, Воронеж
  • 95758

Дело техники. Как телефонные мошенники повесили кредиты на воронежскую учительницу

Лжесотрудники банка выманили у Джульеты Уклеба 57 тыс рублей.
Дело техники. Как телефонные мошенники повесили кредиты на воронежскую учительницу Дело техники. Как телефонные мошенники повесили кредиты на воронежскую учительницу
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Каждый день в Воронежской области регистрируются десятки преступлений в IT-сфере. Особенно актуально надувательство среди пользователей мобильного банкинга. Всплеск подобных правонарушений, по словам полицейских, в Воронеже произошел еще в 2017 году. С того времени со счетов горожан были списаны миллионы рублей. В 2018 году в городском управлении полиции даже создали специальное отделение по раскрытию дистанционных мошенничеств.

В конце апреля-2020 жертвой такого мошенничества стала 44-летняя жительница Воронежа Джульета Уклеба. О том, как один звонок с незнакомого номера обошелся в 57 тыс. рублей педагогу с зарплатой бюджетника, способах распознания мошенников и шансе вернуть деньги – в материале РИА «Воронеж».

«Началась суматоха»

Незнакомец позвонил на мобильный Джульеты Уклеба в 14:35 23 апреля. На телефоне высветился московский номер. Молодой человек обратился к женщине по имени и отчеству, представился сотрудником банка ВТБ и сообщил, что ей одобрен кредит на 100 тыс. рублей. Спросил, в какое отделение банка ей удобнее подойти, чтобы оформить заявку.

Джульета Уклеба ответила, что кредит не оформляла. Звонивший настаивал: от ее имени заполнена онлайн-заявка, назвал имя оформлявшего – Александр Краснов. Женщина повторила, что заявок не подавала и никакого Краснова не знает. «Произошел какой-то сбой, вероятно, хакерская атака на ваш личный кабинет, и сейчас мы это зафиксируем», – якобы встревожился собеседник и переключил Джульету Уклеба на «отдел безопасности банка».

По ее словам, за время того разговора на телефоне отобразилось 19 номеров, все начинались с 495 (московский регион).

– Меня переключили на какую-то девушку. Она назвала мои данные – адрес, кредитные карты в ВТБ, сообщила, какая сумма лежит на действующем дебетовом счете, откуда списываются кредитные деньги. Назвала последние цифры моей карты банка ВТБ, – вспомнила Джульета Уклеба.

В 2018 году женщина взяла кредит в этом банке на 300 тыс. рублей, который прилежно гасила. При оформлении получила мультикарту (карту с пакетом услуг, включающим кешбэк, бонусы и так далее), которой воспользовалась.

– Девушка назвала последние четыре цифры этой карты и сообщила: «В данный момент с нее списываются средства, SMS пришла?» Я говорю: «Нет». Она пообещала перезвонить через пару минут. Как только она отключилась, мне пришло сообщение о том, что у меня с карты списали 18 тыс. рублей. Девушка перезвонила и продиктовала цифры, которые пришли в этом оповещении, – продолжила Джульета Уклеба.

Затем девушка заявила, что снимается сумма и с другой карты клиентки – в банке-партнере «Открытие». Об этом тоже пришло сообщение. Незнакомка предложила «заблокировать» операцию и стала давать команды, как это сделать.

– У меня началась паника. Сначала она сама называла какие-то цифры, я их подтверждала, а в какой-то момент спросила: «Ну, какие там цифры пришли?». И я назвала. Началась такая суматоха, что я перестала соображать, – призналась обманутая.

Потом Джульете Уклеба сообщили, что на ее имя оформляется кредит в Сбербанке. Предложили войти в личный кабинет, взяв временный код, торопили.

– Я сидела с сыном, мы слушали их команды по громкой связи. Ему 23 года, он продвинутый мальчик, но тоже ничего не заподозрил. Лишь сказал: «Мама, тебя взломали, но, похоже, отдел безопасности банка все решает»...

Наконец, женщине заявили об еще одном кредите на ее имя – на этот раз в «Альфа-Банке».

– «Надо доехать до этого банка, снять указанную сумму и тут же погасить кредит, – руководила девушка, –вызывайте такси и не кладите трубку». Они пытались все время меня контролировать. Но тут меня осенило, и я прекратила разговор…

В реальной службе безопасности банка ВТБ, куда женщина тут же обратилась, чтобы зафиксировать незаконные операции и остановить списание денег, посоветовали поехать в полицию.

– В течение двух часов мы зафиксировали взлом и уже сидели в отделе полиции Коминтерновского района. Следователь Ольга Соболева заявление приняла. В коридоре я познакомилась с еще одной потерпевшей. Порядковый номер моей «подруги по несчастью» был шестым – это те, кто заявил в этот день о дистанционном мошенничестве по подобной же схеме. В одном только районе за неполные сутки! – рассказала Джульета Уклеба.

Разбирательство

– На следующий день я объездила банки ВТБ и «Открытие», которые якобы мне оформляли кредиты, написала заявления о том, что было совершено мошенничество, с просьбой вернуть деньги. Общая сумма, которую у меня списали, – 57 тыс. рублей. В банке «Открытие», пока я писала заявление, уже пришла SMS об отказе в удовлетворении моей просьбы. Я опротестовала действия отдела безопасности этого банка и подала новую заявку с просьбой провести расследование и вернуть деньги. А 30 апреля мне и ВТБ сообщил о том, что умывает руки: «Операция выполнена, и мы ничего сделать не сможем», – посетовала Джульета Уклеба. – Самое интересное, что по выпискам счетов я знаю, в какой конкретно банк пошли эти деньги. Была надежда, что их «заморозили», но в банках заявили, что подобную информацию могут раскрыть только правоохранителям. Следователь Ольга Соболева рассказала, что направила запросы в банки, а там сами должны решать, что делать дальше.

В ВТБ женщине одобрили кредит под 26% годовых, а в банке «Открытие» под – 32%.

– Я педагог с зарплатой бюджетника и снимаю квартиру плюс уже оплачиваю кредиты. Для меня это ужасная ситуация, – пожаловалась женщина.

После случившегося у нее начались проблемы со здоровьем – шалит сердце и скачет давление.

– Я на работе не стала рассказывать, ведь мошенники оставили меня в дураках... Но, честно говоря, на моем месте мог оказаться любой. Слышала, что в одной из школ Коминтерновского района так же «развели» двух учителей, – вздохнула педагог.

Изначально она рассчитывала не только на полицию, но и на благосклонность банков: думала, там «предпримут какие-то действия, чтобы защитить меня от этого грабежа».

– У меня остается слабая надежда вернуть деньги, но самостоятельно сделать это невероятно трудно. Банки будут отстаивать свои интересы. Пострадала-то я, а не они. Но ведь произошла утечка моих личных данных, кто-то должен за это ответить. И для чего создавалась служба безопасности банков – разве не для того, чтобы защитить своих клиентов? Разве банки не дорожат своей репутацией? – рассудила Джульета Михайловна.

Она хочет вывести мошенников на чистую воду и сделать свою историю достоянием общественности, чтобы на ее примере учились другие:

– Я законопослушный человек и буду, конечно, платить этот кредит, никуда не деться. Но постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы остановить этот бессовестный обман.

В чем специфика подобных преступлений?

По словам заместителя начальника отдела уголовного розыска – начальника отделения по раскрытию дистанционных мошенничеств УМВД России по Воронежу майора полиции Андрея Жилина, подобные мошенничества «фиксируются практически в каждой оперативной сводке»:

– К примеру, 30 апреля 2020 года в Воронеже было зарегистрировано 10 подобных преступлений. Все они совершены от лица сотрудников службы безопасности. Чаще всего фигурирует Сбербанк. Это объяснимо: многие пользуются именно его услугами. В прошлом году было зарегистрировано около 450 подобного рода преступлений. Установление лиц, их совершивших, занимает достаточно длительное время.

Андрей Жилин объяснил: с этими преступлениями тяжело работать, поскольку такие мошенники чаще всего живут в других странах – российских среди них процентов 10–15. Звонят с IP-телефонии, то есть с номеров 495, 8800. Иногда аферистам удается добиться того, что у потерпевшего высвечивается номер его банка, при помощи интернет-программы подмены номера.

По словам Жилина, схема обмана выглядит типично – звонят и сообщают: «На ваш счет произошло покушение, сейчас придет код, а вы продиктуете данные карты». Дальше просят зайти в личный кабинет и продиктовать номер пришедшего пароля, якобы для того, чтобы заблокировать перевод денежных средств. Именно в этот момент деньги и улетучиваются.

–Те, кто занимается подобного рода мошенничеством, – люди подготовленные. Они владеют спецификой банковской деятельности, терминологией. У некоторых потерпевших стоят в телефоне программы, которые записывают голос. Мы их изымаем, и часто угадывается один и тот же, я бы сказал, южный акцент. Это объединяет такого рода преступления. Еще одно общее – знание психологии. Они торопят людей, чтобы не было возможности подумать, – объяснил полицейский.

Как не попасть на удочку мошенников?

Правило №1. Игнорировать звонки с номеров 495, 8800

Если вы все же сняли трубку и вам представляются сотрудником службы безопасности банка, отключитесь и наберите номер службы безопасности, который можно найти на своей банковской карте или в интернете. Так вы реально попадете в банк.

Правило №2. Прерывать разговор, если у вас спрашивают пароли или данные карт

Сотрудники банка никогда не выманивают такие сведения – данные и так у них есть.

– Нельзя никому сообщать код, который приходит в SMS для входа в личный кабинет или подтверждения операции по переводу денежных средств, – добавил Жилин, – а также не сообщать CVC-код карты.

Получив доступ к личному кабинету клиента, мошенники могут оформить кредит – сейчас легко это сделать онлайн. Если кредитная история хорошая, заявка легко одобряется и деньги приходят быстро. Пользуясь личным кабинетом, мошенники переводят эти деньги на любой счет.

Можно ли привлечь банк к ответственности и вернуть деньги?

– Если потерпевший передал пароль мошеннику, то вины банка в этом нет, – утверждает адвокат Галина Белик. – При оформлении заявлений на получение карт люди подписывают документы об ознакомлении с «Условиями использования карт», «Памяткой держателя», тарифами банка, а также уведомления о небезопасности интернета как канала связи, и подписывают согласие нести все риски, связанные с возможным нарушением конфиденциальности, возникшие при использовании системы «Банк онлайн». В соответствии со ст. 854 ГК РФ (основания списания денежных средств со счета) списание осуществляет банк на основании распоряжения клиента. Если же данные с карт ушли без предоставления одноразового пароля (согласно «Условиям предоставления услуги», он является аналогом собственноручной подписи клиента), банк будет нести ответственность при наличии вины.

По словам адвоката, шанс получить деньги обратно все же есть:

– При возбуждении уголовного дела о мошенничестве банк обязан оказывать всяческое содействие, передав сведения об ином кредитном учреждении, куда были перечислены денежные средства, и известные сведения об операции и получателе денежных средств. В свою очередь банк, куда ушли денежные средства, обязан передать следователю информацию о том, кто получил деньги. А затем со ссылкой на материалы уголовного дела потерпевший может подать иск к получателю о взыскании денег. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: