Елена Ищенко, руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области
– Понятно, что как без конфликта нет пьесы, нет драматургии, так и обсуждение доклада группы Боякова было обречено на горячие споры. У некоторых есть ощущение, что приехали московские исследователи и поглядели на нас как антропологи. Я сама так ситуацию не воспринимаю, хотя временами такое отношение все же, наверное, присутствует. Что же касается самого доклада, то, в первую очередь, справедлива представленная в нем критика внешнего вида города. И не надо далеко ходить за примерами. Прямо под окнами департамента культуры – настоящий Шанхай! Там кафе, какие-то холодильники. Я поговорила с теми, кто все это устроил, это два симпатичных молодых человека. На вопрос: «Как же вы такое поставили возле особняка культурного значения?».Они ответили : «Это же бизнес». А рядом с моим домом находится школа, напротив которой – секс-шоп. А ведь рядом есть и памятник Никитину! Это недопустимо!
С другой стороны, у нас очень хорошо развита функция культурного сохранения. В Воронеже 23700 учеников детских школ искусств. Представляете, как сложно было в свое время сохранить эти школы? Понятно, что не все эти дети станут музыкантами и художниками. Но они станут другими в этих школах. Без этих людей музыки не будет.
Владимир Добромиров, директор Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского
– После обсуждения доклада группы Боякова у меня осталось ощущение, что я побывал на заседании в мэрии, потому что в нем затрагивались те вопросы, которые должна решать власть. Что я могу сделать, если предприниматель хочет безвкусную вывеску для своего магазина? Но я все-таки уверен, что доклад станет рецептом решения ряда проблем. Эта масштабная работа показывает: мы взяли быка за рога. Мы взялись за поводья, а значит, повозка поедет. Я со своей стороны готов помогать молодым художникам. Если наш художник Иван Горшков, к примеру, подготовится и представит достойную музея выставку – пожалуйста!
Александр Латушко, председатель Комитета Воронежской областной Думы по культуре и историческому наследию
– Доклад, подготовленный группой Эдуарда Боякова, конечно, взбудоражил творческую общественность, и это весьма настораживает. Стремление переделать сложившуюся в Воронеже культурную среду чревато тем, что вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. В первую очередь, речь идет о тех творческих коллективах, становление которых продолжалось долгие годы, а также культурных учреждениях, имеющих давние и славные традиции. Чтобы проводить взвешенные и продуманные реформы, необходимо потратить немало времени и ресурсов на изучение проблем, которые имеются сегодня в воронежской культуре. Но самое главное – необходима патриотическая заинтересованность в том, чтобы культура Воронежского края развивалась не только вширь, как предлагают авторы доклада, но и в глубину. Без всего этого доклад выглядит прожектерским.
Владимир Елецких, краевед, издатель
– Доклад получился недостаточно проработанным. В частности, если взять часть, посвященную издательскому делу, некоторые сентенции просто обескураживают. Например, констатация «Воронежские издательства и типографии коммерчески не развиты. Для них велики любые расходы – транспорт, арендная плата, дизайн и т. д.» – непонятно, кто кроме учредителей может их развить. Они же не имеют поддержки от государства и региона. Тронули – в ироническом смысле – безобразные сведения о памятниках Воронежа. Особенно по Биму – по невежеству авторы доклада написали, что он алюминиевый. Памятник Орленку в одноименном парке упомянут, как какой-то странный «Мальчик со жвачкой». До слез «умиляет» неприятие возложения цветов к памятникам. Ансамбль «Песочные часы» Сергея Сынорова почему-то назван «Песчаными часами». И подобных огрехов очень много. Именно поэтому я и считаю этот доклад сырым. К тому же совершенно непонятно, кому он адресован. Если к тем, кто занимается формированием культуры и ее среды самостоятельно, без финансовой поддержки, и использует собственные наработки и кредиты, то они это и так знают, как и что делать. В остальных случаях надо помнить, на какой бюджетной игле сидит сегодня культура и как мало финансирования она получает. А как исторический документ, исследующий воронежскую культуру, доклад заслуживает оценки «три с плюсом». Если убрать из него лирику и субъективные моменты, подчистить огрехи и расширить анализ до масштабов всей области как единого целого, то тогда , при хорошей редактуре, его можно сделать документом, в котором будут расставлены приоритеты развития культуры для региональной власти.
Ольга Рудева, краевед
– Читаю сейчас доклад, осилила пока на две трети. Приятно, что в докладе отметили Владимира Мальцева и его организацию «ЭКОС» – она не так заметна в Интернете, в сетях, но он ведет постоянную огромную работу, пишет огромное количество бумаг. У меня возникло впечатление, что в докладе очень верно передана ситуация с законами, которые должны бы защищать архитектурные памятники . Законы в этой сфере у нас какие-то недоделанные, недопринятые, и это очень часто мешает нам вступать в диалог с властью. Часто чиновники, на которых мы сердимся, они на нашей стороне, они точно такие же воронежцы, как и мы, но в рамках существующих законов ничего не могут поделать. Есть ощущение даже не от самого документа, а от факта, что началась какая-то работа в этом направлении. И то, что эти большие дядечки – и эксперты, и губернатор – потратили время, подготовили доклад, выслушали его, это вселяет надежду на перемены. Радует, что о проблемах хотя бы заговорили.
Очень внятно, на мой взгляд, понята эта городская культурная среда москвичам – Воронеж не провинция. Нам, воронежцам, надо осознать себя по-другому. Конечно, нужны новые бренды, это верная мысль, и этими брендами должно быть то, чего нет в других городах.
Алексей Белов, создатель и главный редактор проекта The-Culture.ru
– Хотелось бы начать с того, что Воронеж несомненно имеет огромный потенциал с точки зрения развития творчества и околотворческой деятельности. В городе есть достаточное количество мест, в которых проходят и образовательные процессы, и мероприятия, которые смогут вдохновить творческих людей на какие-то конкретные проекты. Во многом это стало возможно с открытием новых и развитием уже имеющихся в городе творчески направленных заведений: это так называемые «антикафе», культурно-образовательный центр «Иллюзион», кинотеатр «Спартак», книжный клуб «Петровский» и другие. Единственная проблема, на мой взгляд, — это слабая связь между обычными горожанами и тем творческим сообществом, которое формируется в Воронеже.
Культура — это во многом самоорганизующаяся структура, настоящий живой организм. В связи с этим, анализ, который провела группа Боякова, был бы интересен с точки зрения развития коммуникации внутри этой структуры. Но этому, на мой взгляд, было уделено недостаточно внимания.
В городе в воздухе витают давно назревшие проблемы. Одна из наиболее острых — это создание какого-то культурного центра (кластера), внутри которого бы развивались творческие проекты. Вторая важная проблема — это дальнейшая их реализация. Создание и развитие современных и удобных средств массовой информации, а также мест представления этих проектов (выставочных залов и т.п.). Если в ходе реализации всей новой культурной инициативы в городе решат две эти глобальные проблемы, то остальное сможет регулироваться самостоятельно.
Жаль, что работа по анализу воронежской культурной среды не проводилась ранее. В регионе достаточное количество людей, которые смогли бы сделать это.
Насколько большой реальный эффект мы получим от этого отчета, сказать сложно. Однако тем, кто относит себя к креативному классу, все-таки стоит подробно его изучить и взять на вооружение, так как там есть определенные данные, необходимые для работы.
Лично у меня возникли вопросы к качеству проведенного анализа, ощущалась некоторая поверхностность в отдельных вопросах. Но это скорее связано со слишком большим объемом проводимых исследований и не может умалить заслуг составителей отчета.
Илья Бейлин, общественный деятель, организатор креативных акций
– Доклад Эдуарда Боякова для представителей креативного класса – это возможность лишний раз пересмотреть свои личные стратегии, высказать свою личную позицию, а не сидеть в окопах и говорить о гибели цивилизации, города и культуры. Я сторонник мнения, что все зависит от нас и наших личных усилий. Программа, изложенная в докладе, может стать набором пожеланий и хотелок, если горожане, конкретные инициативные группы, во-первых, не научатся кооперироваться и доверять друг другу, а во-вторых, не будут высказывать свое мнение и участвовать в процессе выработки решений по ряду вопросов, сформулированных в докладе группы Эдуарда Боякова. Я лично готов участвовать в проектах, связанных с музеями, готов вносить свои предложения по ряду инициатив, озвученных Эдуардом, например, по рейтингованию креативных индустрий. Тем более, что я пытался эту идею уже воплотить прежде. В конце концов, доклад «Воронежский пульс» - это разведка боем, кавалерийский наскок, и наша задача – развить успех этого Брусиловского прорыва.
Ирина Чу, владелица цветочной мастерской Via dei Fiori
– Насколько я могу судить по комментариям друзей и коллег в социальных сетях, все 470 страниц доклада не осилил практически никто. Но каждый прочитал, как минимум, раздел, касающийся его специализации, профиля деятельности или сферы интересов. Как я, например, раздел про СМИ. И каждый в своей области нашел очень и очень много неточностей, поверхностных выводов, заметного незнания предмета. Получается, что «по сумме баллов» доклад ни в какой своей части не тянет на глубокий, осмысленный и имеющий перспективное практическое назначение в будущем. Очень жаль. Я, как и большинство моих знакомых, разочарована.
Есть ли культура в Воронеже? Однозначно, да. Есть ощущение, что люди очень долго ждали ее «сверху», что государственные структуры будут поддерживать, создавать фундамент за счет активной деятельности профильных департаментов и управлений, внедрять что-то новое. Не сбылось, не свершилось, поэтому условная «культурная революция» началась снизу. Люди самостоятельно, в пределах своей зоны ответственности, формируют ту культуру, в которой им хочется жить. Повышают уровень сервиса, прививают культуру общения, показывают новые эстетические формы. Кинотеатры идут дальше обычного извлечения прибыли из коммерческих фильмов и привозят фестивальное кино, транслируют мировые театральные постановки. Девелоперы строят концертные и конгрессные площадки, маленькие спортивные магазинчики проводят российского уровня чемпионаты по экстремальным видам спорта и создают спорткомплексы. Отдельные бизнесмены за свой счет устанавливают велопарковки, инициируют велодвижение и формируют велокультуру в городе. Я не очень люблю словосочетание «государство должно», но нужно поддерживать инициативы, частично что-то финансировать.
Подробнее о докладе «Воронежский пульс» читайте ЗДЕСЬ.