Чтобы правильно выбрать мэра, надо правильно выбрать систему выборов. Об этом в Воронеже сейчас говорят много. Почти так же много, как на братской Украине, где проблему предлагают решить на государственном уровне. Ибо, как убедились депутаты Рады, «на сегодня в большинстве городов мы имеем мэра меньшинства».
Первый тур в обсуждении «вопроса туров» начал губернатор Алексей Гордеев, который сразу после новогодних каникул обратился к депутатам гордумы с просьбой рассмотреть вопрос о введении двухтуровой системы выборов главы Воронежа.
Что это за система, большинство воронежцев знает больше из СМИ, рассказывающих о политической жизни Запада. Суть ее однако проста: если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов ( 50 процентов + один голос), то объявляют второй тур. В нем действует принцип относительного большинства, и чтобы победить, достаточно хоть на сколько-нибудь обойти соперника. Такое голосование позволяет отсеивать популистов, раздающих пустые обещания, или пресечь покупку голосов, которая, увы, становится все более популярной практикой.
Потому что на второй тур у денежных мешков денег уже не хватит, а народ за две недели спокойных размышлений сделает правильные выводы.
В Америке функцию второго тура выполняет коллегия выборщиков. Когда демократия в США была так же молода, как сегодня в пореформенной России, отцы- основатели тоже боялись, что к власти прорвутся проходимцы и демагоги. Случайных людей на выборах президента лет сто уже нет, а фильтр остался. Слишком велика цена ошибки!
Эта система хорошо известна и в Европе, а у нас в стране не внедрялась, в общем-то, из экономии. Даже, думаю, не так. Из страха возможных дополнительных расходов, на которые сверху одобрительно не посмотрят.
Но вот депутатам предложили не бояться. Именно «сверху» и предложили.
На заседании малого совета гордумы депутаты поддержали инициативу губернатора. Для того чтобы сделать возможными выборы мэра в два тура, депутатам необходимо внести соответствующие изменения в Устав города Воронежа. Для этого, в свою очередь, необходимо провести публичные слушания. Потом снова выносить вопрос на голосование. Удивительно, но в масштабах отдельно взятого российского города решить эту проблему оказалось не менее сложно, чем в масштабах братского государства.
Дата публичных слушаний будет назначена 30 января, на первой в этом году сессии гордумы.
Мне почему-то кажется, что где-где, а в Воронеже люди выскажутся за изменения в Уставе. О том, что однотуровая система неидеальна, воронежцы убедились на собственном примере, когда в 2004 году, запутавшись в войне компроматов, проголосовали «на эмоциях» - и в результате избрали самого слабого градоначальника в новейшей истории города. При Скрынникове появилось понятие «строительного беспредела», город заслужил звание всероссийской столицы бюрократизма. Манипуляции с земельной собственностью и прочими объектами проходили открыто, на глазах у общественности. И поделать горожане ничего не могли: сами же выбрали себе мэра в момент политического замешательства!
Два тура не страхуют мэра от ошибок, но они страхуют нас от ошибок при выборах мэра.
Любой токарь скажет: обработка детали в один проход – это высокий риск брака. Чем больше операций, тем точнее результат. Хотя, конечно, такая работа сложнее и затратнее.
Ну, тут уж токарю выбирать.