Поздравления от президента Владимира Путина получат более 45 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла в Воронежской области. Конверты с изображением ордена Отечественной войны и знамени 150-й стрелковой Идрицко-Берлинской ордена Кутузова дивизии сотрудники «Почты России» передают адресатам лично в руки. Журналисты РИА «Воронеж» вместе с почтальонами побывали в гостях у ветерана Петра Крохи, у которого в ящике стола скопилось немало поздравительных посланий от главы государства. Сколько точно – Петр Петрович не знает, но утверждает, что каждое – особенное.
– Я понимаю, что это не Владимир Владимирович каждое письмо подписывал, иначе ему пришлось бы неделями не спать, чтобы всем подписать, а огромная команда над этим работала. Но я всегда жду поздравление от имени Верховного Главнокомандующего, это ж письмо из Кремля! – аккуратно открывая поздравление, поделился ветеран.
Петр Петрович из тех людей, про которых пишут книги и снимают фильмы: был героем на войне и продолжил им быть в мирное время. У него две боевые медали «За отвагу», орден Трудового Красного Знамени и много других наград.
Петр Кроха родился недалеко от Киева в деревне на берегу Днепра. С 10 лет работал в колхозе, смышленому мальчишке доверяли «взрослые» поручения. Когда началась война, ему было 14 лет. Старшие братья сразу ушли на фронт, а младший, Петя, остался при матери и сестрах. Когда в дом начали по очереди приходить похоронки на братьев и мужей сестер, Петр решил, что нечего ему прятаться за женской юбкой.
– Мама горько плакала, говорила, что не пустит меня никуда, что меня тоже война заберет. Мне ее жалко было, аж дыхание перехватывало, когда ее слезы видел, но что делать было? Немцы нашу деревню спалили, братьев убили, а мне что оставалось – только идти и бить их. Я тайно из дома убежал. В лесу вышел на наших, это действующая армия была, передний край. Командир меня к себе взял. Мне хоть тогда и 17 лет еще не было, но по уму я давно взрослым был. Через пару месяцев я уже командиром миномета числился – конечно, сначала меня обучали, я экзамены сдал, и только потом оружие доверили, – вспоминает Петр Петрович.
Первый бой Петр Кроха принял в ноябре 1943 года в Киеве. Говорит, страшно было, но и одновременно радостно от понимания, что враги уходят из родного города. За освобождение Киева Петр получил свою первую медаль «За отвагу».
Потом были бои на территории Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. Победу 18-летний Петр встретил в Австрии. После войны несколько лет служил на Северном флоте. После демобилизации вернулся в родной Киев, окончил общеобразовательную школу и поступил в автомобильно-дорожный институт. Во время учебы Петр встретил свою единственную – Валентину.
– Она на год раньше меня институт закончила, и ее в Воронеж распределили. Я от нее решил не отделяться и приехал в Воронеж преддипломную практику писать. Меня здесь так хорошо на предприятии приняли, что мы с Валей решили: останемся жить в Воронеже. Супруга моя в Воронежском государственном лесотехническом университете работала, уважаемым человеком была, доктором технических наук. Мы с Валей 53 года вместе прожили. А потом она заболела и умерла. Я уже 10 лет как один живу, – говорит Петр Кроха.
В карьере Петр Петрович от супруги не отставал. Вся его трудовая жизнь была неразрывно связана с автомобильными предприятиями Воронежской области. Там он проработал 40 лет, из них 33 года – на руководящих должностях. В 1967 году Петр Кроха разработал и внедрил проект по перевозке силикатного кирпича, позволяющий доставлять его целым.
– До того момента силикатный кирпич перевозился навалом, как придется. А дороги у нас тогда какие были – все в ямах. Поэтому при транспортировке терялось до 30% кирпича. Кирпичи теряли форму, а часть вообще превращалась в щебень. А это же какие убытки для страны, – заметил Петр Кроха.
Петр Петрович вместе с командой разработал систему пакетной перевозки кирпича без боя. Этот метод до сих пор применяется, все строители России и бывших стран СССР называют его «воронежский способ» или «метод Крохи».
Сейчас Петр Петрович с трудом передвигается с тростью по дому. Но говорит, что соберет силы и обязательно выйдет из дома 9 мая.
– Сяду в кресло у подъезда, буду свежим воздухом дышать, птиц слушать, смех людской, жену вспоминать. С сыном и внучкой по телефону поговорю, может, коллеги ко мне в гости заскочат. А что мне еще для счастья сейчас надо? Главное, чтобы мирное небо у нас над головой всегда было, вот это главное, ребята. Не дай вам Бог узнать, что такое война!