нет. Разрешение на установку колеса обозрения выдало только управление экологии (так как его поставили в парке). В управление главного архитектора документы не поступали. Единственный надзорный орган, который вмешался в процесс, – управление Гостехнадзора по Воронежской области. Правда, только на уровне проверки документов. Гостехнадзор подчиняется департаменту аграрной политики Воронежской области. Основные обязанности управления – надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, прицепов. Как аттракционы оказались в ряду сельскохозяйственной техники, непонятно.

Почему надзорные органы не контролировали установку аттракциона?

В «Высотных панорамах» пояснили, что аттракцион – «временное сооружение», а не объект капитального строительства, так как не имеет фундамента. К объектам капстроительства применяются жесткие требования, начиная от контроля безопасности, заканчивая влиянием на архитектурный облик. К временным сооружениям – нет. По сути 37-метровое колесо приравняли к обычным качелям. При этом в Минстрое РФ в ответ на запрос корреспондента РИА «Воронеж» сообщили, что колесо обозрения – объект капстроительства и требования к нему должны быть серьезные.

Отсутствие контроля и разрешительной документации удивляет экспертов. Председатель совета Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин отметил, что в ситуацию следует вмешаться главному архитектору.

– Я удивлен, что Ростехнадзор не проводит проверки, – сообщил Астанин. – Получается, что строительный кран – поднадзорный объект, а колесо обозрения – нет. На мой взгляд, контроль, напротив, надо ужесточить. Что касается классификации объекта, то его включение в категорию «временное сооружение» объясняется возможностью демонтажа без разрушения конструкции, тогда как капобъект можно только снести. О безопасности возводимого объекта судить трудно, я не знаю, какая там глубина фундамента. Как правило, под некапитальными объектами фундамент мелкого заложения. В любом случае, на мой взгляд, без разрешения устанавливать объект, занимающий достаточно большую площадь, влияющий на вид города, нельзя. Думаю, что главному архитектору стоило бы согласовать его.

Случаи установки аттракционов с минимальным пакетом разрешительной документации распространены в России и почти везде вызывают споры. В начале весны 2018 года скандал возник в Ярославле: в региональном департаменте охраны объектов культурного наследия заявили, что 65-метровое колесо является объектом капстроительства и его установка без разрешительной документации незаконна, а в департаменте архитектуры и земельных отношений сочли, что колесо – временное сооружение. Надзорные органы от проблемы открещиваются.

Как будут вызволять людей в случае ЧП?

Кабинки со всех сторон закрыты, наверху есть маленькая форточка, но человек в нее не влезет. Непонятно, как будут эвакуировать посетителей в случае поломки аттракциона.

В «Высотных панорамах» утверждают, что аварийные ситуации маловероятны. На крайний случай у аттракциона есть ручки, которые позволяют вращать колесо механически. Двух человек для этого достаточно. Контролеры будут руками вращать колесо и открывать двери до тех пор, пока все кабинки не окажутся пустыми. Те же меры будут предприняты при отключении электроэнергии.

– Колесо подключено к сети ТРЦ. Там две линии, переключение между ними занимает пять секунд, – пояснили в ООО «Высотные панорамы». – Если же электричества не будет вообще, мы воспользуемся бензиновым генератором, расположенным у аттракциона. Его будет достаточно, чтобы прокручивать колесо. На крайний случай используем тот же механический метод.

Что случится, если колесо упадет?

«Зоны отчуждения» у аттракциона нет. С одной стороны от колеса сразу начинается пешеходная дорожка, с другой – зона отдыха с лавочками, торговыми палатками и детскими каруселями.

Рядом с колесом расположена касса, возле которой в выходной день собирается очередь. Если представить, что конструкция подведет и колесо упадет или же отвалится отдельная кабинка, то они рухнут на отдыхающих. До проезжей части конструкция не достанет.

Место расположения

Посетители парка, с которыми поговорила корреспондент РИА «Воронеж», в целом оценили объект положительно, но поделились сомнениями по поводу места его расположения.

– Очень здорово оснащены кабины: они не шатаются, там есть кондиционеры, удобные места. Конечно, в идеале следовало бы установить такой аттракцион в Центральном парке. Но и в этом месте неплохо, такой урбанистический пейзаж, – отметила посетительница Елена.

– Колесо нам понравилось. Оно комфортное. Правда, насчет места расположения не совсем уверен. Лучше было поставить на берегу водохранилища. Но и то, что тут поставили, хорошо, – поделился мнением воронежец Станислав.

Жительница дома на улице Лизюкова Ольга призналась: ей «непонятно, почему колесо установили здесь, но у нас из окон стал лучше вид».

Андрей Фурсов назвал место «откровенно неудачным».

– Должна быть красивая панорама. В Северном этого нет. Большинство людей живут в спальных районах, они каждый день видят из окон крыши соседних домов. Идти на колесо обозрения, чтобы увидеть то же самое, – не лучший способ получить удовольствие, – пояснил эксперт. – Самая очевидная площадка для расположения колеса обозрения – Центральный парк. Во-первых, колесо там находилось исторически – для урбанистов важно подчеркнуть идентичность парка, возродить прошлое, основываясь на современных технологиях. Во-вторых, там удобный рельеф, есть на что смотреть. Можно было установить аттракцион в центре города. Неплохой вариант – парк «Орленок».

Пользователи соцсетей тоже жаловались, что смотреть не на что. Вот несколько отзывов от воронежцев:

«Колесо – один из самых дешевых и надежных аттракционов как в сооружении, так и в обслуживании. Только вот тут оно зачем, что с него обозревать? Архитектуру спальных районов 80-х»?

«Надо ставить было там, где природу видно и город, ведь для этого и нужно колесо обозрения, а не просто прокатиться и выкинуть деньги».

«Что-то как-то низко. Маленькое какое-то колесо».

А у Елены, приехавшей в Воронеж в гости из Казахстана, впечатления от аттракциона остались только положительные:

– На мой взгляд, колесо просто шикарное. У нас тоже есть, но старое, скрипучее. В воронежском аттракционе мне понравилось все: и вид, и оборудование кабинок. Я боялась, что будет жарко, но оказалось, что есть кондиционер.

Почему колесо установили не в центре города?

В «Высотных панорамах» рассказали, что рассматривали и другие площадки. В мэрии предлагали как раз Центральный парк, но чиновники и инвестор не смогли подобрать там участок, который устроил бы обе стороны. Рассматривался и парк «Алые паруса», но власти запретили установку, так как там природоохранная зона.

– Площадка у «Арены» оказалась самой перспективной. Район развивается, большая зона бесплатных детских развлечений. Мы быстро нашли общий язык с руководителем торгового центра, – пояснили в ООО «Высотные панорамы». – В ближайшее время мы готовы разместить в Воронеже еще одно колесо обозрения. Рассматриваем Кольцовский сквер, но с администрацией пока этот вопрос не обсуждали.

В 2015 году мэрия планировала установить колесо обозрения в парке «Орленок». Оно должно было стать самым большим в России – 90 м. Однако против его установки высказались жители прилегающих к парку улиц. Они посчитали, что такое соседство принесет им дискомфорт.

Цена

Воронежцы посчитали, что 200 рублей за круг – слишком дорого. При этом круг колесо проходит всего за пять минут. Негативные комментарии об этом появились в социальных сетях.

На завышенную цену указывали и собеседники корреспондента РИА «Воронеж», жители Северного района.

– Мы с семьей на колесе не катались – дорого. За троих детей и двух взрослых –  1 тыс. рублей. В Сочи прекрасное колесо обозрения, но там за взрослого берут 150 рублей, а детей пускают бесплатно, – рассказала местная жительница Оксана.

– Хотелось бы покататься подольше. Поднимаешься, успеваешь сделать только несколько фотографий, и уже идет спуск, – поделился посетитель парка Олег.

Воронежец Даниил согласился с тем, что «организаторам следовало бы снизить цену или сделать не один круг, а два».

В Москве цена аттракциона для взрослых начинается от 150 рублей, в Санкт-Петербурге – от 120 рублей.

Актуальность

Эксперты отмечают, что аттракцион повысит привлекательность города для туристов. Руководитель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андрей Фурсов считает, что колесо обозрения «очень нужно Воронежу».

– Я долго ждал, когда оно у нас появится. В Советском Союзе такие аттракционы были распространены в крупных городах. Но и сейчас нельзя сказать, что они устарели. Колесо обозрения – это современно и актуально, – отметил Фурсов.

В том, что колесо обозрения положительно скажется на туристическом потоке, убежден и общественник Виталий Иванищев.

– Однозначно хорошо, что в Воронеже появилось колесо обозрения. Я регулярно принимаю гостей, провожу экскурсии. В конце апреля был в парке вместе с туристами из Москвы. Они заинтересовались колесом, парк им понравился, место тоже. Конечно, согласились, что обозревать тут нечего, но в целом остались довольны, – рассказал Виталий Иванищев. – На имидже города колесо скажется позитивно. В Северном районе есть «точки притяжения» – памятник Славы, Котенок с улицы Лизюкова, парк у «Арены», в котором расположены памятники десанту и «Королю и Шуту», а теперь еще и колесо обозрения. Таким образом, в Северном складывается нить туристического маршрута. Если так дальше пойдет, спальный район может превратиться в туристический.

Справка РИА «Воронеж»

Высота воронежского колеса обозрения – 37 м. Оно состоит из 18 кабинок на шесть мест каждая. Проект обошелся тюменской компании ООО «Высотные панорамы» в 50 млн рублей. В 2019 году компания планирует заменить колесо на другое, 50 м в диаметре. Сразу установить более высокое колесо, по словам представителей фирмы, не удалось из-за длительного монтажа конструкции.

ООО «Высотные панорамы» было зарегистрировано в 2017 году, его уставной капитал – 10 тыс. рублей. Организации с похожими названиями и теми же совладельцами устанавливали подобные аттракционы в Новокузнецке, Вологде и Липецке. Жалоб на результат работы компании нет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: