По решению оперативного штаба по борьбе с коронавирусом в Воронежской области после осенних каникул школы региона частично перейдут на дистанционный режим. В обычном формате с 9 ноября 2020 года будут учиться только младшеклассники. Как детям и подросткам, обучаясь дома, сохранить физическое и психическое здоровье, рассказали воронежские врачи.
Наталия Авдеева, детский офтальмолог, заведующая офтальмологическим отделением в медицинском центре:
– При дистанционном обучении основная нагрузка приходится на орган зрения и опорно-двигательный аппарат. Дети вынуждены просиживать за компьютерами, планшетами и телефонами по четыре и более часов. Повышается испаряемость слезной пленки, как следствие, возникает компьютерный зрительный синдром и синдром сухого глаза. Начинает болеть спина, затекает шея. При длительном использовании клавиатуры устают и немеют кисти рук.
Надо взять за правило: взрослым делать перерывы каждый час на пять-десять минут, а детям – каждые 40–45 минут учебы отдыхать по три-пять минут. Рекомендую встать из-за стола, пройтись по комнате, посмотреть в окно, желательно куда-то вдаль, в общем, на короткое время сменить деятельность. Нужно сделать гимнастику для глаз в течение полутора минут: зажмуриться несколько раз, повращать глазами в одну и другую сторону, вверх и вниз, несколько раз перевести взгляд вдаль – перед собой. Предлагаю упражнения для позвоночника: наклоны и повороты головы, круговые вращения и сгибание-разгибание рук, наклоны туловища в стороны. Это займет не больше трех-пяти минут.
Монитор желательно не ставить напротив окна, чтобы не было бликов. Лампу тоже не надо направлять непосредственно на экран. Лучше заниматься и читать при дневном освещении, стол устанавливать ближе к окну. Осенью даже днем требуется дополнительное освещение рабочего места (не менее 500 люкс). Можно использовать лампу накаливания не менее 60 Вт или лампу дневного света.
Для увлажнения глаз рекомендую несколько раз в день капли-слезозаменители (на основе гиалуроновой кислоты). Их сейчас в аптеках множество. Лучшая гимнастика для глаз – прогулка по лесу или лугу, хотя бы просто по улице. Взрослым это тоже не помешает.
В питании сделайте упор на продукты с большим содержанием кальция, цинка, витамина А – это морепродукты, рыба, орехи, шпинат, бобовые, грибы, мясо, семена тыквы, подсолнечника, какао и шоколад. Из кисломолочных – йогурт, кефир, сыр. Также употребляйте овощи и фрукты с высоким содержанием каротиноидов (морковь, помидоры, перец, облепиха, апельсины, тыква).
Елена Осипова, детский аллерголог-иммунолог, педиатр, кандидат медицинских наук:
– Главными иммуномодуляторами являются свежий воздух, солнце и вода. Мы живем в регионе, в котором солнца мало, – из 365 дней только 30 дней есть инсоляция, когда вырабатывается витамин D. Поэтому сейчас нужно пить этот витамин в профилактической дозе – 1 тыс. единиц в сутки. А вот когда мы заболеваем, повышается потребность организма и в витамине C. При заболевании назначаем витамин D в двойной дозе (2 тыс. единиц) и витамин С по 500 мг четыре раза в день.
Татьяна Пономарева, практикующий психолог:
– Важно сохранять доброжелательные отношения между членами семьи. Ведь основная цель обучения – получение знаний, а не дрессировка и зарабатывание оценок. В идеале родители не должны выполнять роль учителя, это смешивание ролей в семье. Мой совет родителям: больше времени проводите вместе, гуляйте, читайте книги, играйте, смотрите фильмы и обсуждайте. Необходимо, чтобы у каждого члена семьи было личное пространство.
Валерий Шикин, детский невролог, заведующий неврологическим отделением в медицинском центре:
– Во время дистанционного обучения принципиально поддержание привычного цикла «сон – бодрствование» и режима дня, чередование умственных и физических нагрузок. Также важно уменьшить погружение в СМИ, компьютерные игры и соцсети. Надо уделять внимание саморазвитию, увлечениям. Хобби поможет не сидеть часами в компьютере, телефоне или телевизоре.
Екатерина Разгоняева, педиатр:
– Во время дистанционного обучения должны быть сбалансированы периоды сна и бодрствования, работы и отдыха, прием пищи и прогулки. Соблюдая режим дня, ребенку проще переключиться с одного занятия на другое. Работа всех органов и систем подстраивается под биоритмы и заранее готовится к приему пищи или сну.