В Воронеже 25 марта прошел круглый стол «Чужих детей не бывает». Эксперты обсудили то, как выстроена в регионе процедура по усыновлению детей, какие способы контроля и поддержки приемных семей существуют, а также каковы перспективы в области усыновления.
Помощь есть
На круглом столе затронули тему отказа от детей с особенностями развития. По словам замруководителя департамента социальной защиты Воронежской области Екатерины Новицкой, в различных ведомствах региона существуют службы ранней помощи семьям, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Этим семьям помогают опытные медики, педагоги, психологи и соцработники.
Заместитель руководителя департамента социальной защиты Воронежской области Екатерина Новицкая:
– Если семья хочет оставить такого ребенка, то у нас есть возможность и реабилитации, и господдержки. Например, в системе соцзащиты у нас есть центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды». Как правило, родители, которые стремятся оставить ребенка, восстановить его функции, получают поддержку. У нас в области эта система достаточно развита. Отмечу, что если ребенок получает инвалидность, то, конечно, сразу вступает вся система пособий и мер поддержки для инвалидов. Наши учреждения принимают всех детей с особенностями развития, не обязательно у ребенка должен быть статус инвалида.
Руководитель организации «Общие дети» Ксения Пенькова рассказала, что им не раз приходилось работать с такими случаями, когда от ребенка хотели отказаться из-за его болезни. Родителям предлагали помощь, и детей удавалось оставить в семье.
Руководитель организации «Общие дети» Ксения Пенькова:
– Обычно нам звонят из роддома и сообщают, что есть мама, которой нужна помощь, она сомневается, оставить ребенка или нет. На нашем опыте было 10 таких случаев с детьми инвалидами. Когда мы приезжали, то говорили, что не можем исправить всю ситуацию, но дадим вам возможность не думать о каких-либо материальных потребностях. Мы полностью до года обеспечивали ребенка питанием, покупали ему кроватку, коляску, одежду, все необходимое. Матери мы также предлагали психолога. В итоге из 10 человек 9 оставляли ребенка в семье.
Уполномоченный по правам ребенка в регионе Ирина Попова подчеркнула, что при выписке из роддома матери в первую очередь необходимо оказать психологическую помощь.
Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова:
– Конечно, когда рождается ребенок с особенностями развития, мама сначала испытывает шок. Важно поговорить с женщиной, рассказать, что ждет ее впереди, какую помощь ей могут оказать. И не всегда бывает так, что от ребенка отказываются. Первое время проходит, ребенка забирают домой, к ним приходит патронажная медсестра, которая осуществляет контроль за состоянием здоровья новорожденного. Если что-то не получается у родителей, то им оказывается помощь. Наша система дает маме прийти в себя, поменять решение.
Консультант отдела оказания лечебно-профилактической помощи матерям и детям департамента здравоохранения региона Екатерина Борисова рассказала, что проблема отказа детей в роддомах существует очень давно, но благодаря тандему служб поддержки беременных женщин удается с ней справляться.
Консультант отдела оказания лечебно-профилактической помощи матерям и детям департамента здравоохранения региона Екатерина Борисова:
– Мы работаем с женщинами по ранней постановке на учет по беременности. Здесь важен подход к каждой. Мы обращаем внимание на какие-то сложности психологического и материального характера. Группа риска выявляется в самой женской консультации. У нас есть Центр медико-социальной помощи беременным женщинам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Там с женщинами работают и психологи, и соцработники, и юристы.
Также Екатерина Борисова отметила, что после проведенной работы с будущими матерями процент отказа от детей небольшой. Ранее доходило до 40% отказа. В прошлом году отказов от детей в роддомах было порядка 15%, в 2019 году – 14%.
Усыновление или опекунство?
На круглом столе также обсудили то, как появляются дети-сироты.
Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова:
– Дети могут стать сиротами в том случае, если у них погиб единственный родитель или оба родителя. Также если родители ребенка лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы. Кроме того, сиротой считается тот ребенок, от которого отказались в роддоме.
Главный врач Воронежского областного специализированного дома ребенка Алла Краснокутская подчеркнула, что «истинные сироты – это те дети, у которых погибли родители». Остальные же считаются детьми, оставшимися без попечения родителей.
– У нас дети с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в нашем учреждении на попечении находятся 62 ребенка. Но не все они сироты, – отметила Алла Краснокутская.
Также на круглом столе был задан вопрос, какая форма семейного устройства лучше: усыновление или опекунство. Консультант отдела защиты прав детей департамента образования, науки и молодежной политики региона Зинаида Коновалова объяснила, чем отличается одно от другого и какие есть преимущества у каждой формы.
Консультант отдела защиты прав детей департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Зинаида Коновалова:
– При усыновлении ребенок приобретает статус кровного, он является наследником данных родителей. А опека или попечительство – это когда ребенок находится до 18 лет в семье. Дальше приемные родители и ребенок могут поддерживать связь, если захотят, а если нет, то ребенок может уйти и уже жить самостоятельно.
