Ирина Каминская, учитель математики, победитель воронежского областного конкурса «Учитель года – 2014»:
– Весной дистанционно я учила только 11-классников. С ними практически не возникало сложностей в плане посещаемости онлайн-занятий и самостоятельного выполнения заданий, впереди ведь у них был ЕГЭ. И к тому же со страшеклассниками достаточно легко технически наладить процесс. После первой паники и некоторого сумбура в СМИ, в школе и, главное, у себя в голове удалось остановиться, тщательно все обдумать и понять для себя несколько важных вещей. Например, что учебный процесс нельзя останавливать. Никакая пандемия не должна быть причиной того, что дети недополучат знаний.
Также нам всем было понятно, что учебный процесс должен происходить в общении и диалоге. Слышать нормальную человеческую речь, видеть спокойного учителя, понимать, что учеба идет своим чередом в начале карантина – это детям было даже важнее, чем решать задачки и готовиться к ЕГЭ. Поэтому я сразу решила, что доля онлайн-уроков будет у нас достаточно большой, и здесь важно было технически рационально организовать процесс.
Что же помогло нам всем? Во-первых, правильный выбор платформы для онлайн-уроков. Пока ничего лучше Zoom я для себя не нашла. Эта платформа интуитивно понятна, детей на конференцию можно приглашать по ссылке, есть функция демонстрации экрана и комментирования, можно отключать звук всем, кому сейчас не предоставили слово. Во-вторых, правильный выбор платформы для сбора и проверки домашнего задания и самостоятельной работы. Я остановилась на Google-формах. Там можно организовать автоматическую проверку тестов и это очень хорошо экономит время. Кроме того, в этих же формах можно предусмотреть загрузку детьми фотографий и любых других файлов (Word, pdf и так далее). В результате все детские ответы и работы по данному заданию группируются в одной таблице, что гарантирует, что никакая работа не будет потеряна и не проверена.
В-третьих, важна правильная организация обратной связи. Присланные работы надо проверить и отослать детям обратно. Мне удобнее всего оказался, возможно, не самый удобный способ: я пользовалась программами работы со скриншотами (Lightshot, например, или скриншоты на «Яндекс.Диске»). Эти программы позволяют, выделив фрагмент работы с ошибкой, подчеркнуть, исправить и прокомментировать ее. Затем этот скриншот отправляется ребенку любым удобным способом – электронной почтой, в соцсетях, мессенджерах.
В-четвертых, не надо забывать про правильные установки детям. Очень удачным было договориться с детьми на берегу о правилах игры: входить в конференцию Zoom под своим именем (иначе ученик не допускается в конференцию), пользоваться инструментами комментирования только по делу (иначе – удаление), сдавать задания вовремя (хорошо регулируется настройками в самих Google-формах), присылать задания в нужном формате (тоже можно автоматически выставить это требование). Главное – пару раз показать детям, что для вас эти правила важны и вы четко следите за их выполнением. И последнее: необходима правильная организация собственного жизненного уклада. Нужно понимать, что привычные действия, перенесенные в дистанционный формат, требуют большего времени. Значит, чем-то нужно пожертвовать. И это не должны быть сон, еда или движение. Поверьте, лучше не проверить одно домашнее задание, чем не выйти хотя бы раз в день на воздух. Если позволять себе иногда маленькие радости и послабления, то можно нормально пережить дистанционное обучение.
Наталья Матвеенко, учитель истории школы №1 Острогожска, член Общественной палаты Воронежской области:
– Самое главное – это настрой. Атмосфера уверенности у всех участников образовательного процесса, что у нас все получится. Если весной на дистанционке было много эмоций из-за непонимания ситуации, то сейчас, если будет снова переход на дистант, уверена, будет намного меньше истерии. Нам всем надо понимать, что дистанционка – это временное явление, помнить пословицу «Нет худа без добра» и использовать дистант как возможность развития навыков самостоятельной работы. Дистанционка позволяет изучить больше источников по предмету. Конечно, это ни в коем разе не заменяет живое общение с учителем, но то, что дистанционка открыла новые горизонты в обучении, несомненно. На личном опыте могу посоветовать коллегам проводить индивидуальные онлайн-консультации для учеников, которые что-то не поняли или которым, наоборот, нужны более глубокие знания по предмету.
Коллегам-историкам могу порекомендовать давать ученикам ссылки на обучающие фильмы на YouTube, только здесь нужно предварительно педагогам самим отсматривать материал, изучив качество. Я гуманитарий, и мне этих инструментов на дистанционке весной хватило, а вот коллеги, преподающие точные науки, использовали больше платформ. Например, учитель математики Татьяна Трофименко применила в работе интерактивные рабочие тетради, которые бесплатно предлагает одна онлайн-школа. Такие тетради работают с любого устройства: компьютера, планшета или смартфона с минимальным интернетом. Для учеников разработан мобильный интерфейс. Содержание интерактивных рабочих тетрадей максимально приближено к учебникам и рабочим программам. И если даже в списке учебников и пособий не оказывается того, по которому вы ведете преподавание, то большая база предложенных заданий позволяет выбрать те задания, отработку которых вы планировали. Одним из преимуществ тетради является защита от списывания, так как генерируется при необходимости уникальный вариант для каждого ученика. Нельзя скопировать текст задания и найти ответ в интернете. Можно ограничивать время на задания, чтобы ученики не успевали списать.
Анна Панфилова, учитель русского языка и литературы школы №102 Воронежа:
– Дистант ворвался в нашу размеренную школьную жизнь весной, но споры о его эффективности и перспективах не прекращаются до сегодняшнего дня. Для себя я выделила несколько правил дистанционной работы, которые помогли значительно облегчить процесс обучения и моим ученикам, и мне самой. В целом, такие элементы урока, как постановка проблемы, определение целей и задач, достаточно легко реализуются и на онлайн-уроке. Сложнее предугадать время, за которое вы пройдете с детьми определенные шаги на занятии из-за острой зависимости от работы техники. Примерно 20 минут я тратила на объяснение материала в процессе работы с учебником и около 20 минут на практическую часть. Для практических заданий я старалась использовать меньше платформ из-за частых сбоев. Тем не менее некоторые из них помогли выработать определенную систему. В нашей школе, например, уже два года образовательный процесс, помимо традиционных средств, реализуется и с помощью платформы «ЯКласс», поэтому организовать работу детей с этим образовательным ресурсом мне было гораздо проще, чем многим коллегам.
Эффективными на дистанционке будут разноуровневые задания: ребята могут самостоятельно оценить свои возможности и выбрать упражнения, соответствующие возможностям.
После объявления двухнедельных школьных каникул как семьи учеников, так и учителя заговорили о том, что с учетом эпидситуации отдых может плавно перейти в дистанционку. Мало кого радует эта мысль, но большинство педагогов сходятся во мнении, что если снова будет дистант, то такого хаоса, как было весной, уже опасаться не стоит. Опыт, полученный в апреле и мае, позволит более грамотно проводить обучение вне школьных стен. Как это сделать, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали педагоги общего и дополнительного образования.
На дистанционном обучении я советую создавать чек-листы, тетради, алгоритмы решений, памятки для ребят с возможностью самостоятельного поиска информации. Подобный вид работы организовывает ребят, учит их самостоятельности, помогает оценить собственные возможности, заинтересовывает. Я предлагаю различные источники информации для выполнения заданий. Найти их все можно, сканируя QR-коды на рабочих материалах, которые отправляю классу перед занятием. Таким образом дети учатся дифференцировать информацию и выходить за рамки учебника в поиске новых знаний.
Нам всем, конечно же, комфортнее получать новые знания, находясь в школе. Образовательная среда играет большую роль. Но в сложившихся условиях мы должны помнить, что очень важно подкреплять в детях интерес к знаниям и помогать им идти к успеху любыми способами.
Надежда Рукина, учитель истории и обществознания школы №75 Воронежа:
– Весной у всех нас был первый опыт дистанционного обучения, и я уверена: если подобная практика повторится, то гораздо легче будет и детям, и учителям, и родителям. Я изучила много разных платформ, но удобнее всего оказались Zoom и «ВКонтакте». Zoom удобен в случае, когда нужно провести трансляцию для небольшой группы. Не у всех детей есть техническая возможность заниматься в режиме прямого эфира, и здесь на помощь приходит социальная сеть. С каждым классом во «ВКонтакте» были созданы отдельные беседы. Я преподаю в восьми классах, и у меня было, соответственно, было восемь чатов. Я туда отправляла записи видеоуроков, аудиосообщения с пояснениями, тесты для выполнения, различные ссылки, а дети, в свою очередь, присылали свои работы.
Мои личные наблюдения: дети сейчас не готовы дистанционно заниматься, и учителю важно подготовить учеников, чтобы они как можно менее болезненно перешли от очной формы к дистанционной. Подробно объяснить, как будут проходить обучение, общение с педагогом, проверка знаний.
На мой взгляд, за дистанционным обучением будущее. Можно много говорить об этом, спорить и ругать такой способ образования, но надо понимать, что время не стоит на месте и мы должны идти в ногу с ним. Время диктует свои условия.
Евгений Древаль, учитель немецкого языка школы №75 Воронежа, победитель воронежского областного конкурса «Учитель года – 2012»:
– Как и многие, для дистанционного преподавания я использую Zoom, но платную версию. Ни одна учебная платформа с готовыми заданиями мне не подошла. Во-первых, необходима регистрация каждого ученика по электронной почте, что усложняет процесс. А во-вторых, я не люблю использовать чужие разработки, ведь каждый ученик требует индивидуального подхода. Потому шаблоны в этом деле неэффективны.