, Воронеж
  • 6119

Чемпион мира по ледовому спидвею в Воронеже: «Наши мотоциклисты – лучшие на планете»

Даниил Иванов встретился со студентами в рамках празднования 100-летия ВГУ.
Чемпион мира по ледовому спидвею в Воронеже: «Наши мотоциклисты – лучшие на планете» Чемпион мира по ледовому спидвею в Воронеже: «Наши мотоциклисты – лучшие на планете»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Чемпион мира по ледовому спидвею Даниил Иванов встретился с воронежцами в рамках празднования 100-летия ВГУ в субботу, 15 сентября. Атлет рассказал студентам об опасности своего вида спорта, сравнил популярность мотогонок в России и Европе и объяснил, почему у его мотоцикла нет тормозов. Корреспондент РИА «Воронеж» собрал самые интересные цитаты лучшего спидвей-гонщика планеты.

О начале карьеры

– Лет в пять или шесть я уже ездил на мопеде «Дельта». Пошел в спортшколу, начинал с мотокросса – это гонки на грунте по замкнутой трассе с естественными и искусственными препятствиями. Им я занимался до 15 лет, потом ушел в гаревый спидвей (соревнования на овальной трассе с гаревым покрытием. – Прим. РИА «Воронеж») и мотогонки на льду. Это хорошая база для начала карьеры, школа, многие с этого начинают. Позанимаешься им – будешь хорошо чувствовать мотоцикл. А потом с возрастом понял, что надо учиться чему-то новому, развиваться. Я попробовал ледовый спидвей. Некоторое время летом соревновался на гаревом покрытии, зимой – на льду. А два года назад я закончил с гаревым спидвеем, в России осталось мало команд, ради результатов пришлось бы уезжать в другую страну.

Об особенностях спидвейного мотоцикла

– Мотоцикл должен весить не менее 110 кг, у меня он весит 119 кг. Требований много. Объем двигателя – не более 500 куб. см. В моторе – обязательно два клапана. Нельзя ставить титановые запчасти. А вот амортизаторы каждый ставит сам под себя. Наши мотоциклы, можно сказать, из серии «собери сам». Рамы голландские, амортизаторы шведские, моторы чешские, трубы и сцепление английские. Все это заказываешь и собираешь с механиками в гараже. Тормозов на мотоцикле вообще нет. Это не нужно. У нас есть ручка газа. Открываешь – ускоряешься. А когда закрываешь, мотор сам тормозит твои колеса. Перед поворотом закрываешь ручку лишь частично, чтобы сбросить скорость.

Мотоцикл в спидвее, кстати, работает не на бензине, а на метаноле. Это метиловый спирт, он очень вредный. Были люди, которые пытались его пить. Глотнешь 30 г – слепнешь. А если выпить 50 – все, спасти человека шансов нет. Покрышки наших мотоциклов – особенное дело. Мы ездим на старой резине, которую выпустили в восьмидесятых, такой больше не делают. Она не теряет эластичности на морозе. И из-за дефицита старой резины каждая покрышка обходится примерно в 500 евро.

О подготовке мотогонщиков

– Как таковых тренировок нет. Есть сборная России – 16 человек. В конце ноября они собираются, начинается предсезонная подготовка длиной примерно в десять дней. А потом начинаются гонки. Тренироваться между ними нереально, потому что соревнования проходят по выходным, а все время между ними занимает переезд из одного города в другой. В пятницу, субботу и воскресенье ты в Благовещенске, а на следующих выходных ты уже выступаешь в Уфе или Тольятти. Так что на тренировки времени просто не бывает.

О господдержке мотоспорта

– Государство поддерживает мотоспорт. В Самарской области есть клуб «Мега-Лада», это бюджетная организация. А клуб предоставляет мотоцикл, зарплату гонщикам и механикам, оплачивает командировки на соревнования. Весь бюджет просчитывается до начала сезона. Спортсмен определяет, сколько ему нужно на подготовку к сезону, потом согласует это с руководством. На эти средства ты заказываешь запчасти и все, что тебе нужно. А выступаем на тех же открытых стадионах, на которых проходят соревнования по конькобежному спорту.

О том, почему русские гонщики – лучшие в мире

– Чемпионат мира – это соревнования 18 быстрейших гонщиков планеты. Россия на нем имеет квоту в пять спортсменов. Мы в хороших отношениях с иностранными гонщиками, общаемся, помогаем им при необходимости. Зарубежные спортсмены часто приезжают в Россию на сборы, потому что здесь зима начинается намного раньше. Они очень довольны тем, что могут тренироваться вместе с русскими. Ведь чемпионат России – самая сильная гонка в мире. В нем участвуют 16 русских гонщиков, а наши мотоциклисты – лучшие на планете. Мы профи, а за рубежом нет клубов, гонщики занимаются спортом сами для себя. Тебе никто не платит из бюджета, ты сам за себя. Купил запчасти – сам же в гараже и собрал мотоцикл из того, что есть. Из-за этого мотоспортом занимается меньше людей, соответственно – ниже уровень конкуренции. Честно скажу – оказаться в пятерке лучших на чемпионате России труднее, чем попасть в пятерке лучших на чемпионате мира. Иностранцы тянутся за нами, пытаются научиться чему-то.