Также она подчеркнула, что усыновление считается приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Консультант отдела защиты прав детей департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Зинаида Коновалова:
– Как правило, опекунами становятся родственники: бабушка, дедушка, тетя, дядя. Если при опеке по достижении 18 лет ребенок, оставшийся без попечения родителей, может встать на очередь по предоставлению жилья, то при усыновлении он теряет все льготы.
Мама троих приемных детей Марина Лисавенко считает, что для ребенка и самих родителей предпочтительнее усыновление.
Мама троих приемных детей Марина Лисавенко:
– Усыновленный ребенок имеет все юридические права любого рожденного ребенка в семье. Для моих детей, на мой взгляд, усыновление – это единственная правильная история.
Денежный вопрос
Зинаида Коновалова рассказала, что в Воронежской области усыновители получают ежемесячно пособие в размере 17 158 рублей на каждого ребенка до 18 лет. При опеке также начисляется ежемесячное пособие. Если это безвозмездная опека, то выплачивается только пособие на содержание ребенка – 6 тыс. в городе и 8 тыс. в сельской местности. Если это возмездная опека по договору о приемной семье, то выплачивается еще плюс к содержанию ребенка вознаграждение приемным родителям.
Консультант отдела защиты прав детей департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Зинаида Коновалова:
– Безвозмездная опека – это когда опека осуществляется близкими родственниками. По данным за прошлый год, у нас 2700 детей, находящихся под безвозмездной опекой. И только 1330 детей на возмездной опеке по договору о приемной семье.
На круглом столе также задали вопрос о том, часто ли бывает такое, что люди усыновляют детей ради денег. Ирина Попова отметила, что таких случаев за все время ее работы не было. Она уверена, что семья бы в этом случае не справилась с задачей.
Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова:
– Очень много семей, которые действительно хотят помочь, воспитать ребенка. Есть приемные семьи, которые постоянно принимают участие в конкурсах, входят в ассоциации. Они приезжают всем составом, эти семьи всегда на виду. Ситуации бывают разные, и со своим ребенком тоже бывает тяжело справиться. У нас в области хорошо работает служба по сопровождению замещающих семей, и любая приемная семья, которая испытывает сложности в воспитании, может туда обратиться. Там проводятся консультации, а также предоставляется помощь психологов, медработников, социальных педагогов.
Менять систему
Если люди захотели стать приемными родителями, прежде всего им необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства.
Консультант отдела защиты прав детей департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Зинаида Коновалова:
– Граждане, которые желают стать приемными родителями, обращаются в органы опеки, там им дают перечень необходимых документов. И один из документов – это свидетельство о прохождении школы приемных родителей. На данный момент все упрощено. Они могут и по интернету пройти обучение, а потом приехать и сдать экзамены. После этого им выдается свидетельство. Со всем этим пакетом документов они приходят в органы опеки, органы выезжают и делают акт обследования жилищно-бытовых условий. В конце выдается заключение о том, могут ли данные граждане стать опекунами или нет.
Мама двоих приемных детей Юлия Величко не считает процесс усыновления сложным. В первую очередь, по ее мнению, необходимо искреннее желание стать родителем.
Мама двоих приемных детей Юлия Величко:
– Пойти взять ребенка – это очень все просто. Хоть и говорят, что сбор документов и поиск ребенка занимает кучу времени. Но это неправда. Тут вопрос в самих родителях, которые приходят. Когда я общалась с врачами, забирая своего первого ребенка, мне сказали, что к ним ходят одни и те же родители несколько лет и не могут определиться, кого взять. То им не подходит цвет глаз, то цвет волос. Тут вопрос к этим людям, для чего вы берете ребенка? Потешить свое эго или стать настоящим родителем и воспитать хорошего человека?
Марина Лисавенко поддержала мнение Юлии и заявила, что ей тоже непонятно, как можно долго выбирать ребенка.
Мама троих приемных детей Марина Лисавенко:
– У нас в системе усыновления знакомство с ребенком происходит не как в кино, когда вы заходите и выбираете из 20 человек. Это бесчеловечно по отношению к детям. Поэтому вам предлагают конкретного ребенка, и вы едете знакомиться. Но у меня такого не было, я вообще не выбирала. Увидела его и забрала. Для меня странно, когда люди после знакомства с ребенком просто уезжают, если он им не понравился.
Уполномоченный по правам ребенка в регионе Ирина Попова убеждена, что необходимо менять всю систему и подбирать не ребенка, а родителя.
Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова:
– Мы должны выбрать семью ребенку, а не чтобы выбирали его. Нужно смотреть, как ребенок реагирует на потенциального родителя. Если он реагирует нормально, значит, контакт налажен, и можно рассматривать этих кандидатов.