Исполком Всемирного антидопингового агентства (WADA) в понедельник, 9 декабря, на четыре года отстранил Россию от международных соревнований. Санкции последовали из-за обнаруженных изменений в базе Московской антидопинговой лаборатории. Эксперты установили, что с данными проводились манипуляции с целью скрыть положительные пробы российских спортсменов.
Теперь россияне не смогут принимать участие в международных соревнованиях под флагом родной страны, они попадут на турниры только как нейтральные атлеты – и лишь при условии, что будут соответствовать строгим антидопинговым критериям WADA. Как решение WADA скажется на воронежском спорте, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».
Как отстранение повлияет на воронежский спорт?
Впервые в истории шансы выступить на Олимпиаде были сразу у двух воронежских гимнасток. Ангелина Мельникова на протяжении трех лет является лучшей многоборкой страны, а в нынешнем году громко заявила о себе 14-летняя воспитанница СШОР имени Штукмана Яна Ворона, которая выиграла Европейский юношеский спортивный фестиваль, Кубок России и французский турнир Elite Gym Massilia. Теперь они смогут претендовать на выступление на Олимпиаде только в нейтральном статусе.
Такая же ситуация – у имеющих шансы попасть на Игры байдарочников Алексея Вострикова и Кирилла Шамшурина. У других воронежских спортсменов вероятность пройти отбор на главные соревнования планеты меньше.
Единственные крупные международные соревнования, которых теоретически мог лишиться Воронеж, – первенство мира по скалолазанию – 2020. Однако его с большой долей вероятности у региона не отберут. Первенство мира не попадает под статус major events, то есть главных турниров по тем или иным видам спорта, – это юношеские соревнования. Кроме того, решение WADA носит характер рекомендации для спортивных федераций, а Европейский совет Международной федерации скалолазания остался под большим впечатлением от того, как Воронеж принял первенство Европы в октябре 2019 года.
Ангелина Мельникова, серебряный призер Олимпийских игр 2016 года в командном первенстве, трехкратная чемпионка Европы:
– WADA приняло решение допускать чистых спортсменов, поэтому мы надеемся на лучшее и хотели бы поехать на Олимпиаду в Токио. Буду выступать под нейтральным флагом.
Дмитрий Саутин, обладатель восьми медалей Олимпийских игр:
– Что теперь говорить – все самое плохое уже произошло. Это ужас, других слов не подобрать. Самый большой вопрос – почему нашу страну лишают права проводить спортивные соревнования. И непонятно, с кого спросить даже. Нам ведь не говорят, кто за что отвечал, кто за что получал зарплату. Обвинения начались еще в 2016 году – разве кто-то занялся этим, защитил спортсменов? Нет, ничего не сделано. Я даже представить себе не могу, каково сейчас ребятам, которые к этим Играм готовились многие годы. Кто-то впервые отобрался на Олимпиаду, а теперь его выступление под вопросом из-за дел, которые кто-то наворотил еще до того, как этот спортсмен вообще в сборную попал. Кто за это ответит? Думаю, никто – у нас всегда бывает именно так. У меня вообще от всей этой истории больше вопросов, чем ответов.
Вероника Коренюгина, чемпионка мира по грэпплингу, бронзовая призерка чемпионата мира по джиу-джитсу:
– Дико обидно. Во второй раз подряд наши ребята поедут на Олимпиаду без флага, без своей формы. А ведь это очень важно – чувствовать на событии мирового уровня свою принадлежность к родной державе. Если ты побеждаешь и не слышишь свой гимн, это подкашивает. Потому что когда ты выходишь и борешься, ты чувствуешь, что ты выступаешь за свою страну. Я думаю, что в любых странах есть спортсмены, которые принимают допинг. Но именно к нашей стране такое особенное отношение. Это уже не удивляет. Но возможность выступить на соревнованиях мирового уровня у нас все же остается. Да, хочется слышать свой гимн, хочется, чтоб над головой развевался флаг. Но поймите спортсменов. Многие всю жизнь пахали, чтоб попасть на Олимпиаду. Для большинства спортсменов это единственная возможность выступить на таком турнире. Это шанс прославить свое имя на долгие годы, оставить какой-то след. Поэтому, если есть возможность отправиться на соревнования под нейтральным флагом – надо ехать и побеждать. Я сама еще не знаю, коснутся ли эти санкции чемпионатов мира по джиу-джитсу или грэпплингу. Если да, я сделаю все, чтобы выступить под нейтральным флагом – все равно все будут знать, что я из России.
Руслан Мащенко, легкоатлет, участник трех Олимпиад:
– Так вышло, что WADA стало настолько влиятельной силой в мировом спорте, что затмило собой даже Международный олимпийский комитет. И ничего с этим не поделаешь. На мой взгляд, стремиться на Игры все равно нужно. Да, флаг – это важно. Но нужно понимать, какого труда любому спортсмену стоит даже отбор на Олимпиаду. Вопрос, ехать ли под нейтральным флагом, стоял еще в 2016 году, когда обвиняли наших легкоатлетов. Не поехали – разве кто-то выиграл от этого? Я считаю, что медаль Олимпиады, завоеванная под нейтральным флагом, все равно прославляет страну. В 1992 году сборной СССР уже не было, и на Олимпиаде в Барселоне выступала так называемая Объединенная команда, в которой были спортсмены из бывших республик Советского союза. Воронежская бегунья Елена Рузина завоевала «золото» – разве кто-то помнит, какой над ней флаг был? Так же и в сегодняшнем случае. Нужно ехать на Игры, а через пять-десять лет про скандалы никто уже и не вспомнит.
Олег Горобий, бронзовый призер Олимпиады-1996 по гребле на байдарках:
– Я вообще не вижу связи между обвинениями в адрес России, доказательной базой и решением, которое было принято. Во-первых, я не признаю коллективной ответственности. Если были допущены нарушения, то нужно наказывать того, кто провинился. Как можно наказать целую страну? Почему все спортсмены, которые годами готовятся к соревнованиям, должны отвечать за то, чего не делали? А самый главный вопрос – почему России запрещают проводить международные соревнования. Ведь все турниры проводятся, в первую очередь, для популяризации спорта. Кто выиграет от того, что в нашей стране не пройдет тот или иной чемпионат? Тем более, что проведенные в России турниры всегда оценивались международным спортивным сообществом как образцово-показательные в плане уровня организации. И пока непонятно, каких именно соревнований это коснется. Никто не объясняет, что попадает под понятие «международные соревнования». Чемпионаты мира попадают, это понятно – но вот пройдет ли в Воронеже первенство мира по скалолазанию, пока неясно.
Владимир Кадурин, руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области:
– Пока рано что-то комментировать официально. WADA таких решений не принимает, это некоммерческая организация, которая борется с допингом. Но решение о том, кто и на каких условиях будет участвовать в Играх, может принять только Международный олимпийский комитет. И ему решать, прислушиваться ли к рекомендации WADA.
Игорь Балашев, тренер, президент федерации волейбола Воронежской области:
– То, что произошло – это катастрофа. Европейские чиновники отвесили оплеуху нашим спортсменам. Но нужно понимать, что чиновники приходят и уходят, а медали Олимпиады – это навсегда. Надо помогать спортсменам всеми возможными способами, чтобы они отправились на Игры, пусть и под нейтральным флагом. Все понимают, что это политизированное решение. Конечно, грязь всегда есть, не буду говорить, что наш спорт не в чем упрекнуть. Но допинг встречается у спортсменов всех стран, просто кому-то устраивают публичную порку, а кого-то лишь журят. Миру, видимо, не нужна сильная Россия – только этим подобные решения можно объяснить.