Гендиректор воронежского «Факела»: «Мы выправим ситуацию в турнирной таблице»

, Воронеж, текст — , фото — Андрей Архипов
  • 12112
Гендиректор воронежского «Факела»: «Мы выправим ситуацию в турнирной таблице» Гендиректор воронежского «Факела»: «Мы выправим ситуацию в турнирной таблице»
Роман Асхабадзе объяснил причины неудачного старта сезона.

«Факел» примет «Динамо-Брянск» в 13-м туре первенства Олимп-ФНЛ в воскресенье, 4 октября. Неудачный стартовый отрезок в исполнении команды вызвал критику болельщиков и специалистов. Генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе объяснил, почему изначально считал ожидания общественности завышенными, рассказал, почему не может быть в полной мере довольным селекционной работой, и поделился планами по развитию молодежного футбола.

«Никаких сумасшедших контрактов у нас нет»

– В межсезонье «Факел» впервые за много лет сохранил костяк команды и усилился заметными по меркам ФНЛ игроками. Почему результат не соответствует этой работе?

– У нас действительно были хорошие условия для подготовки. Но идеальными я их назвать не могу. В том числе потому, что наш домашний стадион должен выглядеть по-другому. Мы должны иметь возможность хотя бы предыгровые тренировки проводить на нормальной арене. Но поле не соответствует необходимому уровню. И мы вынуждены лишний раз его не трогать. В остальном же мы нормально провели предсезонку. Но нынешним положением в турнирной таблице мы, естественно, недовольны. Понимаем, что не до конца закрыты некоторые позиции, которые требуют усиления. Также нас преследует череда постоянных травм. Причем эти повреждения игроков не зависят от физической готовности команды. Мы уже на старте сезона лишились хорошего нападающего и крайнего защитника (у обоих – разрыв крестообразных связок коленей), до этого надолго выбыл Дмитрий Коробов, получивший уже вторую травму в текущем сезоне, также долго не мог тренироваться и играть из травмы Михаил Петрусев, выбыл из строя Михаил Смирнов. Мы были очень довольны, что договорились с Николаем Зайцевым, но он решил завершить карьеру по личным обстоятельствам. Такого вала травм за долгие годы в футболе трудно припомнить.

Асхабадзе Факел Воронеж

– Но Зайцев ушел еще перед стартом сезона, время на подписание нового защитника было. И остается по сей день.

– Да, но оптимальных по соотношению «цена-качество» кандидатур уже не было. Кроме того, у нас сменился главный тренер, а у него свои требования к игрокам этой позиции. Мы не уходим с рынка, мы ведем работу. И будем вытаскивать команду с того места, где она находится, используя те возможности, которые у нас есть, в чем нет никаких сомнений.

– То есть вы не считаете, что «Факел» можно было летом назвать теневым фаворитом ФНЛ?

– Ни в коем случае! Да, мы привлекли новых футболистов в рамках наших возможностей. Но они далеки от того, что нам приписывают некоторые эксперты. Никаких сумасшедших контрактов у нас нет. В прошлом году ниже бюджет был лишь у «Текстильщика», посмотрите официальный отчет РФС. Просто получилась случайная пиар-кампания, которая была вызвана нашей активностью на трансферном рынке. Мы первыми начали селекционную работу не потому, что у нас много денег. Мы сделали это, понимая, что мы должны быть более оперативными, пока другие клубы только раскачиваются. В условиях пандемии и финансовой нестабильности футболисты охотно отвечали на наши предложения, а прожди мы, они бы выбрали более выгодные варианты продолжения карьеры. Наши возможности по сравнению с предыдущим сезоном не изменились.

– Это выглядит как опасение не оправдать ожиданий.

– Нет, я просто понимал, что нам будет тяжело. Мы сохранили костяк, но пришли новички, которым нужно сыграться со «старожилами». И вы еще как человек, наблюдающий за клубом со стороны, не понимаете, что у нас только сейчас появилось достаточно времени на то, чтобы полноценно заниматься первой командой. А за лето, между прочим, впервые в истории мы открыли профессиональную академию «Факела» в регионе, в которой на данный момент уже занимаются порядка 110 детей по разным возрастным группам. Кроме того, также впервые в современной истории клуба молодежная команда «Факела» была заявлена во второй дивизион. На всю эту работу у сотрудников клуба ушло очень много энергии и времени. Мы пытаемся развивать «Факел» системно и смотрим на всю структуру целиком. Но для большей части общественности единственным критерием оценки нашей работы являются результаты первой команды. Это нормально. Главное, чтобы нас перестали преследовать травмы. Обратите внимание: как только у нас начинает что-то получаться, мы теряем важного игрока. Выиграли у «Чертаново» – вылетели Коробов, Дмитриев, Смирнов. Это не отговорки, это факты.

– Вы понимали, какой футбол хотел привить команде Владимир Бесчастных?

– Да, понимал. Мы уверенно обыграли «Акрон» в первом туре. В первом тайме с «Краснодаром-2» создали множество моментов, полностью переиграв соперника. Потом начались неоправданные желтые карточки нашим игрокам, которые привели к удалению. С «Велесом», с «Чайкой» мы тоже играли здорово. Не хватило только реализации. Если бы мы забили половину из того, что могли, у соперника не было бы шансов. Это в какой-то мере отсутствие фортуны. Если бы не забивали только молодые игроки, я бы признал, что им не хватает мастерства. Но промахивались и опытные ребята. Так что у меня нет претензий к Бесчастных. Мы тепло расстались, все видели, как он переживает за результат. Но в футболе определяющим критерием является результат, и когда у команды что-то не идет, необходимы изменения.

– А у меня есть ощущение, что у него не было плана Б. Я вам говорил в прошлом году, что некоторые из футболистов жаловались на нехватку теоретической подготовки.

– У каждого тренера разный подход к работе. Вы оперируете мнением кого-то из футболистов, этого нельзя делать. Обратите внимание: всегда, когда в команду приходит новый тренер, игроки говорят, что что-то улучшилось. Что стало больше интересных упражнений, больше тактических нюансов. Мол, вот теперь мы попрем. Это избитая история. На это вообще не стоит обращать внимания. Все всегда отрабатывается, просто каждый специалист по-разному видит тренировочный процесс. И всегда кто-то из футболистов скажет, что надо все делать иначе. И вообще, что такое план Б, о котором вы говорите?

– Смена схемы по ходу игры, например. У Василенко мы уже увидели и 4-4-2, пусть и вынужденно, из-за травм центральных хавбеков, и 4-3-3 с «ложной девяткой».

– Если тренер верит в одну схему и целенаправленно ее наигрывает – это его дело, его зона ответственности. Я могу задавать вопросы, но я не имею права влиять на эту работу. На летних сборах Бесчастных пытался предусмотреть игру с тремя центральными защитниками. Но как только Зайцев ушел, эти планы рухнули. У нас просто не хватает кадров. И я не знаю успешных тренеров, которые в каждой игре меняют расстановку. Можно выбрать 4-4-2, можно 4-3-3, но у каждого тренера остается одно и то же зерно, варьируются лишь нюансы.

Асхабадзе директор Факела Воронеж

«Футбольная инфраструктура должна управляться клубом»

– Оцените комплектование команды. Мы уже обговорили, что повреждения многое поменяли, но еще перед началом сезона бросалось в глаза, что у Никиты Дроздова нет равнозначного конкурента.

– Я как гендиректор оценю эту работу на «четыре с плюсом». Летом вопрос о конкуренте Дроздову не стоял. Потому что у нас был Зайцев, и мы также рассматривали Брызгалова как игрока центра поля, он половину карьеры отыграл «опорником». Держали в голове и то, что Дмитриев имел солидный опыт выступлений на этой позиции. Но ушел Зайцев, и Брызгалов вернулся в центр защиты, а Дмитриев и Коробов получили травмы. Теперь мы подписали контракт с Наилем Замалиевым и у Дроздова появился конкурент. А проблему в центре обороны будем решать. Подчеркну лишний раз: это не недоработка, это форс-мажор, который не позволил нам полностью собрать пазл.

– От «Факела» высокие ожидания еще и потому, что в команде есть бывшие игроки топ-клубов РПЛ. И именно они пока вызывают больше всего нареканий у болельщиков.

– Я не буду обсуждать персоналии. Только скажу, что игрока сажают в запас, когда у него спад. Ему дают время привести себя в порядок, поддерживают, помогают набрать форму. У нас этой возможности нет на данный момент из-за большого количества травм.

– Просто я думаю, что эти игроки прошли пик своей карьеры. А значит, они не голодны, как Андрей Никитин, который ошибается, но самоотдачей вызывает огромную симпатию.

– У нас все голодны. Все хотят и все переживают. А критика обусловлена не только ошибками опытных ребят, но и ожиданиями. Раз они играли в Премьер-лиге, то сейчас должны блистать. Но это не так. Сейчас они в «Факеле», они футболисты уровня ФНЛ. И требования ко всем игрокам у нас одинаковые. А ошибиться может любой. Оценивать надо не имена, а реальные дела, факты.

– Влияют ли футбольные агенты на селекционную политику клуба?

– Нет. Комплектованием команды занимается клуб, его сотрудники. Точку в вопросе подписания игрока ставит тренер. В футбольном мире есть посредники, которые работают с клубами. Они предлагают футболистов, а клубы либо оказываются заинтересованными в них, либо нет. Вы можете назвать мне фамилии десятка агентов, и я вам честно скажу, что я со всеми в хороших отношениях. Но мы не отдаем комплектацию им на откуп. Постановка данного вопроса в принципе некорректна. У нас есть спортивный департамент клуба, который и занимается работой на трансферном рынке.

– Теперь у «Факела» есть спортивный директор. Кирилл Котов, так?

– Да. Это произошло совсем недавно. Вы же еще год назад в одном из своих интервью говорили, что клубу необходимо развивать штат сотрудников по разным направлениям. И это правильно, я не могу закрывать столь огромный фронт работы один.

– Хорошо, но где новость об этом назначении на официальном сайте?

– Нам нужно было выложить отдельную новость? Мы всей команде и сотрудникам клуба представили его, этого вполне достаточно. Я не вижу в этом проблемы. Вы, как журналист, ищете подвох, а его нет.

– Если вы не объявляете о новости, ваши оппоненты преподнесут ее сами в выгодном для себя свете.

– Согласен, но что бы мы ни подали с каким угодно позитивом, нас все равно оценят по сиюминутному результату первой команды. А это последний рывок, который является самым трудным. Только активные болельщики видят, что мы за год сделали то, чего не делали здесь десятилетиями, – создали профессиональную футбольную структуру. Знаете, у нас еще появился старший специалист по коммерческим вопросам. Он нужен, чтобы помогать клубу вести свою деятельность, зарабатывать. То же самое со спортивным директором. Если команда укомплектована на условные 80%, это не значит, что такой сотрудник клубу не нужен. «Факел» должен быть системой, в которой идет мощная работа по всем направлениям. Для этого нужны люди. И спортивный директор будет заниматься не только первой командой, он будет вести игроков «молодежки», работать с академией. Это и есть развитие клубной вертикали. Еще одна позитивная новость – готовящаяся реконструкция стадиона «Факел».

футбол Воронеж Асхабадзе

– Его реконструирует область, а не клуб.

– А кто лоббировал этот вопрос? Может, кто-то говорил властям: «Вот бы нам стадион». Но разве была конкретика? Мы объехали весь город, проанализировали разные места и объекты. Мы объяснили, чем локация на улице Маршака лучше других. Этот объект принадлежит области, там можно сделать широкую парковку, мы рассказали все это на заседании наблюдательного совета. Затем участвовали в подготовке технического задания. Кто-то раньше это делал?

– Убедили. Как должен управляться стадион «Факел»? Он будет принадлежать тому же акционерному обществу, которое владело базой в Тенистом. Вы лучше меня знаете, в каком она состоянии.

– Я не готов углубляться в юридические дебри. Футбольная инфраструктура должна управляться клубом, то есть профессионалами в этой области. Подчеркну, что клуб не сможет сам полностью содержать арену, это невозможно в сегодняшних реалиях. Во всех регионах так. Содержание арены, по крайней мере, на первых порах, хотя бы частично, должно лежать на плечах собственника, то есть Воронежской области. Но наша задача сделать так, чтобы арена со временем стала генерировать деньги. И мы знаем, как это сделать.

«Фан-шоп уже принес нам более полумиллиона рублей»

– Я очень рад открытию клубной академии. Но часто слышу, что вы сделали это, потому что на то была воля губернатора.

– Так мы еще во время первых разговоров с Александром Викторовичем Гусевым говорили про это. Я именно поэтому и согласился работать здесь – я увидел, что руководство региона заинтересовано в долгосрочном проекте. Губернатор сразу сказал, что ему нужны не только результаты первой команды, он ставил перед нами задачу развивать и молодежный футбол. Еще мы говорили о том, что клуб должен стремиться зарабатывать самостоятельно. Выручка от работы фан-шопа уже составила порядка полумиллиона рублей за два месяца.

– А сколько потратили на его открытие?

– Мало, но я сейчас не готов назвать точные цифры. Тысяч 200 стоил ремонт помещения, потом была закупка всей атрибутики, которую мы реализовывали. Да, сотрудники клуба сомневались, что это будет прибыльно. Но я их не слушаю, я привык им доказывать обратное. А с появлением большого фан-шопа на стадионе «Факел» мы будем зарабатывать немалые деньги. Спрос есть. Это единственный профессиональный клуб в регионе, у него есть история и лояльная аудитория. Конечно, немало людей хотят атрибутику «Факела». И наш технический спонсор заинтересован в том, чтобы его продукция была представлена в магазине. Вы можете посмотреть на все это прямо в наших соцсетях со всеми ценниками. Мы купили оборудование, которое позволит нам набивать на футболки фамилии болельщиков и желаемые ими номера.

– Это очень круто, но где вся эта аудитория? На стадион можно пускать 2130 зрителей, а на последних трех матчах, согласно официальным протоколам, не было и двух тысяч болельщиков.

– Вы видите, на каком месте мы в турнирной таблице. И видите, в каком состоянии сиденья и многое другое на Центральном стадионе профсоюзов.

– Даже на эти сиденья с подстиланием газеток пять лет назад шли семь-восемь тысяч зрителей.

– Да, а потом с каждым годом клуб падал все ниже, а стадион ветшал. Движение шло вниз, а не вверх. А потенциал огромный, на первый матч сезона мы получили больше 4 тыс. заявок. Четыре матча в этом сезоне у нас солд-аут.

– Вы сказали, что возможности клуба не изменились. Но были же выделены дополнительные 30 млн рублей. И у меня есть информация, что в объявленном бюджете суммой в 260 млн рублей не учтены бюджетные деньги, которые Центр спортивной подготовки не заводит в клуб, напрямую оплачивая выезды команды и экипировку.

– Частично эти средства учтены. А 30 млн рублей пойдут на развитие молодежного спорта. Спасибо за это губернатору, который четко ставил задачи с самого начала. Эти дополнительные деньги пойдут на вертикаль из восьми возрастов клубной академии, тренеров, выезды ребят на соревнования, их питание, питание «молодежки», экипировку, медицинский штаб, который работает с детьми, инвентарь. Еще мы оплачиваем обучение наших тренеров, это серьезные средства.

– Почему на контрактах в «Факеле-М» только пять игроков? У ребят и так мизерные зарплаты.

– Остальные этого еще не заслужили. И речь не о зарплатах. Первый профессиональный контракт влечет за собой выплату компенсаций спортшколе за воспитание игрока. Мы это делаем второй год подряд. В этом году мы подписали Дениса Шепилова. Выплатили его школе около 400 тыс. рублей. Это уже серьезная сумма, правда? Мы тем самым даем молодым игрокам путевку в жизнь, потому что другие клубы могут и не рискнуть вложить такие деньги в юного футболиста. Так что первый контракт надо заработать, надо доказать, что ты достоин этих инвестиций. Нет никакого смысла подписывать всех. Давайте начистоту: половина ребят не вылезет со своего нынешнего уровня, в большом футболе выживут только сильнейшие. А после этого сезона, я уверен, мы получим одного футболиста, который будет готов полноценно конкурировать за место в основном составе первой команды без скидки на прописку. Я на результаты «Факела-М» не смотрю, я оцениваю самоотдачу, которая пока меня очень радует, и индивидуальный прогресс игроков.

– Была ли возможность усилить «Факел-М» игроками «молодежек» клубов РПЛ, у которых есть воронежские корни?

– Была. Но мы сразу озвучили, что дадим шанс ребятам, которые играли на КФК. Мой опыт говорит, что надо позволить пацанам «обстучаться» самим, без помощи извне. Через шесть месяцев или год мы можем попробовать точечно подписать кого-то, вернуть в родной город. Мы уже вели переговоры с некоторыми футболистами, но они, тренируясь в академиях топ-клубов, тогда сомневались, что все будет, как мы обещали. Проект ведь только зарождался. А теперь парни видят, что «Факел-М» ездит по стране, бьется. К нам присмотрелись.

– Год назад вы говорили, что клуб должен иметь не словесные, а документально заверенные финансовые гарантии. Теперь это есть?

– Да, спасибо за это и правительству области, и нашему основному партнеру – «ТНС Энерго». Есть график платежей, который полностью исполняется. Мы обрели ту стабильность, которую хотели. Теперь будем работать над тем, чтобы клуб прирастал и спонсорами поменьше. Чем больше у «Факела» партнеров, тем лучше. А первая команда должна обрести стабильность в результатах. На данный момент это сложнее всего, это последний рывок после всей работы по созданию клубной структуры. Но мы этот рывок сделаем.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: