Оценивать демографию и ее влияние на общественные настроения – на основе точного, объективного, числового знания – теперь будет Институт демографической политики имени Д. И. Менделеева, который начнет свою работу под председательством воронежского губернатора. Как пояснил при создании новой структуры Александр Гусев, институт «будет заниматься исследованием демографической политики, а те задачи, которые будет решать институт, сейчас актуальны для всех регионов Центрального федерального округа без исключения».
– Структура будет системно изучать и анализировать проблемы демографии и, главное, – давать главам регионов практические рекомендации по решению демографических задач, в увязке с нацпроектами и госпрограммами развития. «Нам нужна такая интеллектуальная подпитка, «умные» и точные меры для улучшения демографической ситуации», – сказал Александр Викторович.
Отцы и дети
В России почему-то принято бегать от цифр. Объективные показатели у нас не в чести – мы, как правило, доверяем эмоциям, любим тонуть в ярких чувствах. А зря. Числа, в отличие от чувств, не пытаются навязать нам какую-то выгодную им линию поведения – они всего лишь отражают реальное, объективное состояние дел.
И если обратиться к ним, к объективным цифрам, то, вопреки расхожему мнению, выяснится, что в Воронежской области поколение 1990-х годов рождения – это одно из самых успешных в смысле деторождения поколений. Если вести расчет, исходя из данных о том, что первый ребенок в семье в России рождается, когда родителям исполняется 20 лет, то у этого поколения уже сейчас детей столько же, сколько их самих. На 243 тыс. воронежцев 20−29 лет приходится 235 тыс. воронежцев от 0 до 9 лет. Хотя до угасания, так сказать, «демографического потенциала» еще есть как минимум лет пять.
Таким образом, сейчас можно уверенно говорить, что поколение, рожденное в 1990-х, – это уже точно не про вымирание. Если вести расчеты, приняв за исходную точку рождения первого ребенка не 20, а 25 лет, то ситуация получится сопоставимая.
В то же время провал в деторождении в поколении 30−39 лет в Воронежской области действительно заметен. Здесь на 380 тыс. родителей приходится только 216 тыс. детей. В предшествующем этому поколению – 40−49 лет – также сформировался заметный демографический «дефицит». Здесь на 310 тыс. родителей приходится 244 тыс. детей. До полного «замещения», «один к одному», «не хватает» 64 тыс. человек. Правда при этом, на 300 тыс. поколения тех, кому 50−59 лет, выходит более 400 тыс. детей.
Вряд ли эти цифры позволяют говорить о приятном и комфортном демографическом балансе в регионе. Однако, если учитывать все, что обрушилось на нас в последние 30−40 лет, то могло быть намного хуже. Цифры же говорят, во-первых, о том, что демографической катастрофы не случилось. А, во-вторых, судя по восстановлению воспроизводства населения новым поколением, в регионе завершается демографический переход. Содержание его одинаково для большинства стран мира – население прекратило свой рост и, немного сократившись, стабилизируется чуть ниже нынешних величин. Об этом прямо говорят и цифры ООН, согласно которым с 1990 по 2019 год мировой суммарный коэффициент рождаемости снизился с 3,249 до 2,403 рождений на женщину.
Новое лицо
Возможно, главная нынешняя проблема демографии региона состоит в другом – мы стареем. Растет средний возраст населения, сейчас каждый девятый воронежец – старше 70 лет. За 10 лет резко сократилось, почти вдвое, число собственно молодежи – тех, кому сейчас от 20 до 29 лет. В то же время почти на 30 тыс., то есть более чем на 10%, выросло число тех, кому от 0 до 9 лет.
Лицо области сейчас определяют две численно самые большие группы населения: те, кому от 30 до 39, – их 380 тыс. человек, и те, кому от 55 до 65 лет, «последнее советское поколение» – их все еще больше 350 тыс. человек. Фактически это классические «отцы и дети». С одним, принципиально новым фактором: раньше, еще каких-то лет двадцать назад, женщина в 60 лет – это бабушка в платочке на лавочке у подъезда, сейчас же – это самый активный член общества, определяющий зачастую своим голосованием на выборах картину политической жизни в регионе.
Все эти демографические перемены говорят о главной тенденции, с которой в том числе предстоит работать демографическому Институту под руководством воронежского губернатора.