О травмоопасности мотоспорта

– Наш вид спорта травмоопасен. Самый тяжелый случай и так понятен – это летальный исход. В 1993 году российский гонщик Николай Нищенко упал и врезался в бетонную стену, он погиб. Переломы случаются, сильные ушибы. Но особенно частый случай – рваные раны. У меня есть шрамы от них. Бывает, на повороте под тебя попадает соперник, и его мотоцикл режет тебе руку или ногу. Ты даже не падаешь, а просто сходишь с дистанции.

Я свою травму, от которой остался шрам, получил в 2005 году. Я тогда впервые попал на чемпионат мира, и через две недели после получения повреждения у меня был полуфинал. Рука и нога были порезаны. Я пролежал неделю в больнице и улетел в Германию, где должны были пройти соревнования. Неделю я катался на велосипеде, чтобы разработать ногу. Перед гонкой я пришел на медицинский контроль, у меня тогда даже швы не были сняты. И врач заставил меня приседать и отжиматься. Видимо, знали, что у меня травмы, и не хотели допускать до гонки. Но я сквозь слезы отжался, поприседал и потом попал в финал. Было очень тяжело, потому что мы постоянно используем одну ногу для поворота. При езде ты держишь ее на весу в согнутом положении, а у меня мышцы были перерезаны, нога очень уставала.

О «девичьих» видах спорта и личной жизни

– Я никогда не встречал девушек в ледовом спидвее. В мотокроссе они есть, но их мало. На мой взгляд, технические мотоциклетные виды спорта – не женское дело. Для девушек хороши гимнастика, плавание. А мотоспорт портит фигуру, ноги и руки совсем другие становятся. Ну и личная жизнь оказывается под угрозой.

Когда я занимался и гаревым, и ледовым спидвеем, я все время был на соревнованиях, жена даже подсчитала, что за весь срок ее беременности я пробыл с ней рядом в сумме 33 дня. А теперь я сосредоточился на ледовом спидвее, летом занимаюсь общефизической подготовкой, а с наступлением холодов начинаются сборы. Так что летом я почти все время рядом со своей семьей.

О городах России, в которых развит мотоспорт

– На Урале мотоспорт очень хорошо развит. Там и мотокросс, и ледовый спидвей поддерживают. В региональных бюджетах есть статьи на поддержку клубов, школ. В Свердловской области есть очень серьезные большие спортшколы, у нас в Тольятти отличная детско-юношеская школа, там занимаются около 100 детей. Они лет с пяти ездят на специальных маленьких мотоциклах. Научившись азам, они выбирают, в какой из видов мотоспорта им переходить. Я родился в Каменске-Уральске, у нас часто отцы-мотоциклисты приводят своих детей в секции. У меня самого и отец, и старший брат много лет отдали мотоспорту. И когда дети подрастают, это превращается в какую-то семейную конкуренцию, все это влияет на развитие.

О популярности ледового спидвея

– Несмотря на то что наши гонщики являются лучшими в мире, я не могу назвать мотоспорт очень популярным в масштабе страны. Еще в 80-х в стране было две лиги, то есть 15-18 команд. А сейчас команд четыре. Просто раньше мотоспорт был массовым, многие рассматривали его как способ проведения досуга. А сейчас ты понимаешь, что гонки – твоя работа. Ты профессионал. И из-за того, что все это затратно, количество команд уменьшилось. В моем городе люди узнают меня в лицо. Но в других регионах такого нет, ведь спидвей в отличие от хоккея и футбола редко показывают по телевизору. Хотя я считаю, что у нас зрелищный, быстрый и динамичный вид спорта. Хочется, чтобы интерес был выше.

У нас в стране гонки проходят регулярно, а в среднестатистической европейской стране – раз в год. Там продажа билетов за 30-50 евро на мартовское событие начинается в январе. И билеты разбирают недели за две максимум. А в России 2-3 тыс. на стадионе вместимостью в 15 тыс. – это норма. Иногда выходишь на построение, смотришь на пустоты на трибунах, и стыдно становится. Хотя я понимаю, что сидеть на стадионе в –20 градусов не всем захочется. Приходят настоящие преданные этому виду спорта болельщики.

Справка РИА «Воронеж»

Даниил Иванов – мотогонщик, атлет Red Bull. Родился в Каменске-Уральском в 1986 году. С семи лет стал заниматься мотоспортом, пойдя по пути отца и старшего брата. Уже в 15 лет стал чемпионом России по мотокроссу. После этого перешел в гаревый и ледовый спидвей, в 16 лет дебютировал во всероссийских соревнованиях среди юношей. В 2011 году завоевал «серебро» личного чемпионата России. Соревновался в польских и шведских лигах.

Иванов – восьмикратный чемпион России по спидвею в командном зачете, двукратный чемпион мира в личном зачете и семикратный – в командном. В 2012 и 2014 годах его признавали лучшим гонщиком России. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: