Одна из самых позитивных команд на отечественной рок-сцене «Элизиум» празднует 20-летие. В рамках юбилейного тура «20 космических лет» музыканты выступили в Воронеже. О том, как им удается до сих пор держаться на плаву, что и где никогда не будут играть даже за очень большие деньги и какое радостное событие грядет в жизни вокалиста группы Александра Телехова, группа «Элизиум» рассказала в интервью корреспонденту РИА «Воронеж».
Перед беседой музыканты попросили дать им полчаса, чтобы привести себя в порядок и успеть погладить концертные костюмы.
– Вы сами вещи гладите, или у вас девчонки специально обученные есть? – поинтересовались мы у солиста «Элизиума».
Александр Телехов: – Я сам вещи глажу. Я умею это делать, да и надо ж чем-то время до выступления занять. А вот дома ничего делать не люблю. Очень редко готовлю, хотя по образованию повар-кондитер, и мама в свое время научила очень вкусно готовить. У меня есть жена, она домохозяйка, так что все обязанности по хозяйству лежат на ней. А я отдыхаю.
– Когда с гастролей возвращаетесь, какая миссия на вас накладывается дома?
– Привезти денег. Был, правда, однажды такой курьезный момент, когда я приехал с фестиваля Kubana только со жвачкой и 50 рублями в кармане. Моя жена до сих пор это помнит и смеется. На самом деле я не гонюсь за богатством. Главное, чтобы хватало на жилье, продукты и одежду. Большое количество денег портит людей, я знаю такие примеры. Конечно, было бы неплохо иметь еще дополнительные средства на путешествия за границу, но сейчас отдых стал слишком дорогой. С нынешним курсом доллара далеко не уедешь.
– Что привозите из поездок дочке?
– Игрушки. Ангелине 5 лет. Раньше она коллекционировала литл пони и Барби, сейчас переключилась на домики со зверушками. Вообще, я счастливый человек: у меня красивая жена, умница-дочка. В мае у нас в семье грядет пополнение. Не знаем, кто появится, специально не стали узнавать пол малыша. Дочка за братика болеет, она уже и имя ему придумала – Максим. Мы с супругой не против.
– Группе «Элизиум» 20 лет, что эта дата значит для вас лично?
– Я горжусь тем, что мы остаемся на плаву до сих пор. Некоторые группы до 20 лет не доживают. Здорово, что пишутся новые песни, что приходит публика, что есть концерты. В нашей стране все так плохо с живой музыкой, с рок-музыкой вообще плачевное состояние. Поэтому преодолеть 20-летний рубеж для коллектива – большое счастье.
– Как удается держаться на плаву? Вы плывете по течению или против него?
– Мы просто делаем музыку и живем в ней. Не гонимся за модой: неважно, что сейчас в тренде – рэп, техно, ска, регги. Что нравится, то и используем. Один альбом получился более роковый, панковый, другой – протестный, третий – о любви, четвертый – в стиле диско. Пятый может быть каким угодно.
– А зачем вы в музыку политику примешиваете? (Музыканты являются ярыми противниками путинского режима, в 2011 году призывали поклонников голосовать за любую партию, кроме «ЕР». В 2012 году записали песню «Злое сердце», приурочив ее к массовым беспорядкам на Болотной площади и выступили в поддержку арестованных феминисток Pussy Riot – прим. РИА «Воронеж»)
– Что нас окружает, про то и поем. Если видим, что в стране творится безобразие, молчать не будем.
– Не боитесь «по шапке» получить?
– Волков бояться – в лес не ходить. Мы ж никого не оскорбляем. Если кругом вместо детских площадок строятся храмы, закрываются больницы, пенсионеры голодают, а по «зомбоящику» говорят, что мы живем прекрасно, это катастрофа! Нельзя умалчивать наглую ложь!
– Вам никогда звонков из правоохранительных структур не поступало?
– Поступало. И нашего лидера, текстовика Дмитрия Кузнецова, при записи альбома «13» в ФСБ забирали. Он до сих пор у них под наблюдением.
– Ваша группа – удивительное явление на отечественной рок-сцене: с одной стороны, вы поете остро-социальные тексты, с другой – у вас много веселых песен, а вкупе создается впечатление, что и не все у нас так плохо.
– Да. В отличие от коллег из Louna и Lumen, мы не утрируем, что у нас совсем все плохо в жизни. У них, по-моему, вообще нет веселых песен. У нас же больше юмора и позитива. Мы потому и назвали свой стиль «космос-роком», потому что мы разнообразные. У нас в творчестве есть все: диско, хеви-метал, регги. Нас семь человек в группе, все слушают разную музыку и каждый привносит что-то от себя при аранжировках. Получается нечто безумное, одним словом – «Элизиум».
– В космос никогда не хотели полететь?
– Хотел. Но я с парашютом до сих пор не прыгнул, хотя давно мечтаю. А в данный момент, думаю, меня не отпустит семья. Я ж единственный кормилец, поэтому мое место – на планете Земля. Раньше у меня было много рискованных увлечений. Я катался на сноуборде, не умея на нем кататься и приземляясь на любые части тела, кроме ног. Обожал всевозможные экстремальные аттракционы, карусели. Но как стал отцом, начал бояться высоты, стараюсь быть острожным. В общем, само собой завязалось. Мне хватает рок-н-ролла – это тоже в своем роде экстрим.
– В каких-нибудь экстремальных местах вам доводилось выступать?
Дмитрий Кузнецов: – Летом играли в Москве на крыше дома. Это была вечеринка по случаю дня рождения нашей поклонницы. Родители не разрешали ей посещать наши концерты до достижения 18-летнего возраста, а в день рождения подарили ей наш концерт. Мы были сюрпризом, она ничего не знала. Эмоции у девчонки зашкаливали! Еще мы как-то выступали на свадьбе, выдержанной в рок-стиле. Есть люди, которые могут потратить энное количество денег, чтобы любимая группа играла у них на празднике. Вот Сергей Михалок (экс-вокалист группы «Ляпис Трубецкой», прим. – РИА «Воронеж») мне близкий друг всю жизнь. Дружба дружбой, но я бы не потянул его себе на свадьбу пригласить.
– А сколько стоит «Элизиум» на свадьбу пригласить?
– Дорого. (Смеется.) Смотря сколько и что играть. Для людей, которые могут себе это позволить, наш гонорар не вопрос. Если мы соглашаемся играть на свадьбах и днях рождениях, это не значит, что мы будем петь на заказ. Мы играем только свой репертуар, никаких «Мурки» и «Гоп-стопа». Тем более, у нас есть песни с элементами диско – и мамам, и бабушкам понравится!
– От каких предложений отказываетесь?
Тимофей Осетров: – Как трубач, никогда не пойду играть на похоронах. Хотя один раз играл. Не по вызову, мы хоронили одногруппницу. В музыкальных кругах считается, что на похоронах играют либо двоечники из консерваторий, либо неопытные первокурсники из музучилищ. Профессиональный трубач никогда не опустится до такого уровня.
Д. К.: – Мы не участвуем в политических акциях и, в отличие от многих коллег, никогда не играли ни на одном предвыборном концерте. Помню, одна уважаемая газета пригласила нас и другие рок-группы выступить у нее на празднике. Мы приехали на площадку и увидели, что на заднике сцены висит огромный баннер «Единой России». Все, кто там был – «Тараканы!!», «Сплин», «Ляпис Трубецкой» – вместе с нами развернулись и ушли. Еще как-то партия коммунистической молодежи России предлагала нам за полмиллиона рублей выступить у них на мероприятии. Естественно, мы отказались. Как говорил наш бывший барабанщик: «Деньги закончатся, а стыд останется». Зато мы несколько раз играли для IT-шников. В жизни б не подумал, что это такая благодарная публика! Концерт проходил в лесу, они жарили шашлыки, пели вместе с нами, и вообще очень веселыми ребятами оказались.
– Как любите свободное время проводить?
А. Т.: – Я дома с семьей. Люблю возиться с дочкой, компьютерные игры, на машине кататься.
– Автоинспекторы узнают?
– Меня не останавливают. Я езжу очень медленно, как пенсионер. А в Москве из-за пробок зачастую приходится передвигаться не на машине, а в метро. Вертолета у меня нет пока, да и нельзя на нем в центре летать, только за МКАДом. Как пел когда-то Макаревич: «Звезды не ездят в метро». Уже все ездят.
– Как поклонники реагируют, когда узнают?
– Большинство людей у нас все-таки вменяемые, поэтому нормально реагируют. Иду с пакетами из магазина: «О, ты чувак из «Элизиума»! А можно сфаткаться?». Да пожалуйста. Сфоткался и дальше по своим делам пошел. Москва – огромный город. А людей, которые знают нашу группу, ну тысяч десять. Это же небольшая часть.
– Какие подарки ждете от поклонников к юбилею группы?
– У поклонников не принято нам подарки дарить. Я очень давно на свой день рождения-то никаких подарков не получал и нормально к этому отношусь. Больше люблю сам делать подарки. Благо, у меня есть две женщины, которым я с радостью их делаю. А на концертах самое главное – обмен энергетикой. Вот это действительно офигенский наркотик!
– Жена с дочкой слушают ваши песни?
– Конечно. И на концерты ходят. Дочка очень любит нашу песню «Как кошки по крышам» с последнего альбома и постоянно ее поет. Она с полутора лет, как впервые побывала на нашем концерте, умеет показывать рок-козу. Но часто я ее, конечно же, не вожу – все-таки, громкая музыка вредна для маленького ребенка.
– Вы в Воронеже, бывает, и по два раза в год выступаете. Появились ли у вас здесь друзья?
– Да, вам повезло – в некоторые города мы раз в пять лет приезжаем. В Воронеже у нас есть очень хорошая подруга Таня, мы ее бесплатно на концерты проводим. Она очень приятная, красивая девушка. Почему мы бы не окружить себя такими людьми? Еще у нас есть поклонник Сергей, сегодня он с нами из Курска на автобусе приехал. Таких верных зрителей у нас немного, но они есть. Что-то притягивает этих людей к нам, а нас – к ним. Видимо, это космос...