Россия отмечает День учителя в среду, 5 октября. Школьное образование вызывает много критики со стороны родителей, свой взгляд на систему есть и у педагогов. Воронежские финалисты конкурса «Учитель года» рассказали журналисту РИА «Воронеж», что нужно поменять в современной школе и каким должен быть сегодня учитель.
Юлия Старых, финалист всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель немецкого языка:
– Главная сложность современного образования в том, что мы не знаем, в каком мире предстоит жить нашим детям, какие навыки и знания им понадобятся. То, что сегодня является реальностью (тот же Skype или банковские карточки), еще пару десятков лет назад было для нас чем-то из области фантастики. Что ожидает наших детей, мы даже предположить не можем. Именно поэтому основная задача современного образования – сформировать потребность и умение учиться. Мыслящий человек, который знает, как и где он может добыть знания, не пропадет в любых условиях.
В Европе студенты практически не ходят на лекции и семинары, их количество сведено к минимуму. Они имеют онлайн-доступ в книжный фонд библиотек, на сайте университета можно найти все необходимые лекции. По электронной почте можно связаться с любым преподавателем. Если студент заинтересован в получении образования, обладает высокой степенью сознательности и самостоятельности, он сумеет воспользоваться всем этим образовательным потенциалом. Думаю, что это правильный путь. Нам пока до него далеко. Но тропки-то надо прокладывать! И начинать надо, естественно, со школы.
Есть одно «но» – наши учителя не всегда сами понимают, как эту самую самостоятельность и ответственность в детях воспитывать. В итоге многое ложится на плечи родителей, которые в лучшем случае учат ребенка тому, чему его не научили в школе. А бывает – просто выполняют работу за него (не осуждаю, понимаю и этих родителей). И результат в итоге обратный тому, которого хотел достичь учитель.
Оксана Терновых, финалист регионального конкурса «Учитель года-2016», учитель биологии:
– Российским школам пора отказаться от пятибалльной системы оценки знаний. Она не дает увидеть личностный рост ученика. Например, школьник сделал в диктанте 20 ошибок, учитель ему поставил двойку. Проходит время, тот же ребенок делает в диктанте восемь ошибок, а учитель снова ставит двойку. Не учитывается, что школьник улучшил знания, что ошибок стало меньше. У получившего двойку прогресс больше, чем у его одноклассника, который сначала написал диктант на четверку, сделав две ошибки, а потом на пятерку. Нам больше подойдет 12-балльная система оценок. Она позволит справедливее оценивать знания детей.
Светлана Спицына, финалист всероссийского конкурса «Учитель года России-2013», учитель истории и обществознания:
– Наиболее важная тенденция современного образования – воспитание человека, который мог бы эффективно работать с информацией, быть конкурентоспособным и при этом эффективно работать в команде. Почему именно это? Объем информации стремительно растет. Современному человеку нужно не просто в ней ориентироваться, но и уметь работать с различными данными, текстами, графиками и другими вещами. Так как объем знаний эластичен, то важным качеством является способность и готовность к непрерывному образованию. Работа в команде, как показывают исследования ученых, позволяет человеку решать задачи личного развития через достижение целей группы. Другими словами, стать счастливым, добиться исполнения своей мечты легче в компании единомышленников.
Основам командной работы человек должен научиться в школе. Сейчас активно развиваются интернет-технологии, но просто сделать видеоурок или использовать сеть для поиска материала к уроку на современном этапе уже недостаточно. Необходимо использовать возможность совместного создания и редактирования онлайн-проектов (будь то текстовые документы, сценарии мероприятий, презентации в среде Google или Microsoft). И, конечно, инициатором, а дальше тьютором, коучем должен стать именно учитель, современный учитель, который сам непрерывно обучается (образовывается) и владеет интернет-технологиями.
Светлана Прокофьева, финалист регионального конкурса «Учитель года-2016», учитель английского языка:
– Развитие педагогического процесса существенно тормозит домашнее задание – в том виде, в каком оно существует сейчас и существовало все предыдущие годы. Мы прекрасно понимаем, что в интернете школьник может найти ответы и решения любых заданий. В начальной школе за детей домашнее задание часто выполняют родители. Ребенок-второклассник говорит в школе, что проект на 40 печатных страниц сделал он, а учителя делают вид, что верят во все это.
На мой взгляд, домашние задания должны быть творческими. Если это математика, то можно провести блиц-опрос в начале урока, чтобы невозможно было заранее знать, о чем будут спрашивать. А в старшей школе домашнее задание – это вообще личное дело ученика. Кто-то считает, что ему нужно повторить пройденный материал дома и занимается самостоятельно, другим достаточно знаний, полученных на уроках. Я скажу, что большая часть знаний дается как раз на уроках.
Ирина Каминская, финалист всероссийского конкурса «Учитель года России-2014», учитель математики:
– Концепция непрерывного образования – основная и очень важная тенденция. Мир быстро меняется, технологии развиваются невероятными темпами, приоритетность и даже просто востребованность тех или иных профессий тоже очень изменчива. То и дело требуются какие-то новые навыки – причем не только профессиональные. Будущий взрослый должен уметь быстро добывать нужные знания, быть мобильным, приспосабливаться к меняющимся условиям. Поэтому мы, учителя, должны не просто выдать ученикам некую порцию информации и немедленно проверить, как она усвоена, а дать им в руки инструментарий, с помощью которого любая информация может быть найдена, обработана, осознана и применена, причем с соблюдением всех нравственных и этических норм. А еще лучше, если мы научим ребенка такой инструментарий моделировать самостоятельно.
С развитием технологий учитель перестает быть единственным и неповторимым источником знаний. Роль мессии уже ему не идет, и хорошо. Ричард Олдингтон сказал: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя. Все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Так вот, чтобы указывать верные дорожки, учитель тоже должен придерживаться концепции образования через всю жизнь. Если он сам не учится чему-нибудь новому, то и научить вряд ли сможет. Поэтому образовываемся, творим, выдумываем, пробуем!