, Воронеж
  • 12038

Игра в стенку. Как работает госзаказ в воронежском футболе

«Факелу» создали селекционную площадку.
Игра в стенку. Как работает госзаказ в воронежском футболе Игра в стенку. Как работает госзаказ в воронежском футболе
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

Игроки «Факела» вернулись с первого в 2020 году тренировочного сбора в воскресенье, 19 января. Впервые основная команда работала в одном месте с дублем. Предполагалось, что мастера проведут контрольный матч с «молодежкой». Однако спарринг не состоялся – клуб объявил, что новичков дубля необходимо просматривать в играх с подходящими им по уровню соперниками. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснил, какие шаги предпринимаются для увеличения в команде доли местных футболистов.

В чем проблема?

За последние семь лет лишь трое воспитанников воронежского футбола попали в команду «Факел» через дубль: вратарь Дмитрий Терновский, нападающий Артур Арустамян и полузащитник Владислав Коробкин. Болельщики на протяжении всех этих лет выражали недовольство работой клуба с местными футболистами. В ответ на это разные руководители клуба всякий раз сетовали на то, что самые талантливые воронежцы уезжают из родного города в возрасте 12-13 лет.

Архипов, архив.JPG

Это действительно так – экс-защитник «Спартака» и «Локомотива» Роман Шишкин, игрок «Краснодара» Дмитрий Скопинцев, экс-хавбек «Спартака» и тульского «Арсенала» Владислав Рыжков, защитник «Крыльев Советов» Виталий Лысцов и немало других заметных игроков покидали Воронеж ради академий топ-клубов Премьер-лиги. Там они жили и тренировались в интернатах, которые обеспечивают юных футболистов всем необходимым, включая высококвалифицированных тренеров и педагогов по общеобразовательным предметам. Однако это не может служить оправданием для «Факела», который не смог разглядеть перспективы даже тех, кто остался в Воронеже и раскрыл свой потенциал не в юношеском возрасте, а значительно позже. В 2016 году Андрей Егорычев, выпускник спортшколы №15, просился на просмотр в «Факел» в возрасте 23 лет, но ему не позволили даже прийти на тренировку, а спустя полтора года он стал основным игроком клуба Премьер-лиги «Урал». В 2015 году воспитанник спортшколы №14 Руслан Магаль после расформирования «Выбора-Курбатово» был свободным агентом, но «Факелу» оказался не интересен. Он перешел в «Сибирь», затем в «Балтику» и превратился в одного из лучших крайних защитников ФНЛ. В текущем сезоне воспитанник СДЮСШОР №14 в составе «Торпедо» рвется в Премьер-лигу, выполняя в московской команде сложную роль флангового игрока в схеме 3–4–3, причем в конкурентной борьбе он обошел Михаила Багаева, который был бессменным правым защитником «Факела» в 2015-2017 годах.

В то же время талантливых воронежских игроков можно найти и в фарм-клубах команд Премьер-лиги. Тульский «Арсенал», который с 1999 года является самым непримиримым соперником «Факела», подводит к уровню элиты новоусманца Александра Крикуненко и уроженца Хохольского района Ивана Борсякова в составе своего фарм-клуба, новомосковского «Химика», во втором дивизионе. А «Ростов» уже наигрывал в основной команде на предсезонных сборах в Австрии хавбека Евгения Черкеса, сына прославленного воронежского защитника Александра Черкеса. При удачном стечении обстоятельств они могут выйти на уровень Премьер-лиги.

На сегодняшний день в Воронеже работают три бюджетные школы, воспитывающие футболистов: областная СШОР «Факел» и муниципальные СШОР №15 и 25. На уровне регулярных спортшкол готовит футболистов и муниципальная общеобразовательная школа №73, где созданы классы с углубленным изучением футбола.

Кирьянов, архив.JPG

Аббревиатура СШОР (спортивная школа олимпийского резерва) по определению предполагает стремление к олимпийским высотам. Однако подготовка олимпийского резерва в футболе, как и в ряде других игровых командных видов спорта, в некотором смысле представляет собой гораздо более сложный процесс, нежели подготовка спортсменов в индивидуальных видах. Это обусловлено сложившейся системой. В основе – спортивная школа, имеющая бюджетное финансирование, а значит, дающая раскрыться юным талантам, независимо от их материального или социального статуса. Она получает государственный или муниципальный заказ на подготовку резерва для сборных команд субъекта РФ и готовит его с прицелом на высокий спортивный результат. Под высшим результатом понимается попадание в сборную России и возможное выступление на чемпионате мира или Олимпийских играх. Добиться этого возможно только через систему профессиональных клубов. А значит, это непременный этап в карьере любого футболиста.

Почему уезжают?

Воронеж называют футбольным городом. Однако пока, несмотря на существование в Воронеже профессионального клуба и школ олимпийского резерва, Роман Шишкин, единственный в постсоветской истории местный футболист-сборник, попал в национальную команду не через «молодежку» и основной состав «Факела», а через академию «Спартака», уехав из родного города в 13 лет. Ни один воронежец не прошел путь «спортшкола – дубль «Факела» – основная команда «Факела» – трансфер в клуб Премьер-лиги – сборная России». Первые три звена этой цепочки всегда ссылались на обстоятельства, которые якобы мешали им работать эффективно. Спортшколы жаловались на недостаток финансирования поездок детских команд на соревнования, в дубле констатировали, что основная команда не обращает внимания на молодежь из-за необходимости давать сиюминутный результат (которого все равно не было). В свою очередь, руководители клуба заверяли, что спортшколы не дают детям качественного футбольного образования.

Архипов, архив2.JPG

– В спортшколах действительно есть проблемы – амбициозных детских тренеров, которые стремятся к профессиональному росту, не так уж много. Мало кто готов постоянно ездить по семинарам и повышать квалификацию. И таланты в регионе есть, надо просто отыскивать их и вести за руку. Но в «Факеле», так уж исторически сложилось, не готовы этим заниматься. Так было при любом руководстве. В клубе всегда были вещи, которые старались держать в секрете. Воронежский футболист может проговориться, общаясь с друзьями или родственниками. А приезжий, заключивший одногодичный контракт, – идеальный работник. Он не успеет обрасти знакомствами, и утечки информации не произойдет. Вот только никакого разговора о перспективах при таком подходе не может быть, – рассказал один из бывших сотрудников «Факела» на условиях анонимности.

Из-за отсутствия внятной работы «Факела» с воспитанниками местного футбола среди родителей юных игроков давно стало распространенным мнение, что из Воронежа надо уезжать еще в раннем возрасте. Хорошим вариантом для достижения этой цели стали частные школы. Дети тренировались, ездили по соревнованиям, родители вкладывали деньги в своих чад, оплачивая экипировку, поездки и питание на соревнованиях, аренду полей и работу тренеров. Соответственно, они начинали воспринимать футбол как инвестицию в будущее, ведь в современной России спорт является одним из лучших социальных лифтов. 

Детфутбол_03.JPG

В качестве исполнителей этого социального заказа частные школы оказались эффективнее – они охотно способствовали отъезду юных игроков в академии топ-клубов. Это било по перспективам тех, кто оставался в родном городе. Если к 13-14 годам юного футболиста не забирали в условное «Динамо» или «Чертаново», то родители, посчитав уже вложенные деньги, решали, что пора платить не тренерам, а репетиторам. Дети уходили из футбола, команды частных школ, соревновавшиеся с бюджетными, распадались, конкуренция на юношеских соревнованиях города и области сходила к нулю. В итоге чахли все. А дошедшие до выпуска 17-летние парни приходили в дубль после нескольких лет недостатка игровой практики. Причем многие и не стремились туда – некоторые сразу понимали, что в молодежной команде нет шансов дорасти до профессионального уровня. А те, кто все же демонстрировал упорство, проводили в дубле год или два, а потом уходили. 

Делали они это по двум причинам. Первая – у большинства игроков второй команды «Факела» нет зарплат. Вторая – главная – с 2012 по 2017 год ни одному из игроков дубля не позволили сыграть за основную команду даже в тех ситуациях, когда результат уже ничего не решал. Для большинства молодых футболистов остаться в Воронеже к 15 годам стало означать окончание еще не начавшейся карьеры.

Архипов, архив3.JPG

Что в других видах спорта?

Сейчас перед всеми профессиональными клубами в Воронежской области поставлена стратегическая задача – максимальное представительство воронежских игроков в команде. Причина не только в том, что у гандбольной команды «ВГТУ-Воронеж» или волейбольных «Кристалл-Черкизово» и «Воронеж» нет денег, чтобы приглашать игроков высокого уровня из других городов.

– Никто не ждет, что в составе «Факела» на поле выйдут 11 воронежцев, невозможно вырастить игроков высокого уровня каждого амплуа, – заявил руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области Владимир Кадурин. – Но мы ориентируем клубы на то, чтобы максимально использовать потенциал местных спортсменов – тех, кого школы уже подготовили. У нас есть таланты, нужно лишь с ними работать. Когда на трибунах друзья, близкие, соседи игроков, это формирует среду, в которой рождается гордость за свой регион.

В хоккее ситуация такая же, как и в футболе. Наиболее талантливые воспитанники спортшкол уезжают в возрасте от 11 до 15 лет. Лучшие из дошедших до выпуска игроков могут рассчитывать на старт карьеры в фарм-клубе ХК «Буран» – ХК «Россошь», выступающем в Национальной молодежной хоккейной лиге. Однако лишь единицы оказываются способны дорасти от уровня НМХЛ до ВХЛ, где играет главная команда. 

