Закрытый показ документального фильма о российском девелопменте «Сценарии жизни» состоялся в кинотеатре «Спартак» во вторник, 13 июля. Официальный релиз киноленты прошел в июне на конгрессе девелоперов в Сочи. В Воронеже на показ пригласили местных застройщиков, архитекторов, урбанистов, представителей власти и СМИ.
После просмотра фильма состоялся круглый стол, на котором обсудили, какой путь сегодня выбирают девелоперы, что для них важнее: больше квадратных метров или комфортная среда. А также каким должно быть жилье и сколько оно должно стоить. Об этом – в материале РИА «Воронеж».
Комфорт не может быть дешевым
Суть фильма «Сценарии жизни» заключалась в том, что необходимо отказаться от строительства «человейников» в пользу комфортных жилых комплексов с развитой социальной инфраструктурой.
Курирующий строительную отрасль заместитель председателя правительства Воронежской области Сергей Честикин отметил, что фильм поднимает несколько важных проблем:
– В нем показали людей, которые очень нуждаются в хорошем качестве жизни. Они готовы брать на себя инициативу и ответственность за его создание. На самом деле у нас много благоустроенного жилья и дворовых пространств, и любой человек может превратить двор в комфортное для себя место. Но есть проблема в отсутствии таких граждан. И мне кажется, надо будет нанимать людей, которые эту среду готовы сделать живой и комфортной. Формировать гражданскую позицию человека – это самое сложное и трудоемкое. И мы не знаем пока, как это делать.
По мнению Сергея Честикина, комфортная среда не может быть дешевой, а доходы основной массы населения «не позволяют пока вкладывать в жилье большие деньги».
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Помощник губернатора Константин Кузнецов считает, что на рынке должна присутствовать более дорогая недвижимость, а потребитель всегда найдется.
– Допустим, молодая семья выплатила ипотеку и хочет купить следующее жилье. И тут всегда встает выбор: либо больше, либо лучше. Но если человек хочет больше, но в худших условиях, то он покупает трехкомнатную квартиру в той же панельке. Или же он берет квартиру чуть поменьше, но в совершенно новом квартале, новом качестве и платит за это больше денег. У человека всегда есть потребность улучшать качество жизни и выбор.
Жертвуя качеством?
Сергей Честикин признался, что его как чиновника беспокоит еще один вопрос: на что обращать внимание в первую очередь – на те показатели, которые ему ставит федеральный центр, или на комфортную среду, которую должны здесь создавать. По его словам, пока во главу угла ставят наличие квадратных метров.
– Мы с коллегами думаем, сколько нашему городу и региону необходимо в год вводить жилья для того, чтобы спрос поддерживался на должном уровне. Пришли к выводу, что нам необходимо где-то 1,5−1,7 млн кв. м. Это то оптимальное количество квадратных метров, которое на данный момент соотносится с нашими потребностями и возможностями, – заявил Сергей Честикин.
Зампредседателя правительства рассказал также о том, что федеральным центром Воронежской области предписано ввести в строй 1,83 млн кв. м в 2021 году, а в следующем – на 30 тыс. «квадратов» больше. Сергей Честикин назвал это проблемой и предположил, что «в любом случае будут жертвовать качеством».
Руководитель областного департамента архитектуры Андрей Еренков согласился с тем, что сложно балансировать между госзадачей по вводу большого количества жилья и той же госзадачей по формированию комфортной городской среды. И признался, что их совместить «при таких темпах и показателях практически нереально, все время приходится выбирать».
– Выбор жилья – часть культурного программирования. Это, наверное, самое ключевое. В этой цепочке между горожанином, являющимся покупателем, застройщиком, который ориентируется на запрос и свой финансовый интерес, и властью кто-то должен предпринять попытку, чтобы этот круг разорвать. И поменять вектор развития. Мне кажется, что ключевая роль здесь все-таки у городского жителя. Пока мы сами не изменим спрос, другое жилье строить не начнут. Мы либо признаем, что наши города нас устраивают, либо мы должны коллективно менять этот вектор, – отметил Андрей Еренков.
Глава комитета облдумы по строительной политике, директор строительной компании Дмитрий Лукинов больше склонялся к версии, что и девелопмент, и власти должны взять на себя миссию в прописывании новых современных сценариев жизни.
Среда формирует человека
Константин Кузнецов отметил, что фильм его зацепил: все, о чем там говорится, он старается донести до каждого девелопера и застройщика.
– Здесь все это озвучили в красках, доступным и понятным языком. То, за что мы сейчас бьемся, и, наверное, то, что формирует вообще нашу страну в целом на мировой арене, – это борьба за человека, за культуру и индивидуальность. Среда обитания формирует человека. И если она некрасивая, то тот, кто это понимает, уезжает: либо в другой город с уже созданными условиями, либо в другую страну. А за таких людей стоило бы бороться, – заметил Константин Кузнецов.
Он обратился к создателям фильма и попросил их копнуть чуть ранее 1955 года и показать, как формировалась среда, «когда еще не было хрущевок и индустриального домостроения».
– Как задумывались ранее о дворовом пространстве, как создавали эти условия для человека, чем занимались архитекторы, какое наследие они оставили. Важно задуматься над тем, что архитекторы действительно формируют наш сценарий жизни от самого рождения до пожилого возраста.
По словам Андрея Еренкова, девелоперы и все российские застройщики знакомы с базовыми принципами формирования комфортной городской среды и строительства жилья и понимают, что нужны разнообразие, безопасность, экологичность.
– Мы все знаем, что подавляющий процент массового жилищного строительства в России на сегодня не отвечает необходимым критериям. Есть три стороны, которые определяют существующую парадигму жилищного строительства: девелопер, который реагирует на спрос, сам горожанин, который выступает как покупатель, и власть, которая ориентируется на госзадачи, которые ставятся федеральным центром, – пояснил глава департамента.
Управляющий директор крупной воронежской компании-застройщика Вадим Дрейлинг заметил, что Воронеж сам по себе не очень удобный город, но хорошие застройщики могут сделать его лучше, таким, чтобы сюда хотели приезжать и жить здесь. Также он заявил, что в фильме ему не хватило рассуждений на тему того, кто дает разрешение на строительство этих самых «человейников».
– Почему строятся дворы-колодцы, почему нет инфраструктуры. Думаю, что двигателем всего этого является прибыль. Но, с одной стороны, спрос рождает предложение, а с другой – наоборот.
Один из продюсеров фильма Сергей Разуваев считает, что очень выгодно строить хорошее качественное жилье «на фоне той серой массы, которой завален рынок российских регионов».
В самом фильме он рассказал, что из-за слабой экономики отечественные строители вынуждены возводить дешевое жилье (средней стоимостью около 1 тыс. долларов за квадратный метр). А достойное жилье, по его словам, стоит порядка 5 тыс. долларов за «квадрат». Но такую себестоимость жилья в России могут позволить только единичные компании.
– В ближайшее десять лет изменится парадигма владения недвижимостью. Люди перестанут ей владеть, они будут владеть домами, пентхаусами только в 45 лет. Уже сейчас молодежи не нужны квартиры, им нужна хорошая, интересная работа и возможность работать в разных точках мира. А это девелоперы не закладывают в свои модели. И тот, кто не меняется, тот крепко встрянет, – подчеркнул Сергей Разуваев.
По его мнению, девелопер, строя жилье, создает для людей сценарий жизни. И необходимо строить такие дома, которые будут делать всех счастливыми.