«Факел» намерен попасть в стыковые матчи, чтобы навязать борьбу команде Премьер-лиги, заявил полузащитник сине-белых Дмитрий Каюмов. В беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» атакующий хавбек рассказал, кто в команде лучше всех играет в футбольный симулятор FIFA, сравнил инфраструктуру «Факела» и «Тамбова» и вспомнил годы карьеры в московском «Спартаке».
«В “Факеле” нет дедовщины»
– Я быстро адаптировался в команде, – отметил Каюмов. – Коллектив молодой, дружный. Некоторых ребят я уже знал – с Иваном Соловьевым и Русланом Боловым я играл в молодежной сборной, с Виктором Свежовым часто играли друг против друга. Здесь и опытные, и молодые игроки общаются друг с другом, нет никакой дистанции, дедовщины. В других командах могут заставлять молодых носить ворота, мячи. А здесь в быту много юмора, всегда хорошее настроение. Я пришел в команду, когда на базе клуба проходил первый тренировочный сбор после зимнего перерыва. Все ребята проводили много времени в Тенистом, по вечерам мы смотрели футбол, играли в приставку. Так я со всеми познакомился, пообщался.
– Кто в «Факеле» лучше всех играет в FIFA?
– Ха, не скажу, а то кто-нибудь обидится. Турниры между игроками складываются по-разному, однозначного фаворита нет. Шахов классно рубится, Нагибин, Болов, Свежов, Соловьев. Немало ребят, у которых хорошо это получается.
Фото – Михаил Кирьянов
– Перед переходом в «Факел» советовались со своим бывшим одноклубником Александром Козловым?
– Нет, я говорил о «Факеле» с Ильнуром Альшиным. Он очень много хорошего рассказывал о команде, о городе. Можно сказать, он посоветовал ехать в Воронеж. Поэтому я был в курсе, что тут и как: какие задачи, каковы требования тренера и так далее. Поэтому я не сомневался, что «Факел» – правильный вариант продолжения карьеры. Здесь есть все, чтобы прибавлять. Недаром в клубе сейчас немало перспективных игроков: Дима Тихий, Виталик Шахов, Максим Осипенко. Поверьте, им многое по плечу. Я подписал контракт до конца мая 2018 года, я рад быть здесь.
– Раньше играли по схеме с тремя центральными защитниками?
– Нет, не приходилось. Только на сборах, когда составы можно назвать экспериментальными. Наиболее комфортная для меня позиция – центральный полузащитник атакующего плана. При расстановке 5-3-2 мне приходится проделывать больший объем работы, чаще оказываться на флангах. То есть я играю по всему фронту атаки. Но тренеры объясняют нам, как грамотно распределять силы, чтобы выдерживать все 90 минут. Так что проблем нет.
«ФНЛ – нормальная площадка для молодых игроков»
– Как оцениваете время, проведенное в «Тамбове»?
– Странный опыт. Какое-то время я не понимал, почему получаю так мало игрового времени. В тот момент, когда я набрал форму, команду возглавил Андрей Талалаев. Он хороший специалист, который всегда скрупулезно готовится к каждому матчу – у него много теории, которая при этом подается четко, конкретно и понятно. Но у Талалаева свое видение игры, я под такой стиль не подходил. Мы несколько раз беседовали с глазу на глаз, я спрашивал, в чем мне прибавлять. Талалаев отвечал, что по тактико-техническому оснащению я один из лучших, но под тот футбол, что он строит, я не подхожу. Андрей Викторович ставит силовой футбол, в котором огромную роль играет высокий процент выигранных единоборств. Бывало, ждешь пас в центре поля, а мяч над головой летает туда-сюда. Конечно, играли те, кто лучше борется. Мне с моими данными было сложно.
– Каково играть в ФНЛ с весом в 57 кг?
– Мне с моими не самыми атлетическими габаритами приходится быстрее думать, больше двигаться. Я все время должен открываться. Нужно принимать мяч не в борьбе, а в свободной зоне. Кроме того, мне необходимо быстро избавляться от мяча. Словом, чтобы проявить себя в ФНЛ, я всегда за счет мышления должен быть на шаг впереди. В ФНЛ немного команд, которые можно назвать играющими. Мы, «Сибирь», вторые команды «Спартака» и «Зенита», «Енисей» Андрея Тихонова, «Динамо». «Тюмень» в обороне сильно закрывается, но впереди играет грамотно, компактно.
– А «Тамбов» в целом оставил впечатление серьезного проекта?
– Да, однозначно. Не все в Тамбове хотели выхода клуба в ФНЛ, но пост гендиректора занял легендарный спартаковец Георгий Ярцев – он многое сделал для команды. У клуба большие планы. У меня есть ощущение, что, если в «Тамбове» все будет так же хорошо в финансовом и организационном плане, клуб уже через год может поставить задачу выхода в Премьер-лигу. Там неплохой состав, работает хорошая «Академия футбола». Там много делается для этого. А главное, руководство региона заинтересовано в успехах клуба, а деньги имеются. Сам клуб много делает для популяризации футбола, проводит различные мероприятия для болельщиков.
– Тренер «Факела» Павел Гусев неоднократно подчеркивал, что Воронеж не обладает футбольной инфраструктурой уровня РФПЛ. У Тамбова все это есть?
– База у «Тамбова» примерно того же уровня, что у «Факела». Она немного новее, вот и все. У нас на базе два натуральных поля без подогрева, искусственного газона нет. У «Тамбова» другая крайность – три искусственных поля не последнего поколения, но ни одного натурального. Это проблема, приходится тренироваться на стадионе, где проходят официальные матчи. А там нет комнат отдыха, тренажерного зала. Это доставляет неудобство в определенных ситуациях. А «Факелу» на базе было бы полезно иметь искусственный газон. Потому что выходит так, что неделю тренируешься на натуральном поле, а потом выходишь играть на «ковер» – совсем другая нагрузка на мышцы и суставы, у футболистов в такие моменты часто всплывают старые болячки.
– Раньше ФНЛ критиковали, говоря, что слишком мало молодых игроков после игры в этой лиге дорастают до РФПЛ. Сейчас переходов из ФНЛ в команды Премьер-лиги стало больше, однако это связано в первую очередь с тем, что снизились бюджеты клубов РФПЛ, согласны?
– Да. В ФНЛ у тебя меньше квалифицированных партнеров, а поля иногда такие, что даже при большом желании не покажешь качественный футбол. Но я все равно убежден, что ФНЛ – нормальная площадка для молодых. Главное – играть. Лучше в ФНЛ действовать по принципу «бей-беги», чем сидеть на скамейке в команде Премьер-лиги. А у снижения бюджетов есть плюс – стало меньше некачественных легионеров. Поверьте, в РФПЛ есть легионеры, которые ничем не лучше молодых русских игроков. И тренеры вынуждены их ставить, потому что кто-то из руководства клуба привез иностранного игрока и получил с этого выгоду. Тут больше околофутбола, чем футбола. Комиссионные, подъемные – есть люди, которые этим живут. В ФНЛ есть игроки, которые вполне себе отвечают требованиям Премьер-лиги. Но их туда не берут по причинам, которые спортивными не назовешь.
– Какой смысл в существовании чемпионата дублей клубов РФПЛ?
– Мало кто сразу после выпуска из спортшколы готов играть в ФНЛ. И чемпионат дублей – нормальный переходной турнир, это трамплин для молодых. Но больше двух лет на этой площадке точно не стоит играть, надо идти дальше, а то остановишься в развитии.
– Вы играли в «Амкаре» и представляете себе уровень команд второй восьмерки Премьер-лиги. В чем разница между лучшими командами ФНЛ и худшими клубами элитного дивизиона?
– Большой разницы нет. У худших команд РФПЛ немного выше класс игроков. Но все равно это команды, которые часто и сами не играют, и соперникам не дают. Так и клубы ФНЛ могут – стать в полном составе у своих ворот и отбиваться. Я считаю, что нужно всегда стараться самим играть в футбол – иначе болельщиков на трибуны не завлечешь. А в «Амкаре» при Станиславе Черчесове было интересно. Команда показывала хоть и закрытый, но все равно симпатичный футбол. «Амкар» немало забивал и четко знал, что делать с мячом.
– Черчесов в роли тренера сборной России – оптимальный вариант?
– Ох, состав сборной сегодня уступает предыдущим поколениям. Нет солистов, ярких исполнителей. Но Черчесов способен строить команды с разными подборами игроков. «Амкар», «Терек», «Динамо» – клубы разных возможностей, но в каждой Станислав Саламович давал результат и ставил разную по стилю, но сбалансированную игру. Он прекрасный психолог и мотиватор. Он выжмет максимум из того, что имеет.
«”Спартак” – мой родной дом»
– Любой прошедший школу «Спартака» остается красно-белым навсегда?
– Кто-то приезжает в нее в 10 лет, кто-то – в 15. От этого и зависит, успел ли ты проникнуться этим духом. Я спартаковец с шести лет. Вся семья всегда болела за этот клуб. Для меня это многое значит. Я вырос на «стеночках», забеганиях. Во дворе все хотели играть за «Спартак» – почти у всех были красно-белые футболки. Этот клуб – мой родной дом, он дал мне путевку в жизнь.
Фото – Андрей Архипов
– Что такого сделал с командой Массимо Каррера?
– Для меня загадка, почему этого раньше не получалось. Сейчас команда показывает современный футбол. Да, это не та игра, которой клуб славился в девяностые – сейчас вторая команда показывает более «спартаковский» футбол, чем первая. Но при итальянском тренере больше нет хаоса в защите. А в нападении играют высококлассные легионеры, которые могут сделать результат. Главное – появилась ярость, страсть. И команда кусается, выцарапывает очки даже тогда, когда не идет игра. Каррера – прекрасный мотиватор, это видно. Если «Спартак» станет чемпионом, я буду счастлив.
– Легендарный борщ, который готовят на базе «Спартака» в Тарасовке – это уже миф?
– Ха, я бы сказал, мем. Это в девяностые повара по много лет работали в команде, все было по-семейному. Сейчас повара меняются, приезжает целая команда диетологов. Поверьте, у повара «Факела» Анны Борисовны Болотовой борщ не хуже. Топовый борщ, рекомендую.
– Кто из «Спартака-2» готов играть в главной команде?
– При должном уровне доверия тренера любой из игроков стартового состава второй команды, я уверен. Особенно это касается футболистов атакующего плана. Жаль, что спартаковские воспитанники часто покидают клуб, не заиграв в первой команде. Но это «Спартак» – всегда максимальные задачи, минимум времени и возможностей для экспериментов.
– Вам в свое время Валерий Карпин дал шанс в первой команде. Кто круче – Карпин-тренер или Карпин-эксперт телеканала?
– Карпин крут во всем. Его харизма, чувство юмора, лидерские качества – это топ. Люди к нему тянутся. Он может добиваться успеха абсолютно в любой области. Он такая личность, что «Валера, верим» кричат даже болельщики других клубов. На сборах он мог дать выходной и повести команду в ресторан за свой счет. Парни выпивали по бокалу пива, тренеры – немного вина. Все в меру, под интересный и полезный разговор. Карпин – европеец по менталитету, и это здорово.
«Попадем в стыковые матчи – будем биться»
– Кто сильнее – Каюмов, забивавший «Томи», или Каюмов, отдавший пас Никите Саталкину на пустые ворота?
– Сложно сказать. Тогда у меня все получалось, была удачная полоса. Я много забивал за дубль, Карпин подтягивал меня к «основе». Но сейчас я стал опытнее, быстрее мыслю.
– А в резкости после двух разрывов крестообразных связок не потеряли?
– Нет, мне же не 32. Восстановился. Физически я ни в чем не потерял. И страха получить новую травму нет. Сразу после восстановления такое было, но это быстро исчезает. Выходишь на поле, видишь мяч – и появляется спортивная злость, азарт. Страх быстро уходит.
– Вам скоро 25. Какие цели ставите перед собой?
– Хочется вернуться в РФПЛ, добраться до уровня ведущих клубов страны, играющих в еврокубках. И «Факел» хорошо подходит для того, чтобы показывать свои лучшие качества, чтобы играть в футбол, а не бороться. А ближайшая цель – попасть с «Факелом» в стыковые матчи. Будет сложно, борьба за эти места ведется серьезная. Но если мы туда попадем, то в любом случае будем биться. Никто из футболистов не будет думать о том, есть ли у Воронежа средства на Премьер-лигу. Мы играем ради побед, кайфа от игры, для наших требовательных болельщиков. Мы хотим выйти в «стыки» и выиграть – а там уже пусть у чиновников болит голова, где найти деньги. Мы способны навязать борьбу команде РФПЛ, это точно. С какого года «Факел» не играл в Высшей лиге, с 2001-го? Слушайте, «Спартак» как раз с 2001 года не выигрывал чемпионство. Будет здорово, если две эти серии одновременно прервутся. Хочу «два в одном».