Публичные слушания по развитию транспортной инфраструктуры Воронежа до 2020 года прошли в Доме архитектора в понедельник, 11 декабря. И.о. руководителя управления дорожного хозяйства города Олег Котов представил горожанам концепции строительства новых автодорог и мостов и реконструкции существующих магистралей. Но основная масса жителей пришла на слушания, чтобы высказаться против идеи строительства автодороги через Нагорную дубраву. Какие концепции представили на слушаниях и почему воронежцы забраковали программу – в материале РИА «Воронеж».
Предложения властей
– Сложилась ситуация, при которой существующие улицы и дороги не справляются с пропускной способностью, и в час пик образуются километровые пробки в различных направлениях города. С учетом перспективного развития городских территорий, а именно микрорайона Шилово, района жилой застройки «Озерки», микрорайона Подгорное, поселков Ямное и Отрадное, нагрузка на улично-дорожную сеть выросла в разыОлег Котов
И.о. руководителя управления дорожного хозяйства Воронежа
План мероприятий по улучшению транспортной инфраструктуры разбили на три этапа. Работы на первом этапе планируется завершить до 2020 года. Среди первоочередных задач – устройство дублера Московского проспекта от улицы Владимира Невского до улицы Кольцовской путем реконструкции улиц 60-й Армии, Солнечной и Свободы. На этом же этапе выделили строительство транспортной развязки на пересечении улицы Остужева и Ленинского проспекта. По словам Олега Котова, проект разработали еще в 2013 году, но финансированием он до сих пор не обеспечен. Минтранс вынес объект на рассмотрение правительственной комиссии в 2017 году.
На первом этапе также отмечена реконструкция улицы Циолковского от улицы Героев Стратосферы до улицы Ильюшина со строительством путепровода через железную дорогу. Проект нужен для разгрузки улицы Димитрова.
На втором этапе запланировано создание правобережного кольца. В программе обозначена реконструкция транспортной развязки на примыкании улицы Антонова-Овсеенко к Московскому проспекту со строительством четырехполосной автодороги от транспортной развязки до улицы Ломоносова – другими словами, дороги через Нагорную дубраву. Кроме того, власти запланировали строительство автодороги от участка «улица Антонова-Овсеенко – улица Ломоносова» до Северного моста и автодороги от улицы Острогожской до развязки у ВОГРЭСовского моста. На этом этапе также планируется строительство автодороги от развязки на пересечении улиц Героев Сибиряков и проспекта Патриотов до улицы Острогожской с созданием транспортной развязки. Работы второго этапа планируют завершить к 2023 году.
На третьем этапе предусмотрено строительство моста через Воронежское водохранилище параллельно железнодорожному мосту с выходом на левый берег в районе улицы Панфилова. Улицы Панфилова, Куйбышева, Калининградская и Планетная планируется реконструировать под четыре полосы движения до существующей транспортной развязки на пересечении с трассой М-4 «Дон». Тогда же запланировано строительство Южного моста от улицы Острогожской до развязки на улице Новосибирской с ее реконструкцией. По программе, работы завершатся к 2026 году.
Противоречит генплану
Горожане приняли все концепции, кроме строительства дороги через Нагорную дубраву. Представитель ТОС «Лесная поляна» Юлия Жидко заявила, что концепция противоречит генплану города. Нагорную дубраву исключили из списка территорий, по которым может пройти трасса, еще в 2013 году после предварительных слушаний по вопросу строительства автодороги, соединяющей Московский проспект с улицей Ломоносова. По словам женщины, уже тогда на дубах были зарубки – территорию подготовили для вырубки. Однако Александр Гусев, баллотировавшийся в мэры города, лично приехал на место и «выступил гарантом невозможности уничтожения дубравы».
Олег Котов возразил, что никаких зарубок там быть не могло, потому что проект только разрабатывался, и точные границы планируемой трассы назвать было нельзя. Чиновник также напомнил, что сегодняшняя идея строительства дороги – концепция, в которую можно вносить изменения.
– Эта дорога может пройти исключительно по территории дубравы. Между жилым массивом и дубравой 110-я линия электропередачи, дорогу строить возможно только на территории заказника, и никуда ее сместить нельзя, – аргументировала Юлия Жидко. – Мы готовы отдать свои дома для этой дороги, проводите слушания, закупайте по рыночной стоимости жилые массивы «Лесная поляна», «Лесная поляна-2» и прокладывайте дорогу не в ущерб заказнику. Нагорную дубраву тронуть не дадим!
Олег Котов признал, что концепция несколько противоречит генплану, но его планируется подкорректировать. Активистка парировала, что стоило бы сначала внести изменения в генплан, чтобы документ соответствовал интересам жителей и экологии, а уже потом разрабатывать подобные концепции.
Вразрез с экологией, историей, мнением жителей
Юлия Жидко напомнила, что это природный заказник областного значения, особо охраняемая природная территория, на которой «нельзя ничего строить, вести хозяйственную деятельность, уничтожать дубраву и сокращать ее действие». Однако площадь заказника уже уменьшилась с 84 до 71,5 га, потому что Нагорная дубрава до сих пор не поставлена на кадастровый учет и не имеет четких границ. Активисты предположили, что строительство магистрали «съест» как минимум 10 га дубравы, в числе которых 1,6 га единственных в ЦФО опытных образцов районированной лиственницы имени профессора Ростислава Дерюжкина.
– Наверное, не надо напоминать, как лиственница влияет на выделение кислорода. Мы не можем поставить в угоду дороге уничтожение лиственницы великого профессора, – отметила Юлия Жидко.
Лиственница
Фото – из группы «Лесная поляна» в соцсети «ВКонтакте»Горожанка добавила, что планируемое строительство дороги идет вразрез не только с экологией, но и историей: в 1941 году на этом участке проходила линия обороны города, и, по данным Минобороны, здесь погибли и были ранены 12 тыс. солдат.
По словам Юлии Жидко, концепция не отвечает интересам жителей «Лесной поляны», улиц Ломоносова и Поспеева, микрорайона «Березка», Правобережного лесничества, детской областной больницы, санатория имени Горького.
Жительница «Лесной поляны-3» Елена Новомлинцева сказала, что главное достоинство этого района – лес, именно из-за этого люди покупали там квартиры и строили дома.
– Нас несколько тысяч человек, и все мы селились там ради леса. Поэтому будем зубами-когтями добиваться, чтобы дорога не была построена не только через Нагорную дубраву, но и в принципе под окнами наших домов. Мы не дадим вам превратить наш зеленый чистый красивый тихий район в грязную обочину трассы. Знайте, что вам придется придумать другой способ, – сказала Елена Новомлинцева.
– Это позор, что в Воронеже в принципе обсуждается такой вопрос – уничтожить самую лучшую часть Нагорной дубравы. Именно отсюда начиналась древнеславянская застройка территории города, отсюда произошло слово Воронеж. Десятилетиями многие поколения воронежцев берегут эту зону. Посмотрите, в Липецке все пусто, липчане все дубравы вырубили. В Харькове оставался единственный островок дубравы, жители старались его защитить, но не получилось. Его вырубили, проложили дорогу, которая оказалась ненужной. Мы должны гордиться уникальнейшей дубравой во всем Центральном Черноземье. Нельзя допустить никакие варианты прохождения дороги через этот участок. Кроме того, я удивлен, что этот вопрос решается без участия ученых. У нас много вузов: экологи, биологи, географы, строители, архитекторы, экономисты. Разгрузка дорог – это прекрасно, нужно обсуждать этот проект, но в другом ключе, не через Нагорную дубраву.Павел Попов
историк, краевед
Есть ли альтернатива?
Жители «Лесной поляны» напомнили, что пробок на улице Ломоносова не было, пока не убрали развороты на Московском проспекте.
– Вы готовы рубить лес, пока люди объезжают многокилометровые пробки. Чтобы попасть в центр, жители улицы Ломоносова вынуждены делать круг до областной больницы, загружая основные магистрали. Подумайте о роженицах, которые стоят в пробках в перинатальный центр, – сказала Юлия Жидко.
По словам активистки, одним из вариантов строительства магистрали может стать увеличение дорожного полотна с Московского проспекта в сторону Рыбачьего путем соединения поселка с улицей Ломоносова через уже имеющуюся перпендикулярную просеку шириной 60-100 м в районе детской больницы. Тогда не придется уничтожать ценные лесные культуры: по обе стороны от дороги в поселке Рыбачьем растет сосна, корневая система которой поражена корневой губкой.
Финансовый вопрос
Финансирование первого этапа программы развития транспортной инфраструктуры составляет 13,9 млрд рублей. Деньги выделят из федерального, областного и городского бюджетов, а также из внебюджетных источников. В 2017 году планируется потратить 2,46 млрд рублей, в 2018 – 2,1 млрд рублей, в 2019 – 3,4 млрд рублей, в 2020 – 5,87 млрд рублей.