, Воронеж
  • 15796

Главный фтизиатр Воронежской области: «Манту можно мочить!»

Сергей Корниенко – о диагностике, пользе прививок и вреде флюорографии.
Главный фтизиатр Воронежской области: «Манту можно мочить!» Главный фтизиатр Воронежской области: «Манту можно мочить!»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Заболеваемость туберкулезом в Воронежской области достигла самого низкого показателя за 48 лет – в 2017 году в регионе заболело всего 483 человека. Такие цифры представил главный фтизиатр Воронежской области, главврач Воронежского областного клинического противотуберкулезного диспансера имени Похвисневой Сергей Корниенко на пресс-конференции в Доме журналистов в четверг, 15 марта. Обозреватель РИА «Воронеж» записала наиболее яркие высказывания специалиста.

О палочке Коха

– Не зря туберкулез занимает первые места по смертности среди инфекционных заболеваний. Палочка Коха мутирует каждый год. Сегодня она имеет сильно видоизмененную форму по сравнению с XX веком. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор никто не может сказать, почему, находясь 3 тыс. лет в гробнице фараона, палочка Коха живет, размножается, делится, существует без ничего вообще. Это очень устойчивая, хитрая и коварная бактерия. Если раньше, чтобы обезвредить палочку, на нее было достаточно брызнуть кипятком, то сегодня ее необходимо кипятить.

О флюорографии

– Будущее – за профилактической медициной. В Воронежской области один из самых высоких показателей раннего выявления туберкулеза. В 2017 году из 100 больных, у которых туберкулез выявлен впервые, у 81 человека он был обнаружен благодаря элементарному регулярному прохождению флюорографического обследования. А лечить туберкулез на ранней, доклинической, бессимптомной, незаразной, недеструктивной стадии гораздо проще, быстрее и дешевле.

Но в среднем по стране данный показатель составляет 67 человек. Это очень мало, этой проблемой надо заниматься.

Вообще, наша областная система флюоромониторинга – единственная в своем роде в России. Процентов 30 больных, у которых туберкулез выявляется на серьезной деструктивной стадии, – это люди, которые не проходили флюорографию три-пять лет. Туберкулезная инфекция хорошо вписывается в латинскую пословицу «Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo» – капля долбит камень не силой, а частотой падения. Болезнь можно предупредить не глубиной обследования, а частотой.

В приказе сказано проходить флюорографическое обследование раз в два года, но я всем рекомендую делать это раз в год, учитывая коварство палочки. Ничего с вами не случится, если раз в год вы будете делать флюорограмму. Потому что современная малодозовая цифровая флюорография – это два дня сидения за компьютером. Уточняю специально для тех, кто боится радиации.

2.jpg

О показателях заболеваемости

– С 1970 года, то есть за 48 лет, у нас в регионе достигнут самый низкий показатель заболеваемости населения – причем и среди постоянного населения, и с учетом особых категорий граждан, о которых я уже говорил. Показатель составляет 20,7% – это 483 человека. Для примера, в 1970 году было выявлено 1 тыс. 485 больных, в 1985-м – 1 тыс. 208. И так постепенно динамика дошла до современных цифр.

К великому сожалению, абсолютное большинство больных туберкулезом – наиболее трудоспособная часть населения, с 25 до 44 лет. По статистике, в России из общего количества больных туберкулезом 67% составляют мужчины, но в Воронежской области этот показатель выше: больных мужчин 73%.

О зонах риска

– В зоне риска – люди, состоящие на учете в нарко- и психдиспансерах, а также больные язвенной болезнью желудка, сахарным диабетом и другим. Не потому что палочка над ними летает, а потому что у них снижен иммунитет. 

Крайне важно прививаться от гриппа, долечивать ОРВИ, чтобы эти заболевания не вызвали осложнений и не могли перерасти в туберкулез.

О заразных местах

– Заразиться можно везде, где есть большое скопление людей и плохо проветриваемые помещения. Но в Воронежской области шансов заразиться в маршрутке или театре гораздо меньше, чем во всем ЦФО и в целом по стране.

Однако хочу также подчеркнуть: если вы едете в маршрутке, и туда заходит кашляющий человек и садится недалеко от вас, лучше просто выйти и пересесть на другой транспорт. К инстинкту самосохранения нужно прислушиваться. Тем более что на сегодняшний день невозможно доказать, возник туберкулез от заражения «вчерашнего дня» или инфекция была неактивна в организме на протяжении десятка лет и активизировалась из-за снижения иммунитета.

О подверженности детей туберкулезу

– Заболеваемость детей в Воронежской области в 3,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Если раньше у нас заболевало 50-60 детей, то в 2017 году заболело всего 17. Причем 90% из них – дети из неблагополучных семей, условия жизни в которых не оставляют ребенку шанса быть здоровым.

О манту

– Проба манту – процедура, которой уже 40 лет. Она дает понять, есть в организме палочка Коха или нет. Если папула красная, воспаленная, это говорит о напряженной ситуации, тогда ребенка ставят на учет. Мочить манту можно! А вот чесать не рекомендуется.

О новом способе проверки

– Российские ученые разработали новую диагностическую методику – диаскинтест. Она дает понять, активна ли палочка в организме. В чем разница: если раньше по манту из 100 детей мы были вынуждены 70 ставить на учет и выписывать им препарат «Изониазид», то сегодня мы даем лекарство трем-четырем детям. Потому что активная палочка у маленького процента.

Мамочки начитываются чего-то в интернете и запрещают делать детям манту, не дают проводить диаскинтест. Нам приходится тратить огромное количество драгоценного времени на то, чтобы доказать, что эти тесты абсолютно безвредны для организма, не наносят ему никакого ущерба. Это проверка организма, даже не прививка.

В этом году Воронежской области выделили 30 млн рублей на проведение диаскинтеста. Мы охватим всех детей. Такого нет ни в одном регионе страны. Но нам необходима ясная картина, чтобы понять, сколько детей инфицировано.

3.jpg

О детском корпусе тубдиспансера

– В ближайшие год-два начнется строительство хорошего детского корпуса. Тот корпус, который сегодня стоит на Ленинградской, мягко скажем, не подлежит даже обсуждению. Там дефицит площадей, отсутствие условий. Тем не менее персонал старается сделать все, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Три года назад по инициативе департамента здравоохранения мы сделали проект детского корпуса. Это будет современнейшее здание, которое мы поставим у нас в Тенистом, в лесной зоне. Сегодня площадь помещения, в котором находятся дети, вместе с поликлиникой и стационаром составляет 1,5 тыс. кв. м. А новый корпус будет 12,5 тыс. кв. м. Там будут рекреации, поликлиника, индивидуальные боксы с выходом как внутрь здания, так и на улицу, ведь тяжелобольные дети должны быть изолированы. Будут боксы с туалетом и душевой кабиной, в которых дети до семи лет смогут жить с мамами. В этом году министерство здравоохранения подало заявку в Минфин. Пока все идет как надо. Делаем все возможное, чтобы корпус появился.

О вакцине от туберкулеза

– Палочка мутирует каждый день. Невозможно предвидеть, как она модифицируется завтра. А смысл вакцины – как раз в предупреждении возможных изменений. Поэтому по определению создать вакцину против палочки Коха нереально. Вот изобрести какой-то мощный препарат, который будет более действенно бороться с бактерией, наверное, возможно. Исследования ведутся, но пока все они сводятся к тому, что нужно восстанавливать иммунитет.

Об укреплении иммунитета

– Иммунитет – совокупное понятие. Сильный иммунитет у человека, который ведет здоровый образ жизни и находится вне зоны всяких рисков. А все гадости, которые мы едим (газировка, чипсы, а также сигареты, которые мы курим) попадают в кишечник, где находится лимфоидная ткань. Лимфоциты – пограничники нашего здоровья, которые «съедают» все микробы. Поэтому если кишечник работает хорошо, в нем нет никаких вредностей, то организм человека справится с любой инфекцией.

Сейчас продают много разнообразных йогуртов, кефиров с бифидобактериями. Их обязательно нужно пить. В этих кисломолочных продуктах содержатся полезнейшие бифидобактерии, симбиоз которых в кишечнике способствует поддержанию сильного иммунитета.

О ситуации с туберкулезом в мире

– В странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. – РИА «Воронеж») ситуация с туберкулезом очень серьезная. Я несколько раз был в Китае, а недавно побывал в Южной Африке, в Дурбане и Кейптауне. Как врачу, мне жалко людей, которые там живут. Посудите сами, заболеваемость постоянного населения Воронежской области в 2018 году – 20,6 человека на 100 тыс. населения. В среднем в России – 48 человек. А в Дурбане – 900. Хотя там светит жаркое солнце, от которого бактерия должна гибнуть, условия жизни таковы, что люди не выздоравливают. Жить там опасно. Неслучайно наша российская модель фтизиатрии в ближайшие годы будет переноситься в медицинские системы этих стран. Потому что (говорю безо всякого пафоса) такого пристального, скрупулезного внимания к вопросам фтизиатрии, как в России, нет ни в какой другой стране.

О месте Воронежской области на туберкулезной карте

– Существует 86 интегральных показателей заболеваемости туберкулезом, по которым подводятся итоги, причем не вручную. Человеческий фактор исключен – все просчитывает компьютер. По результатам 2017 года Воронежская область занимает шестое место среди регионов России в ранге заболеваемости постоянного населения. Впереди нас – Белгородская область (они уже лет 30 серьезно занимаются туберкулезом), Орловская область (там тоже раньше, чем у нас, начали заниматься этой болезнью), Москва (ну это вообще не обсуждается, это столица, там все и должно быть прекрасно).

Существует понятие территориальной заболеваемости. Иногда снимают с поезда человека без сознания, в первую очередь его всегда везут в тубдиспансер. Мы выявляем у него туберкулез, а он, например, из Костромы. Но его болезнь «падает» на нас, потому что мы ее выявили, таков порядок. Поэтому, если рассматривать ранг вместе с бомжами, мигрантами, заключенными тюрем, мы находимся на 11-м месте. Но по постоянному населению – на шестом.

1.jpg

О стоимости лечения

– Лекарственно-чувствительный туберкулез лечится от шести месяцев до года и обходится государству в 25-35 тыс. рублей. Но есть так называемый туберкулез сложной лекарственной устойчивости – пациенты становятся невосприимчивыми к препаратам. Такой туберкулез лечится от двух до четырех лет, без гарантии полного выздоровления. И государству один год такого лечения обходится в 2 млн рублей.

О контроле принятия лекарств

– У нас работает система контролируемого лечения, которая прописана в международных стандартах. Это значит, что все больные принимают таблетки или инъекции только в присутствии медработника. Даже не говоря о стационаре. Больные, которые содержатся в стационаре, выходят гулять около трех часов дня. Иначе никак – они должны принять две порции таблеток: одну – утром, другую – после обеда, и только тогда могут выйти на прогулку.

Даже после выписки, если есть еще необходимость принимать препараты, больной либо сам приходит в поликлинику или ФАП, либо фельдшер приходит на дом к пациенту. Только тогда он получает лекарства.

Для лечения заключенных тюрем и пациентов, которые не могут покидать дома, в Воронеже работает три бригады медсестер, которые ездят по всему городу. На левом берегу каждый день бригада объезжает 45-54 человек, на правом берегу – 78.

Кроме лекарств раз в неделю в качестве поощрения пациент получает пищевой набор: консервы, сахар, крупы и другие продукты. Такая система работает. Нам надо, чтоб он выпил таблетки. Потому что если у него была устойчивость к шести препаратам и он прервет прием на срок от трех дней до двух недель, то устойчивость может развиться к семи. На три недели – к восьми.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: