Хоккейный «Буран» начнет первый раунд плей-офф с «Динамо» из Балашихи уже в четверг, 25 февраля. Перед 1/8 финала главный тренер воронежского клуба Александр Титов в большом интервью корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал, когда извиняется перед игроками, какой ценой далась победа в «Русской классике», как изменится игра «Бурана» в плей-офф и с кем бы он хотел сыграть в финале за Братину.
– «Буран» Александра Титова очень эмоциональный. Ваши «наставления», если можно так сказать, слышны даже с противоположных трибун. Согласитесь, что сейчас вы – заводила в команде?
– У нас в целом команда такая собралась. Я уже говорил, что подбирали не только по игровым качествам, но и по человеческим. А моя эмоциональность – я никогда этого не скрывал. Может, это не всегда хорошо, но я такой человек.
О секундомере и граблях
– Вы тренировали юношескую команду ЦСКА – там такой же накал страстей, как во взрослом хоккее?
– По характеру все то же самое – только с «цензурой»: там дети, надо подбирать слова. А помимо детей – родители, своеобразные люди. Мои родители работали, я сам брал рюкзак и в троллейбусе ехал на тренировку. После тренировки – спецкласс в школе, из школы – опять на тренировку. Родителей видел только вечером. А сейчас такое ощущение, что все родители – богатые люди, никто не работает. Они постоянно, человек по 20, на тренировке. Кто-то даже с секундомером стоит: сколько его ребенок играл, сколько смена длилась и так далее. В этом основное отличие.
Уже давно и в детском, и в юношеском хоккее требуют только результат. Хотя это неправильно – там должна быть подготовка хоккеистов, а результат нужно показывать уже в команде мастеров. Учить, перестраивать 26-летнего игрока тяжело – его можно только направлять. Катание ему новое уже не дашь, владение клюшкой – тоже. А результат нужен.
Фото — Роман Демьяненко
– Со взрослыми не церемонитесь? Ведь люди разные: на одного прикрикнул, он завелся, а другой начнет нервничать и еще больше ошибаться.
– Да, есть те, кто к критике адекватно относится, а есть мнительные. Но достается всем. Главное, чтобы люди не делали тех же ошибок, за которые их ругают, наказывают. Если человека бьют по лбу одни и те же грабли, наверное, он что-то недопонимает. Поэтому растет тот, кто умеет анализировать.
– Не приходилось извиняться за то, что слишком резко отчитали кого-то?
– Несколько раз было. На эмоциях сказал, а когда уже посмотрел видео, оказалось, что человек не виноват, а с лавки казалось по-другому. Я считаю, это нормальный поступок. Дело не в том, что я главный тренер, а они мои подчиненные. Есть человеческие отношения.
О пути в «Буран»
– Раньше, наверное, и не следили за ВХЛ?
– Не скажу, что Лига или какая-то команда были под пристальным вниманием. Но когда «Липецк» два сезона играл в «вышке», периодически смотрел игры – я же сам липецкий.
– Что-то знали о воронежской команде до того, как получить приглашение на работу?
– Немножко. Как и обычная жизнь, хоккейная тоже слухами полнится. Знал, что, когда команда вышла в ВХЛ, бюджет был приличный, по именам некоторых игроков знал. Например, когда я работал в «Спартаке» в КХЛ, у нас Саша Комаристый играл. После сезона-2011/12 он не стал продлевать контракт, уехал в Нижнекамск, а потом оказался в Воронеже. А с Максимом Кривоножкиным я еще в Тольятти играл в начале 2000-х.
Фото — Роман Демьяненко
– Как вы пришли в «Буран»?
– В 2015 году (Титов возглавлял юношескую команду ЦСКА – РИА «Воронеж») у меня был выпуск ребят 1998 года рождения – 15 или 16 человек забрали в «Красную Армию», молодежку ЦСКА. Был разговор, что я туда уйду помощником главного тренера Михаила Васильева. Но не сложилось. Мне позвонил агент, который узнал, что нужен тренер в «Буран». Мы встретились с руководством клуба, обсудили задачи, сверили понимание – так я оказался в Воронеже.
– Долго думали, переезжать ли из Москвы?
– Нет. Я почти три сезона был в «Спартаке» помощником тренера, тренером по защитникам, затем работал с юниоркой. Высшая лига для меня – очередная ступенька. Не знаю, надолго ли она затянется. Но мне здесь нравится.
– Как семья приняла ваше решение уехать в Воронеж?
– Нормально, это же работа. Трансляции постоянно смотрят. Когда матчи в пятницу или в субботу, из Москвы приезжают на игры и семья, и друзья.
– Александр Титов, главный тренер, оправдал ваши ожидания?
– Не скажу сейчас. Для меня все самое интересное только начинается. Результаты будем подводить после плей-офф.
– А выступление команды по итогам «гладкого» сезона?
– Для первого сезона, собрав команду с нуля (всего пять человек остались на контактах, остальные – новобранцы), пятое место – неплохо. Хотя в начале сезона несколько игр отдали, в концовке «регулярки» тоже. Я думаю, очков 9-12 мы могли записать в свой актив, и было бы совсем другое место.
О цене победы
– Гипотетически: «Буран» играет за Братину. Кто соперник в финале? Какая команда в ВХЛ вам понравилась?
– И «Рязань», и ТХК – очень приличные команды. Тверь все-таки. Для болельщиков это, наверное, самое лучшее, что можно придумать. Но сейчас главное – первый круг плей-офф.
– «Буран» и ТХК – заклятые соперники еще с выступления в Российской хоккейной лиге. Воронежский клуб дважды уводил кубок из-под носа тверичей, в ВХЛ в сезоне-2013/14 выбил ТХК 4:0 в серии 1/8 финала, а сейчас феерично обыграл в «Русской классике». Как получается, что приходят новый тренер, новые игроки, а принципиальность матчей остается?
– Не знаю даже. Я всегда думал, что основное противостояние – между Липецком и Воронежем. Это было еще в те времена, когда я играл за Липецк. О том, что Тверь – принципиальный соперник, я узнал на презентации команды, болельщики сказали. Ну ладно, принципиальный так принципиальный. Мы же для болельщиков играем.
Фото — Роман Демьяненко
– Какие еще клубы произвели впечатление?
– Много хороших команд. «Ермак» понравился. У казахов сильные команды, у них с финансами сейчас получше, чем в российских клубах. «Торпедо» пыталось перекупить трех-четырех наших игроков, ведущих. Но ребята не захотели. В КХЛ уезжать, как Павел Копытин в «Сибирь» – другое дело. Это было всем выгодно: «Буран» получил компенсацию, Копытин перешел в одну из лидирующих команд Восточной конференции.
– Но пока у него там не очень получается – в девяти матчах регулярного сезона Копытин отметился лишь одной передачей.
– Ему дали шанс, а как он им воспользуется, зависит только от него.
– Вернемся к нашему плей-офф. Как для вас интересней выигрывать: 4:0 в серии или в концовке седьмого матча?
– Седьмой матч — это апофеоз. Лучше до этого не доводить.
– Но если бы «Буран» выиграл «Русскую классику» 3:0, а не «выгрыз» за несколько секунд до сирены, не было бы таких эмоций.
– Наверное, да. Огромное спасибо ребятам за эту победу. Для Воронежа и для «Бурана» они написали маленькую историю. Хоть мы и пропустили гол, игровое преимущество было у нас. Вратарь Твери Игорь Сапрыкин тащил и тащил. Но настрой у моих парней был запредельный, я такого не видел давно. Мы же в этой выездной серии сначала уступили «Динамо» 0:1 в Балашихе, хотя два периода сминали – забить не смогли. Затем в Питере за две минуты проиграли «СКА-Неве» матч, в котором вели 2:1. В Твери так повернулось, что сравняли за 11 секунд, а в овертайме победили. Может быть, чтобы здесь победить, надо было там проиграть?
– Как вам прозвище «тренер на миллион»?
– (Смеется) Не знаю. Я к этому спокойно отношусь. Приятно удивило, что болельщики организовали сбор денег. Знаю, что в нем участвовали не только воронежцы, но и фанаты из других городов. Это показывает отношение к команде. Эта акция не про то, как помочь клубу финансово – а выразить солидарность, поддержать: все-таки решения в Твери принимались… своеобразные. Не надо смешивать политику, бизнес и спорт. Ребята бьются на льду, ломаются, их-то не обманешь.
Врет ли шайба
– Прокомментируйте скандальный эпизод с «Русской классикой». Вы увели команду потому, что не засчитали гол, или потому, что не было видеопросмотра?
– Мне непонятно не то, что судья не засчитал гол, а то, что он даже не собирался просматривать. При этом «Матч ТВ» транслирует игру на всю страну. Когда мы отправляли в Лигу письмо, еще раз смотрели документы, черным по белому написано: если нет системы «Видеогол», надо использовать видеотрансляцию, плюс у судьи на шлеме экшн-камера. Они говорят, что не было гола, а я говорю, что был.
– Глава ВХЛ Герман Скоропупов комментировал, что матчи «Русской классики» проходят без «Видеогола» и об этом есть специальное соглашение.
– Я никакого соглашения не видел. Интересно получается: видеопросмотров, положенных регламентом ВХЛ, нет, а штрафы по тому же регламенту есть. Выведите «Русскую классику» за пределы ВХЛ и создайте полностью свой регламент.
Решение о штрафе Лига вынесла за полдня. А на наше письмо ответили: надо собрать комиссию, изучить документы. То есть когда принимали штраф на миллион, никаких комиссий, никаких документов не было? Не говоря уже о том, что на заседании комитета должен был присутствовать наш представитель. Непонятно и то, почему мы получили два штрафа за одно нарушение: сначала судьи дали две минуты за задержку игры, а потом нам выписали еще миллион. Кроме того, при таком штрафе судья должен был прекратить матч. Но он же этого не сделал.
– Кстати, не боялись, что «Буран» получит «технарь»?
– Нет, я знал, что команду верну.
– Но судья же мог раньше свистнуть.
– Мог. Но не свистнул. Я же тоже понимал, что это не рядовой матч, что его транслируют по федеральному каналу на всю страну.
– Было ли в вашей карьере такое, что команда уходила с площадки?
- Нет, не припомню. Была массовая драка, после которой судьи остановили матч, в товарищеской игре на Кубке «Лады». Но в официальных матчах таких форс-мажоров не было.
Фото — Роман Демьяненко
– Не касательно «Русской классики», а вообще о хоккее. Есть два выражения: «счет не по игре» и «шайба не врет». Вам какое ближе? Всегда ли выигрывает сильнейший или все-таки бывает «счет не по игре»?
– Бывает. С «Рязанью» дома был не по игре. Если бы закончили основное время 1:1 – это был бы правильный исход. А рассудил бы нас овертайм или буллиты. С «Динамо» тоже не по игре, наша команда выглядела сильнее, но забить не смогла.
Когда вратарь выпрыгивает из формы
– Кадры незасчитанного гола «Русской классики» засмотрели до дыр. Не факт, что судья бы увидел шайбу на повторе – она была где-то под амуницией.
– Я думаю, что на «Видеоголе» это было бы видно. Шайба под щитком, а щиток ушел до внутренней сетки. Хоккеисты ТХК-то даже и не спорили, была ли шайба. Они апеллировали, что Башкиров атаковал вратаря – проткнул его щиток. А на повторе видно, что это их же защитник Довгань задвинул щиток за линию своим коньком. Если там не было гола, вратарь бы из формы выпрыгнул, доказывая, что шайба была у него в ловушке или где-то еще.
– Впору говорить об автоматической фиксации гола, как удары в тхэквондо, или о системе Hawk-Eye, давно применяемой, например, в теннисе. В этом плей-офф КХЛ, по примеру НХЛ, ввели «челленджи» (дополнительные видеопросмотры взятия ворот по запросу тренера), но только для эпизодов блокировки вратаря и положения «вне игры».
– Наверное, это было бы идеально. Но до этого еще в футболе не дошли, что говорить про хоккей. У нас есть хотя бы «Видеогол». И все равно человеческий фактор будет. Помните, в начале сезона играли дома с «Барсом», и шайба попала в потолок. Весь стадион это видит, судья – нет. Игра не остановлена, в итоге соперник создает голевую атаку. Затем, в той же игре, мы на последних секундах забиваем, гол не засчитан. Арбитр смотрел, но решил, что шайба заброшена ногой. Хотя на повторах видно, что она попала в конек Воронкова, который ехал от ворот, и даже намека на движение в сторону ворот не было. После игры зашел инспектор матча: «Наверное, да, гол был». Вот две грубейшие ошибки, которые нам стоили очков, и никакая автоматическая система их не исправит. Я арбитру сказал, что он дальше поедет судить, а тренерский штаб за такое поражение снимут. К сожалению, судьи часто этого не понимают.
Фото — Роман Демьяненко
– На одной из пресс-конференций вы озвучили финансовую проблему. Три месяца команда не получала зарплату. При этом игроки бились. В чем была мотивация? В прошлом сезоне «Дизель» устроил забастовку и большей частью состава не вышел на игру с «Казцинк-Торпедо».
– Люди понимают, что все финансовые проблемы решаются рано или поздно – у всех официальные контракты. Помимо денег, есть же и спортивная составляющая, и просто человеческие отношения. Я так же, как они – я отдельно зарплату не получал. Мы все в одной лодке плывем, мы вместе терпели. Поэтому выходили и играли. За это я ребятам тоже очень благодарен. Спасибо, что эти проблемы решили. Но самое основное, я об этом уже неоднократно говорил, – надо поблагодарить и руководство клуба, и федерацию, и областные власти, что в Воронеже хоккей остался в этом сезоне. Его вообще могло не быть.
Быть проще
– Хочу спросить о конкретном игроке. О Егоре Алешине. Он два сезона провел в «Буране», играл в звене с Гловацким, с Князевым-младшим, стабильно набирал очки и стал одним из любимчиков болельщиков. Моему коллеге Алешин, когда приезжал в Воронеж с «Торосом», говорил, что хотел вернуться в «Буран», но не все зависело от него. Чем он не подошел?
– Его кандидатуру рассматривали еще летом. Он тогда принадлежал «Спартаку», который затем командировал его в воскресенский «Химик». Во время дозаявки наш заявочный лист уже был заполнен. Кроме того, это снова финансовая история, еще один контракт. У нас уже лимит был исчерпан, и приехали ребята из «Амура», которые зарплату получают там, в Хабаровске. Для нас это очень удачное партнерство. Нам командируют хороших хоккеистов, отношения между клубами отличные. Это то, что нам надо было.
Фото — Роман Демьяненко
– Каким мы увидим «Буран» в плей-офф? Будет ли игра отличаться от той, какую команда показывала в «регулярке»?
– Постараемся действовать как можно проще. У нашей команды есть и характер, и мастерство. Но загадывать ничего не буду.
– Как поменялся режим тренировок?
– После «Русской классики» начали подгружать, потому что играть два дня подряд, а на третий уже надо переехать-перелететь – это физически тяжело. Добавили атлетизм, пробежки на свежем воздухе. Так что последняя домашняя серия далась непросто, прошла под нагрузкой. Плюс чумовые эмоции после «Русской классики», и в городе такой ажиотаж. Психологически это не каждый игрок проходил.
Фото — Роман Демьяненко
– Наиболее вероятными соперниками в 1/8 были «Зауралье», «Динамо» и «Саров». Прикидывали, с кем удобней было бы начать плей-офф?
– Как я уже говорил, соперника не выбирали.
– Хоть в Курган ездить?
– Все равно. Нет смысла выбирать, это неправильно. Ну, выбрал на первый круг, прошел – а там как выбирать? Надо выходить и умирать на льду каждую игру. Неважно, с кем. Я гарантирую, что команда будет биться. Но быть может все, что угодно. Кто думал, что в прошлом сезоне ЦСКА с 3:0 проиграет Питеру? Как? Вот это и есть хоккей.
Справка РИА «Воронеж»
Александр Титов родился 14 апреля 1975 года в Липецке. В 18 лет дебютировал в молодежной команде столичных «армейцев» на позиции форварда, выступал в РХЛ за пензенский «Дизелист». В 23 года дебютировал в Суперлиге за ХК «Липецк», где провел два сезона, а затем играл в хабаровском «Амуре». В сезоне 2000/01 перешел в «Нефтехимик» и сменил амплуа, перейдя в защитники. Выступал в Суперлиге за тольяттинскую «Ладу», ЦСКА, «Химик», СКА, «Авангард». В формате КХЛ играл за «Барыс» и «Автомобилист». Выступал в двух турнирах в составе сборной России — на Кубке «Ческа Пойиштовна-2005» и на Кубке РОСНО-2005.
Тренерскую карьеру Александр Титов начал в 2010 году. Сначала молодой тренер работал с юношеской командой московского «Сартака», затем был помощником главного тренера основной команды. В 2013-2015 годах тренировал команду юношей 1998 года рождения ЦСКА.
Женат, воспитывает четверых детей.
Контекст
«Буран» и «Динамо» начнут первый раунд плей-офф в Воронеже. Матчи пройдут в четверг и пятницу, 25 и 26 февраля. Затем 1/8 финала переедет в Балашиху, где команды сыграют 29 февраля и 1 марта. Если четырех матчей не хватит, чтобы выявить победителя, — серии длятся до четырех побед — то необходимые игры пройдут 4 марта в Воронеже, 6 марта в Подмосковье и 8 марта снова в Воронеже.