Мэрия Воронежа запланировала организацию перехватывающих парковок в районе Вогрэсовского и Чернавского мостов, Остужевского кольца, улицы Ленина и на ряде других улиц. Об этом сообщил вице-мэр Вадим Кстенин в понедельник, 10 октября.
Перехватывающие парковки – самый дешевый способ организовать в городе парковочные пространства. По замыслу властей, водитель будет оставлять машину на перехватывающей парковке, которая должна располагаться в непосредственной близости от остановки общественного транспорта. Дальше автолюбитель будет передвигаться на автобусе. Перехватывающие парковки будут «социальными», то есть бесплатными. Сроки реализации проекта неизвестны.
Сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов помог корреспонденту РИА «Воронеж» разобраться в достоинствах и недостатках перехватывающих парковок.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Будет ли работать идея с перехватывающими парковками в Воронеже?
Идея неудачная, пересесть воронежцам на общественный транспорт она не поможет. Перехватывающие парковки уместны лишь там, где создана комфортная и продуманная система общественного транспорта. Воронеж даже с огромной натяжкой трудно отнести к таким городам. Кроме того, перехватывающие парковки создают у транспортно-пересадочных узлов магистрального транспорта. У нас таких узлов нет, и никто пока даже не определился, где они должны быть.
Как должны работать перехватывающие парковки?
Главное – наличие магистрального общественного транспорта, двигающегося по обособленным путям (трамваи, метро, ЛРТ – легкорельсовый транспорт,) или по выделенным полосам (автобусы, троллейбусы, такси). Также важны продуманные графики движения транспорта, информационное обеспечение, навигация, поддерживающая пересадки тарифная политика. В Москве мы видим успешную реализацию. Пусть не идеальную, но хотя бы в виде декларации о намерениях этих принципов. В Воронеже же нет ни деклараций, ни намерений, ни планов, и в этом состоит основная проблема.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Помогут ли перехватывающие парковки снизить нагрузку на основные магистрали Воронежа?
Перехватывающие парковки должны быть вблизи линий магистрального транспорта. Такого транспорта в Воронеже нет, поэтому термин использовать некорректно. Как обычные парковки – лишними не будут. Нагрузку в целом не уменьшат ввиду незначительной вместимости этих парковок. В случае реализации этого проекта, скорее всего, эти бесплатные (иначе слово «социальные» толковать сложно) парковки будут использовать жители окрестных домов и работники, приезжающие в район. То есть именно как перехватывающие они работать не будут.
Фото – Наталья Трубчанинова (из архива)
Сколько Воронежу нужно парковочных мест?
Принимая за уровень автомобилизации Воронежа 330 автомобилей на 1 тыс. жителей, получаем следующие цифры: 330000 - 10% (усредненная цифра, обозначающая уехавшие из города машины) = 300000. 300000 : 6 = 50000. То есть в среднем 50 тыс. мест по каждому району.
Думаю, оценка специалистов Научно-исследовательского института автомобильного транспорта по центру города в 29 тыс. близка к реальности. Другой вопрос, что сейчас эти машины уже где-то стоят, и если их владельцы (хотя бы 20% из каждого района) решат приехать в центр, то они просто физически туда не поместятся, не говоря уж о том, чтобы встать на существующей территории.
Один из авторов концепции «Интеллектуальная транспортная система» (Intelligent Transportation Systems (ITS) Денос Газис еще в 1972 году высказал соображение: «...мы создали сложную математическую теорию по поводу того, что делать с массой автомобилей, которая скопилась на ограниченном пространстве улично-дорожной сети городских центров, и выработали на ее основе некоторые полезные инженерные рецепты. Но для дальнейшего продвижения нам невозможно избежать вопроса: может быть, лучше всем этим автомобилям одновременно там не собираться?».
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Какой в Воронеже может быть вариант организации платных паркингов?
Аналогично Москве и другим городам, успешно внедрившим платную парковку у себя, нужны парковки с терминалами оплаты, SMS-сервисом и мобильным приложением, с разметкой на дороге, с контролем использования, с общественной дискуссией и так далее.
Контекст
Если власти реализуют проект по созданию перехватывающих стоянок, он станет первым этапом внедрения платных муниципальных парковочных зон в Воронеже. Тема перехватывающих парковок связана с темой платных парковок, о которых мэрия Воронежа говорит с 2013 года. Концепция предполагает создание в центральной части Воронежа нескольких платных зон: в районах Цирка, площади Ленина, главного корпуса ВГУ, Кольцовского сквера и проспекта Революции. Городские власти оценивали максимальный тариф в 40 рублей за час парковки, штраф за неправильную парковку – в 1,5 тыс. рублей. По плану мэрии, оплачивать стоянку можно будет с помощью паркоматов, мобильных приложений или SMS-сообщений. При этом власти напомнили о негативном опыте других регионов, где после введения платных парковок дворы домов в центре оказались забиты машинами.
Запустить первую муниципальную платную парковку на улице Кольцовской планировали весной 2016 года, но реализация проекта не началась. В марте мэрия заявила, что до конца 2016 года на платных муниципальных парковках в центре Воронежа появится 2 тыс. машиномест.