к фрагменту про хоккей , Кир.jpg

Справедливости ради стоит сказать, что клуб пытался искусственно сформировать костяк из местных воспитанников, но это привело к снижению результатов. Как признавали тренеры «Бурана» Евгений Федоров и Александр Трофимов, воронежские хоккеисты чувствовали свое «особое положение» в команде и снижали требования к себе. Видя это, переставали выкладываться и иногородние игроки. Летом 2019 года «Буран» исключил привилегии для воронежцев – и в команде остались лишь те местные игроки, которые оказались готовы выигрывать конкуренцию за место в составе. Покинувшие стан «ураганных» Валерий Суховерхов и Андрей Белозеров новых клубов найти себе не смогли.

Самые перспективные же представители игровых видов спорта уезжают из родного города еще в детстве. Примеры – воспитанник школы №24 хоккеист клуба КХЛ «Северсталь» Владислав Провольнев, перешедший в новосибирский «Локомотив» воспитанник школы №14 Кирилл Моторыгин, выступающий за волейбольную юношескую сборную России, и уроженец Новой Усмани Дмитрий Киселев, выигравший гандбольную Лигу чемпионов с македонским «Вардаром».

Кому и как решать проблему?

Два года назад воронежские спортивные чиновники предприняли попытку создать стройную систему футбольной подготовки, в которой главенствует государственный заказ. По замыслу чиновников, спортшколы должны готовить юных игроков, способных конкурировать как на уровне юношеских межрегиональных турниров, так и в системе профессиональных соревнований. При этом лучшие юниоры должны считать «Факел» своей командой и попадать в клуб, пройдя через прозрачную систему отбора.

Центр спортивной подготовки сборных команд Воронежской области (ЦСПСК) – организация, которая обеспечивает подготовку и участие региональных сборных в официальных соревнованиях, – от Всероссийских спартакиад до крупнейших мировых стартов. Эта же структура организует процесс отбора лучших спортсменов региона. Сегодня в ее компетенции 77 видов спорта, численность контингента составляет более 4 тыс. человек. Одна из главных задач – подготовка спортивного резерва для национальных сборных. Чаще всего Центр упоминают в связи с успехами воронежцев в индивидуальных видах спорта. Но сейчас организация работает над эффективностью отбора, планирования и контроля подготовки в игровых видах, в том числе юных футболистов. А это подразумевает системное взаимодействие спортивных школ и главного профессионального футбольного клуба.

Савельева.jpg

– В соответствии с регламентом РФС, «Факел» обязан выставлять на регулярные турниры юношеские и молодежные команды по восьми возрастным группам, и это именно та сфера, где у нас четко выраженные общие интересы, – рассказала руководитель Центра спортивной подготовки сборных команд Воронежской области Юлия Савельева. – Стратегия развития детско-юношеского футбола, которую реализует РФС, предполагает много задач, но главные – построение пирамиды детско-юношеского спорта и подготовка футбольного резерва для национальной сборной. А значит, спортивные школы, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, спортивные сборные команды субъекта РФ и профессиональный клуб – звенья одной цепи. Мы должны практиковать единые критерии отбора в региональные сборные и в команды, выступающие под флагом главного футбольного клуба, совместно заботиться о повышении квалификации тренеров. Но главное – работа с детьми со стороны клуба не должна быть формальной. На сайте одного из российских клубов сформулирована миссия: представлять город, которому клуб обязан своей идентичностью, нести в мир его традиции и харизму. Мы должны воспитывать успешных игроков с психологией победителей и по определению воспитывать их прежде всего для воронежского клуба.

Согласно трехстороннему соглашению между департаментом физической культуры и спорта Воронежской области, региональным ЦСПСК и ФК «Факел», господдержка оказывается юношеским командам, которые, начиная с прошлого сезона, обеспечиваются экипировкой и направляются на соревнования. По мнению чиновников, это стратегические инвестиции. Осуществляя поддержку игрокам клубов, государственные структуры получают возможность оказывать влияние на их менеджмент. А ЦСПСК на базе сборных команд разных возрастов, по сути, создает селекционную площадку для «Факела».

56_1_big-400x300.jpg

– Я хожу почти на все детские соревнования в регионе, – рассказал главный тренер региональной спортивной сборной команды области по футболу Игорь Брагин. – Общаюсь с тренерами, отслеживаю прогресс юных игроков. В сборную приглашаю футболистов как из государственных школ, так и из частных. Каждый год мы набираем составы к спартакиадам молодежи и учащихся России. В каждой команде – по два года рождения. Но слежу за всеми возрастами, смотрю матчи даже самых маленьких детей, потому что пройдет несколько лет и мне нужно будет работать уже с ними. Перед главными турнирами проводим сборы, экипируем спартакиадные составы, еще несколько лет назад такого не было. Не было централизованной подготовки, каждая школа сама старалась отправить свою команду, и Воронеж не добивался заметных результатов. С 2014 года единая сборная области солидно выглядит на спартакиадах. В тот год мы произвели в России фурор, став победителями, и впоследствии всегда смотрелись достойно, уступая в отборе только Москве и Московской области. Мы стараемся дать шанс лучшим ребятам региона и работаем совместно с тренерами, которые отвечают в «Факеле» за молодежный футбол. Хочется, чтобы в клубе было как можно больше воронежских воспитанников.

Что должен делать клуб?

По замыслу властей, «Факел» должен видеть в региональных сборных селекционную площадку, контактировать с родителями самых перспективных игроков, чтобы те чувствовали интерес главной команды региона и не спешили отправлять детей в академии топ-клубов. Проходя через систему мастер-классов и селекционных сборов, юные футболисты должны зачисляться в молодежную команду «Факел-М». А лучшие воспитанники дубля – тренироваться с основным составом и получать хотя бы небольшой объем игровой практики уровня ФНЛ.

Специалисты подчеркивают, что только внимание «Факела» может стать для родителей юных перспективных футболистов поводом отказаться от предложений топ-клубов.

Однако в нынешнем сезоне из воспитанников воронежского футбола в матчах «Факела» участвовал лишь 19-летний Владислав Коробкин, который ни разу не отыграл больше 35 минут. Подписанный летом уроженец Воронежа правый защитник Данил Неплюев отыграл за полгода лишь 22 минуты, несмотря на травму основного игрока этого амплуа Александра Черевко. На правый фланг выходил даже арендованный 18-летний центральный защитник Владислав Микушин, который летом 2020 года вернется в «Рубин», а игравший в юношеской Лиге чемпионов за ЦСКА Неплюев не пользуется доверием. Генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе в интервью корреспонденту РИА «Воронеж» подчеркнул, что местные молодые игроки пока уступают в уровне мастерства выпускникам иногородних футбольных академий.

АСХАБАДЗЕ.JPG

– Я говорю вам это открыто только потому, что воронежские ребята и сами это осознают. Воронежские молодые ребята только начинают понимать, что такое профессиональный футбол. Ничего быстро в этой сфере не делается. Молодежный футбол – самое тяжелое и энергозатратное направление работы. Но мы готовы тратить на это время и силы. Если сможем удержаться в ФНЛ и в следующем году заявить дубль во второй дивизион, то за один сезон получим местных игроков, которые будут боеспособными футболистами-профессионалами, – заявил Асхабадзе.

На старте зимней дозаявочной кампании клуб вернул в Воронеж воспитанника местного футбола Владислава Паршикова, победителя первенства Европы 2013 года среди юношей. Однако едва ли он сыграет важную роль в команде во время весеннего отрезка первенства ФНЛ. И в первую очередь от клуба ждут работы с местными молодыми игроками, карьера которых только начинается.

– После каждого турнира мы теряем парней. Получается так, что селекционеры «Краснодара», ЦСКА, «Чертаново» и других клубов следят за сборной Воронежской области пристальнее, чем «Факел», – заявил Игорь Брагин. – И родители мальчиков просто теряют голову, когда их сына зовут в условный «Спартак». Они не понимают, что там конвейер, что ребенка отчислят, как только найдут на его позицию кого-то более сильного. И парню придется возвращаться в Воронеж с психологической травмой. Родители должны понять, что тут их сыну уделят больше внимания, с ним тут будут возиться столько, сколько нужно. Просто «Факелу» стоит как можно больше вовлекать местных ребят в тренировочный процесс.

По мнению Брагина, несколько поколений воронежцев не получили шанса на профессиональном уровне:

– В 2014 году сборная команда Воронежской области выиграла Спартакиаду молодежи России, победив в финале сборную Татарстана. Большая часть наших ребят тогда были дублерами «Факела». Но впоследствии за основу клуба, кроме Арустамяна, никто не сыграл. А из тех татарстанцев девять человек пошли дальше и сейчас играют на профессиональном уровне. Конечно, в 17 лет только вундеркинд сможет заиграть в ФНЛ. Молодежь нужно бережно подводить к этому уровню. В 1980-х пятерых ребят 1965 года рождения стали подводить к основному составу «Факела», я был в их числе. И один из нас стал звездой – это был Валерий Шмаров. Клубу нужно мыслить стратегически, а мы каждый год наблюдаем за решением только сиюминутных задач.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: