«Учителем года-2016» Воронежской области стала учитель русского языка и литературы из Павловского района Екатерина Крюкова в пятницу, 6 мая. Обладательница гран-при отправится на всероссийский финал учительского конкурса в Самару осенью 2016 года.

Конкурс «Учитель года России» проходит с 1990 года (первые два года назывался «Учитель года СССР»). За это время никто из воронежских педагогов не смог выиграть главный приз – статуэтку хрустального пеликана. Чего не хватило воронежцам для победы, корреспонденты РИА «Воронеж» расспросили самих финалистов всероссийского учительского конкурса с 2010 по 2015 годы.

2010

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Юрий Чурляев, учитель географии воронежского лицея №9

 
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Преодолеть себя, свое волнение. Чувствуя ответственность за наш Воронежский край, трудно выдержать огромную конкуренцию среди лучших педагогов России.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Нет, я так же работаю в школе учителем. Может быть, чаще стали обращаться ко мне по различным вопросам обучения и воспитания.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Я выступил на конкурсе достойно. А почему не победил? Не хватило опыта участия в подобных мероприятиях. И никто не проконсультировал, что хотели от меня увидеть на этом уроке.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Претендент должен быть с хорошим багажом знаний, креативный, добродушный, улыбчивый, располагающий к себе мужчина. У него должен быть опытный наставник.

2011

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Юлия Старых, учитель немецкого языка воронежской гимназии №6

  
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Справится с огромной физической и психологической нагрузкой. В какие-то моменты казалось: все, больше не могу! Помогало то, что видела в других участниках конкурса не конкурентов, а соратников. С одной из коллег завязалась настоящая дружба, которую поддерживаем до сих пор.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Сказать, что жизнь изменилась, не могу, но однозначно изменилась я сама. Стала сильнее, увереннее в себе, окончательно расставила профессиональные и жизненные приоритеты. Конкурс стал не ступенькой к чему-либо, а целым жизненным этапом. Ведь во время конкурса я знала, что уйду из гимназии – уже пять лет не работаю в гимназии №6. Я решила оттуда уйти еще до финала конкурса. Последние годы работала в вальдорфской школе. Последние пять лет в финале всероссийского этапа Воронежскую область представляли три учителя немецкого языка. Я со всеми «немцами» хорошо знакома. Рада, что немецкий язык в Воронеже достаточно силен. Думаю, что с введением второго иностранного во всех школах нашего полку еще прибавится.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Победу в конкурсе не ставила своей задачей. Хотелось испытать себя и увидеть других. Возможно, не смогла продемонстрировать все свои сильные стороны. Но, как ни странно, это прозвучит, свою победу в конкурсе я одержала.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Конечно, было бы замечательно, если бы в этом году победитель воронежского регионального конкурса привез хрустального пеликана, но идти к этому любой ценой не вижу смысла. Любая ложь, неестественность или просто красивые слова на конкурсе очень видны. Надо постараться, оставшись самим собой, показать себя как профессионала. И не стесняться просить и принимать помощь у бывших участников конкурса. Мы все в какой-то момент помогали и помогаем друг другу.

2012

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Евгений Древаль, учитель немецкого языка воронежской школы №75

 
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Бешеный ритм, который требует от участника много умственных и физических усилий. Нехватка времени и сна – пожалуй, самое трудное на конкурсе. А с другой стороны, это же и самое приятное, ведь погружение в конкурс при всем напряжении в итоге дарит удовольствие от проделанной работы.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Моя жизнь как человека и как педагога ничуть не изменилась. Я все так же работаю учителем средней школы №75, как и четыре года назад. Самое главное, что осталось от конкурса – это, наверное, устойчивое желание делать свою работу, минуя прозаичность и шаблонность. Именно в этом, вероятно, и состоит задача конкурса – открыть в учителе творческое вдохновение, необходимое для повседневного учительского труда.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Мне всего хватило. Не хочется говорить банальностей, но все-таки я убежден, что каждый участник всероссийского конкурса смог стать победителем. Каждый финалист представил на российском уровне именно то, что хотел представить, а, значит, уже победил, как минимум, себя. Формальная победа не так уж важна. Ведь любой конкурс включает много субъективного и случайного. Став финалистом всероссийского конкурса, самое дорогое, что я приобрел – это друзей со всех уголков страны, а также осознание того, что мне посчастливилось стать частью большой команды профессионалов.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Рецептов победы, как известно, не существует. Ведь победителями становятся, прежде всего, личности, многие из которых и не мечтали о победе, и не стремились к ней. Конечно, все хотят победить, но на первом месте у конкурсанта все же должно стоять искреннее желание самораскрытия как в профессиональном, так и в личностном плане. И тогда, при удачном слиянии счастливых звезд, хрустальный пеликан все-таки прилетит и в наш город.

2013

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Светлана Спицина, учитель истории и обществознания воронежской школы №81

 
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Подготовка к конкурсным заданиям вызывала затруднения из-за недостатка времени. Но ведь это есть суть нашей профессии – ежедневные уроки, разговоры с учениками и их родителями, а значит, на конкурсе лишь показываем, как мы это делаем.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Не жизнь, а мое отношение к некоторым вещам. После конкурса начинаешь по-новому воспринимать детей, сидящих в классе, свою собственную работу. В некотором смысле, расширяются горизонты, и становится видно то, чего не замечал раньше.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Наверное, самой себя. Понимания, что победа – это ты сам, твое мастерство, какие-то профессиональные секреты.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Помните, что это всего лишь конкурс. Но не нужно относиться к нему легко, потому что это все-таки конкурс. Нужно быть самим собой. Наслаждаться тем, что на столь высоком уровне есть возможность показать свои способности.

2014

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Ирина Каминская, учитель математики воронежской гимназии имени Басова

 
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Оставаться собой. Не угадывать, чего хочет жюри, не пытаться соответствовать критериям, не слушать других участников о том, «как надо», а просто быть собой. Еще очень трудно было убедить свой организм, что ничего особенного не происходит, и «уговорить» его немного расслабиться и поспать.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Кардинально – нет. Я так же учу детей – занимаюсь любимым делом. Но в этом деле появилось много новых друзей и единомышленников, и это главный итог конкурса для меня.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Наверное, стойкости и бешеного желания победить. И уверенности в себе.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Во-первых, готовиться нужно ко всем этапам, даже к самым последним. Во-вторых, надо психологически настроиться и целью подготовки делать не победу, а собственное достойное выступление.

2015

Победитель регионального конкурса «Учитель года» Софья Дроботова, учитель немецкого языка воронежской гимназии №6

 
 

Что было самым трудным на всероссийском этапе конкурса

Этап подготовки, то есть заочный этап. Сбор и заполнение документов, выполнение заочных заданий. Куда интереснее работать не тет-а-тет с компьютером, а с живыми людьми, общаться и делиться, получать настоящие эмоции.

Изменилась ли жизнь после победы в областном этапе «Учителя года»

Жизнь в профессии не то чтобы изменилась, стали разнообразнее ее формы. Например, появилась интересная возможность побывать членом жюри городского и районного этапов конкурса, посмотреть его изнаночную сторону, убедиться, что участвовать интереснее, а судить сложнее.

Чего не хватило до победы на всероссийском этапе «Учителя года»

Сложный вопрос, что считать победой. Само звание «победитель»? Для его получения мне не хватило более полного понимания своих задач. Да и уровень был высокий, шутка ли – почти 80 лучших учителей страны собрались. В остальном я довольна собой и тем, как себя показала на конкурсе, довольна приобретенным опытом, вот уж что поистине – победа.

Совет воронежскому финалисту «Учителя года России-2016»

Верьте в свои силы, а главное – ставьте правильные цели. Не думаю, что установка «привезти Пеликана» самая правильная. Пусть вашей целью станет общение в профессиональном сообществе, получение опыта. Такая мотивация сделает вас более свободными, даст возможность просто делать свое дело, а уж это вы можете! Удачи вам, финалист. И помните, вы уже в числе лучших учителей России.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter