Персональная выставка воронежского странствующего художника и поэта Валерия Исаянца «Орфей причаливает в ад» открылась в галерее «Х.Л.А.М.» в среду, 8 февраля. Вместе с галеристом Алексеем Горбуновым корреспонденты РИА «Воронеж» нашли три причины, по которым эту экспозицию нельзя пропустить.
Аутсайдер в искусстве и жизни
Валерий Исаянц родился в Воронеже в 1945 году, окончил филологический факультет ВГУ. В конце 70-х в Ереване вышел маленький сборник стихов Исаянца под редакцией Арсения Тарковского. Творчество Исаянца высоко оценила писательница Анастасия Цветаева (сестра Марины Цветаевой). Она посвятила дружбе с молодым поэтом из Воронежа книгу воспоминаний «История одного путешествия». За этим последовали годы забвения – творчество Исаянца не вписывалось в стандарты советской литературы, в Воронеже за ним закрепилась слава городского сумасшедшего. Исаянц выпал и из социума – лишился квартиры, жил на пенсию по инвалидности. С 90-х годов художник и поэт странствовал в электричках по центру России, в теплое время года жил в лесах Дубовки. По сей день Валерий Исаянц не имеет постоянного места жительства.
Художественное творчество Исаянца часто причисляют к «наивному искусству», но это, по мнению эксперта, не вполне корректно.
– Наивный художник – это, грубо говоря, пенсионер, который не может рисовать иначе и поэтому рисует максимально просто. Но Валерий – человек не наивный. Маргинальный, потому что так сложилась его судьба, и поэтому аутсайдерский. Несмотря на то, что его бывает сложно понять, в его словах нет ничего маниакального. Он придает значение самим словам и порядку слов, орфографии и пунктуации. Пока мы записывали комментарии к картинам, он постоянно поправлял меня. Это его мир, но не фантазийный, это мир настоящего большого художника, очень поэтичный и своеобразный, – объяснил Алексей Горбунов.
Экспозиция в галерее «Х.Л.А.М.» – первая выставка Валерия Исаянца в родном Воронеже.
Уникальное видение мира
Многие работы Валерия Исаянца посвящены Воронежу, событиям, которые происходят в настоящее время, известным людям. При этом реальное на его рисунках сочетается с фантастическим. Так, один из рисунков изображает предполагаемый кадр из экранизации выдуманной пьесы «Фотограф», главную роль в которой – фотокорреспондента Соединенных Штатов – должен исполнять Арнольд Шварценеггер. На другом рисунке – известный писатель-натуралист Леонид Семаго, который по мнению Исаянца является председателем Комитета Охраны Мира. Художник постоянно обращается к теме пацифизма, кроме Комитета на его работах присутствует Федеральный Совет Мира, для которого Исаянц нарисовал символ – летящую перепелку, чем-то отсылающую к знаменитой «Голубке» Пикассо. На работах Исаянца возникают дирижабли, очищающие загрязненную атмосферу, космические ракеты с видимым «количеством энергии», дрессировщик Анатолий Дуров в окружении несуществующих животных на арене цирка.
– Валерий не любит говорить, что кто-то умер. Он часто повторяет: «Нет-нет, и появился, зачем мне этот иллюзион?». Он фонтанирует огромным количеством имен, награждает всех титулами, званиями. Когда воронежский фотограф Константин Добровицкий делал фоторепортаж о его жизни в лесу, Валерий потом рассказывал, что к нему приезжал внук Тарковского, – рассказал Алексей Горбунов. – При очевидном сумасшествии Исаянц – абсолютно счастливый человек. Его главный посыл – это радость жизни.
«Орфей причаливает в ад» – единственная картина в экспозиции, не вызывающая улыбку, как остальные работы. «Захламленный берег, и меня к этому берегу прибивает. Так и приплыл в ад», – сообщает художник в комментарии к работе, созданной в поселке Рыбачий в 1992 году, когда он лишился последнего крова над головой.
Постоянное созидание
Несмотря на маргинальный образ жизни, Валерий Исаянц не перестает творить. Новые рисунки он приносит в галерею «Х.Л.А.М.», а стихотворения – в воронежский клуб поэтов «Лик». Все представленные на выставке произведения – работы последних лет.
Для создания рисунков Валерия Исаянц использует фломастеры, шариковые ручки, бумагу, картон и лак. Художник вспоминает, что раньше фломастеры были очень дорогими, их приходилось заказывать из западных стран. Сегодня это, наоборот, один из самых доступных материалов для художника.
– Сейчас стихи не пишу – жду весны. Она не только вдохновение, но, может быть, и жизнь принесет, – поделился Валерий Исаянц.
Картины же Валерий Исаянц создает в любое время года – и говорит, что «известной генетикам закономерности на счет рождения картин не существует».
Выставка «Орфей причаливает в ад» будет работать в «Х.Л.А.М.е» до 2 марта. Вход свободный. Галерея открыта ежедневно с 16:00 до 20:00.
Во время работы выставки в галерее будет стоять ящик для сбор пожертвований в пользу художника.