Выставка концептуальных парковых скульптур молодого воронежского художника Ивана Горшкова открылась в музее-усадьбе Веневитинова. Серия, которую автор назвал «Веневия», представляет собой восемь скульптур, которые разместились на траве, на воде, в зарослях. Мероприятие инициировано Воронежским литературным музеем им. Никитина и галереей «Х.Л.А.М.» и продолжает серию мероприятий «Современное искусство в государственных музеях». Официальное открытие, на которое собрались воронежские деятели культуры, любители искусства и которое посетила супруга губернатора Татьяна Гордеева, состоялось в субботу, 16 мая.
На эту серию Ивана Горшкова вдохновила история о вымышленной стране Веневии, придуманной дворянскими детьми усадьбы – в архиве музея хранится карта этой сказочной страны. РИА «Воронеж» попросило художника прокомментировать экспонаты выставки и рассказать, как он вписал современное искусство в классический парк.
– Подобные вещи практикуются в разных городах: не мы это придумали – выставлять современное искусство в старом музее. Но несколько лет назад подобные мысли стали появляться и в Воронеже. Несколько лет назад музей Веневитинова выставил работы Ильи Долгова из серии «Гербарий», и это всем очень понравилось, это помогает установить такую связь времен.
Фото — Роман Демьяненко
– Одна из главных задач выставки была для меня в том, чтобы совместить полноценную современную скульптуру (без адаптации под детей) и классический старинный парк. И, конечно, нам тут хотелось быть очень деликатными, не рвать рубашку на груди, а сделать тонкое и спокойное высказывание. Поэтому я пришел к такой формуле, что эти скульптуры вносят нотку современного искусства в парк, делают его немножко современнее, интереснее, загадочнее, моднее в хорошем смысле слова. Получается, что ландшафт парка не поменялся в общем, мы не конфликтовали с архитектурой парка, а придали новую нотку, оттенок. Фигуры даже сложно увидеть сразу, они не выпирают на первый план, а как будто прячутся от зрителя.
Фото — Роман Демьяненко
– Этот кристаллический бюст – как будто древний предок, который разместился у входа в парк. Скульптуры полуабстрактные, выполнены в характерной для меня манере. Веневия – это страна детства, меня вдохновляли игрушки и детские образы, но я искал в детской теме не детские вопросы, мне интересно было сделать не выставку для детей, а образ страны детства, мальчишеского рыцарства, идеалов. Как в песне: «Мы придумали город, в котором мы все, словно дети...».
Фото — Роман Демьяненко
– Эту группу я условно назвал «доспехи» – тут просматриваются ноги от рыцарских лат и почти конкистадорский шлем, но при этом они курьезные, немножко неловкие, застенчивые. Когда я готовился к выставке, я пересматривал свои детские рисунки и анализировал, как я воспринимал книги, фильмы в детском возрасте, когда у меня еще не было выработанного стереотипного мышления, которое появляется с возрастом, когда ты пока еще видишь все по-другому.
Фото — Роман Демьяненко
– Это как будто два друга с одинаковыми головами, сказочные персонажи, которые разместились в парке рядом – один еще стоит на ногах, другой уже, словно порос мхом.
Фото — Роман Демьяненко
– Это не выставка просто скульптур, которую можно было бы показать в галерее, но вот решили вывезти в парк. Это парковые скульптуры, придуманные специально для этого парка. И отсюда подход к цвету: каменные, грибные цвета, которые не выделяются на фоне парка. Задаваясь вопросом, как должна выглядеть скульптура в парке, я вспомнил старые компьютерные игры, где идешь по лесу, а под кустом лежит золотой шлем. И вот я пытался использовать этот образ. Хотя надо отметить, я не думал, что парк такой чистый, он прямо, как белый куб, скульптуры я готовил для более агрессивной, непричесанной среды, но тут оказалось так чисто, что даже если бы фигуры были более аккуратными, они все равно были бы заметны.
Фото — Роман Демьяненко
– Пока я готовил выставку, я читал много произведений поэтов и писателей, которые искали в мире детства какую-то правду и идеалы. Для меня это попытка найти компромисс между детским миром мечты, парковой зоной, моим личным эстетическим языком. Все эти скульптуры не содержат масштабного исторического исследования и большого нравоучительного сюжета, это чистая форма.